В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Последнее время все чаще слышны разговоры о консолидации операторов связи, происходящей сейчас на российском рынке. Если переводить все это на русский язык, то получается не так звучно и красиво, но значительно понятнее. Крупные компании активно начали скупать кабельных операторов по всей стране.
Происходит это так стремительно, что порой не успеваешь отслеживать, кто к кому присоединился. Процесс слияния и поглощения был прогнозируем, так как иностранный опыт уже показал, что в лучшем случае в стране останется не больше 5–10 крупных компаний. Но в России все всегда происходит неожиданно. То зима подкрадется незаметно, в декабре. То консолидация какая-то нагрянет!
Зачем происходит объединение компаний – понятно всем. Чем больше компания, тем эффективнее ее финансовая деятельность, а следовательно, растет ее капитализация. Именно поэтому сейчас происходит слияние операторов по всей нашей необъятной Родине. Накопив необходимые объемы, крупные операторы выходят на IPO – начинают продавать свои акции на бирже. Это и есть основная цель, к которой стремятся практически все компании.
Меня удивляет другой момент. Почему кабельные операторы с такой нескрываемой ненавистью воспринимают эти перемены? Конечно, любые изменения, которые происходят в уже привычной и размеренной жизни, даются всем тяжело. Но есть реалии, от которых нельзя просто так отмахнуться, как от назойливой мухи. Нет смысла кричать на каждом углу: “Спасите! Нас покупают! Караул!” Этим делу не помочь. Необходимо предпринимать какие-то шаги.
Очевидно, что в условиях рынка в ближайшие годы произойдет объединение большинства кабельных операторов в несколько крупных холдингов. И говорить о том, плохо это или хорошо, абсолютно бессмысленно! Это некий неоспоримый факт!
Но не стоит забывать о том, что из любого правила есть исключения. Консолидация не будет происходить любой ценой и повсеместно. Помимо крупных операторов, на рынке останется поле и для небольших кабельщиков. Безусловно, самостоятельных операторов будет не так много, но останутся только те, кто сможет конкурировать с большими холдингами, предлагать качественный контент и нестандартные, новые услуги для абонентов. Небольшие компании имеют ряд преимуществ: они более гибкие и имеют возможность быстрее реагировать на потребности абонентов.
На мой взгляд, существует всего три пути, как может развиваться эта ситуация для кабельного оператора. Первый – довольно простой. Продаваться и пытаться продаваться максимально дорого. Второй – до последнего отказываться от предложений продажи собственной компании и гордо ждать, пока вас обложат со всех сторон более мощные и крупные конкуренты. В итоге скорее всего вас вынудят продаться, но уже на менее выгодных условиях. Но есть еще и третий вариант. Если вы уверены, что можете конкурировать и готовы отстаивать свои интересы, то начинайте готовиться к серьезной борьбе за абонента и за существование своей компании как отдельной структуры.
Небольшие операторы не только более гибки по сравнению с крупными холдингами, но и более клиентоориентированы. Большинство крупных компаний утверждают пакеты телеканалов для всех своих кабельных сетей на территории РФ в Москве, а это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, это позволят оптимизировать затраты. С другой – при составлении общего для всех филиалов пакета каналов очень часто не учитываются особенности конкретного региона. Это позволяет средним и малым кабельным операторам умело лавировать и делать более конкурентоспособные предложения абоненту.
Есть еще одно надежное средство, которое может помочь операторам отстоять свою независимость – “волшебная палочка маркетинга”! Чтобы не только удержаться на плаву, но и развить свой бизнес, необходимо все время быть на связи с абонентом, проводить PR- и маркетинговые мероприятия, продвигать свои услуги, разрабатывать программы, рассчитанные на повышение лояльности. В связи с тем что конкуренция за последние годы серьезно возросла и среди телеканалов, подавляющее большинство компаний, представляющих на рынке платного телевидения свой контент, заинтересовано в проведении совместных с кабельными операторами маркетинговых акций.
Так что возможностей и инструментов для того, чтобы обезопасить свою компанию от продажи, предостаточно. Необходимы только желание работать, креативный подход и немного везения!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2011
Посещений: 9957
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций