В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
За плечами еще один непростой год. Время подводить итоги и строить планы на будущее, ключ к пониманию которого, как известно, кроется в хорошем знании прошлого. Буду откровенен, за вычетом передовиц с отчетами о проведенных конференциях, выставках, шоу и прочих тематических мероприятиях (каковые проводятся в большом количестве и наиболее актуальные из них достаточно полно освещаются в ряде профильных изданий, в том числе и моем любимом Broadcastung, который вы держите в руках) лично для себя я выделил следующие интересные тренды.
Появление новых отечественных и приход зарубежных медиакомпаний продолжается. Хочется надеяться, что с ростом числа игроков и обострением конкуренции между телеканалами будет расти и качество контента, а также будут появляться новые форматы медиа.
Несмотря на, казалось бы, неравные стартовые условия при выходе на рынок новых отечественных телеканалов и уже завоевавших популярность за рубежом опытных игроков “оттуда”, можно отметить, что мы не боимся конкуренции и, пожалуй, один из ярких примеров – это телеканал “Дождь”. В противовес неповоротливым и тяжеловесным федеральным игрокам он радует публику актуальной, весьма свежо подаваемой информацией, скажем так, зачастую альтернативной официальной позиции властей. На этом примере подтверждается тезис о том, что нишевый сегментированный продукт может и должен обыгрывать “старое” телевидение.
Недавно ФАС опубликовала данные по объемам размещения рекламы на федеральных каналах за 2009–2010 годы, из которого видно, что почти все федеральные каналы понемногу уступают доли рынка нишевым игрокам.
Известный факт, к которому всегда апеллировали медиа-селлеры тематических каналов, – хорошая таргетирован-ность аудитории при значительно меньшей стоимости тысячи контактов наконец-то начинает осознаваться рекламодателем. Новое время диктует новые подходы: если раньше маркетинговые бюджеты позволяли “ковровые” медиабом-бардировки потенциальной аудитории, то сейчас действительно приходится опробовать новые инструменты или хотя бы новые медиаплощадки, альтернативные традиционным.
Этот же факт не отрицают и коллеги из TNS Russia, подтверждая существующую тенденцию роста внимания к нишевому медиапродукту, которая связана с фрагментацией аудитории.
Однако и в отношении TNS наметилась противоречивая ситуация.
С одной стороны, данные TNS по-прежнему являются валютой медиарынка: именно на их основе принимаются решения о распределении рекламных бюджетов. Это некий устоявшийся подход, каждый “продажник” знает, что наличие статистики телесмотрения от ведущего игрока рынка исследований значительно облегчает задачу продажи медиапродукта рекламодателю и помогает устанавливать критерии для оценки стоимости размещения.
С другой стороны, многие операторы IPTV, в силу технологических особенностей этого формата передачи сигнала обладающие возможностью получать полную реальную картину телесмотрения транслируемых ими каналов собственными абонентами, говорят о резком расхождении собственной статистики с данными TNS. Проскакивало даже мнение, что рынок созрел для перехода к новой модели оценки медиаэффективности.
Посмотрим, что ответит TNS (а то, что там работают очень умные люди, не подлежит ни малейшему сомнению). Удастся ли им отстоять свою рыночную нишу в ТВ-сегменте, особенно с учетом грядущей цифровизации всея Руси?
Вот и еще один интересный тренд. Пока назначенный на высшем уровне монополист-цифровизатор РТРС работает над подготовкой инфраструктуры в регионах, тамошние игроки (зачастую при поддержке местных политических элит) вовсе не собираются опускать руки. Кое-где уже сформированы цифровые сети вещания со значительной абонентской базой, технологически более современные и эффективные, чем создаваемые РТРС, которая вынуждена действовать в рамках, заданных ей Федеральной целевой программой. Заглядывая вперед, сложно представить, что при прочих равных люди откажутся от уже существующего “телевидения от местного оператора” в пользу нового государственного игрока, предлагающего заведомо меньший спектр услуг, который при этом требует еще и покупки нового абонентского stb-устройства. Чем все это закончится? Будем внимательно наблюдать…
Не стихает вялотекущая война между операторами и каналами по принципиальному вопросу: кто кому платит. Но и они порой готовы заключать временные союзы, объединяясь в коалиции, когда возникают вопросы к Российскому авторскому обществу, чью политику охраны авторских прав не всегда можно назвать однозначно понятной и бесспорной, отчего и воспринимается эта уважаемая организация зачастую крайне негативно теми, с кем она, по идее, должна самым тесным образом сотрудничать. Было бы здорово, если бы в наступающем году стороны смогли бы услышать друг друга и договориться.
Ну и вообще… Было бы здорово, если бы люди умели договариваться ко взаимной выгоде. Декабрь 2011 года выдался непростым в этом смысле во всех отношениях, включая и политическую жизнь нашего государства, а зима и весна 2012 года протекут в неменьших страстях, и немалая их часть тяжелым бременем ляжет на наши СМИ. Очень хочется диалога, который, к сожалению, невозможен, если хотя бы одна из сторон к нему не готова.
Желаю всем нам счастья в новом году, а если и потрясений, то только самых позитивных и ярких. Ваше здоровье, дорогие коллеги!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2011
Посещений: 10477
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций