Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телевидение XXI века

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телевидение XXI века

1 октября 2011 года является знаменательной датой для российского телевидения, а именно: прошло уже 80 лет с начала регулярного телевещания в нашей стране.
За все годы становления и развития отечественного телевидения благодаря стараниям множества талантливых людей оно превратилось в огромную отрасль, насчитывающую сегодня сотни телеканалов, вещающих на территории нашей страны и за ее пределами. Все мы помним, каким оно было, но точно не сможем сказать, каким оно будет в будущем. Именно с этим вопросом мы и обратились к представителям отрасли и задали всего один вопрос: каким вы видите будущее российского телевидения?

Будет сформировано новое направление 3DTB

Марк Кривошеев
Главный научный сотрудник НИИР, почетный председатель исследовательской комиссии по вещанию в МСЭ-Р (ИК 6), д.т.н., проф.

У меня есть несколько мыслей.

Первое – о перспективах объемного ТВ-вещания. Достигнутый прогресс в технологиях ТВ и ШПД сегодня позволяет уверенно сформировать новое направление 3DTB, предсказанное еще на старте изучения ТВ сверхвысокой четкости. Для краткости назовем его "3DTB без использования технологий 3DTB". Дело в том, что в начале 1990-х годов по предложению нашей страны 11-я исследовательская комиссия МККР (по ТВ-вещанию) приступила к международной стандартизации ТВ сверхвысокой четкости. Верхняя иерархия – 7680х4320 пикселей. Это в 16 раз больше, чем в ТВЧ.

В Японии компания NHK впервые реализовала такую систему и намечает начать ее внедрение в 2020 году в режиме спутникового ТВ-вещания.

Как и предсказывалось, столь высокая четкость не только коренным образом повышает качество изображения, но и ввиду особенностей его восприятия создает эффект непосредственного участия зрителя в демонстрируемых событиях. Это убедительно подтверждают демонстрации, которые проводит NHK в последнее время. Например, что 3DTB в значительной мере может обеспечиваться с помощью лишь одной камеры и плоского экрана без каких-либо ныне используемых технологий 3DTB, но при очень высокой скорости потока.

На это достижение хотелось бы обратить внимание вещателей, операторов и поставщиков услуг ШПД.

Имеются основания подтвердить рекомендации по использованию систем сверх/ультравысокой четкости для демонстрационных целей на Олимпиаде в Сочи и для передачи на большие экраны в наши города и за рубеж.

Это придало бы Олимпиаде-2014 еще одну новую привлекательную особенность.

Второе – будет обеспечено сопряжение традиционных сред передачи с Интернетом. Возрастет многопрограммность в домашних и мобильных условиях. Значительно расширится возможность создания и обмена персональными программами.

Третье – домашнее телевидение дополнит наружное телевизионное вещание с использованием видеоинформационных систем (ВИС), давно предсказанных у нас в стране. При этом большие экраны будут устанавливаться в многолюдных местах, работать днем и ночью, в любых климатических условиях. Многочисленные рекламные щиты будут во многом заменены телевизионными экранами, смогут располагаться на стенах зданий и не будут нарушать архитектурный облик города.

Также стоит обратить внимание на вопрос преодоления трудностей многостандартности в ТВ и радиовещании. В последние годы возрастает количество стандартов, в том числе региональных и национальных. Чтобы значительно облегчить ситуацию, складывающуюся с многостандартностью, Россия предложила концепцию всемирного вещательного роуминга (ВВР). Что это значит? Это значит, что абонент, обладающий универсальным терминалом, будет иметь возможность принимать любые известные стандарты в любой зоне вещания, так же, как это происходит в мобильной связи, которая обеспечивает для своих абонентов роуминг при перемещении независимо от зоны действия мобильной связи. То есть всемирный вещательный роуминг придет в телерадиовещание, и не будет никаких проблем, связанных с множеством систем, поскольку процессор, находящийся в таком терминале, автоматически будет распознавать программу и адаптировать все параметры устройства для получения и воспроизведения необходимого вида информации. И вообще, телерадиовещание станет более многофункциональным, оно не только будет интерактивным, но и позволит одновременно получать десятки видов необходимой для жизни человека информации, станет действительно основой для информатизации общества.

Сращивание телевидения с Интернетом

Ренат Галеев
Заместитель директора по дистрибуции телеканала “ЖИВИ!”

Наконец-то развитие рынка выходит на новый уровень, когда телезритель начинает активно потреблять тот продукт, который интересен только ему. Формировать тенденции развития телевидения будет реализованная возможность и потребность телезрителя выбирать, что и когда ему смотреть, через какую среду. Исходя из этого, предполагаю, что будут преобладать две краткосрочные тенденции. Первая тенденция – сращивание телевидения с Интернетом, дополнительное введение в его среду потокового видео

телеканалов и размещение отдельных программ Вторая – стремление к определенной аудитории, то есть эфирные каналы будут менять свои концепции с учетом интересов и потребностей телезрителей и ориентироваться на конкретную и понятную для рекламода теля аудиторию, а тематические каналы будут отрабатывать свои узкие тематики и аудиторию, на которую они ориентированы изначально.

Ближайшее будущее платного телевидения мне видится в мрачных красках. Хотя, может, я неправ, и это будет эволюционный процесс перехода количества в качество. Я думаю, из 300 телеканалов, которые есть на сегодняшний день, к концу 2013 года останется 150–200. Конечно, будут появляться новые каналы, которые восполнят предложение по тематическому контенту, но смогут они выжить только при условии выбора актуальной на тот момент стратегии и наличия долгосрочных ресурсов (востребованного продукта, профессиональной команды, количества финансовых средств на определенный период). Но я бы разбавил мой мрачный прогноз более светлыми красками. Я верю в то, что телевидение вырастет из коротких штанишек развлекательной, потребительской, шокирующей, криминальной направленности и станет телевидением познавательно-развлекательно-просветительским. И это будет возможно только под воздействием предпочтений наших телезрителей.

Единые платформы и форматы для передачи контента

Дмитрий Минеев
Chief Content Officer Zoomby

Уверен, что эфирное телевидение не будет сдавать свои позиции в ближайшие несколько лет, несмотря на существующую точку зрения о том, что ТВ уступает Интернету как в плане аудитории, так и в плане привлекательности для рекламодателей. Телевидение будет переживать очень важный этап конвергенции с Интернетом, что приведет к созданию интегрированного продукта – появятся единые платформы и единые форматы для передачи контента конечному пользователю. То есть пользователь-зритель будет иметь доступ к огромной базе лицензионного контента через единый ресурс (например, телевизор). Уже сейчас эта тенденция четко проявляется в телевизорах с функцией Net TV или Smart TV, то есть с доступом в Интернет. Безусловно, нельзя забывать о гаджетах! Уровень проникновения Интернета и технологий растет, гаджеты продолжат свое гордое шествие по стране, предлагая пользователям доступ и к телевидению, и к Интернету.

Ну а мы, видеопорталы, продолжим пополнять библиотеку контента и предлагать больше технологических новшеств пользователю для более удобного просмотра телеконтента.

Взаимная интеграция интернет- и ТВ-продуктов

Андрей Димитров
Управляющий директор телеканала “МУЗ”

Уже наметившаяся тенденция консолидации и укрупнения игроков рынка путем приобретений и слияний будет продолжаться в течение ближайших лет. Сейчас происходит некоторая перетасовка или так называемая перестановка сил, которая в итоге и сформирует карту медиарынка России на ближайшее будущее.

Вместе с тем телевизионные компании будут больше внимания
уделять усилению брендов, то есть маркетинг и продвижение отдельных брендов будут, безусловно, развиваться.

Конечно, никуда не деться от вечной темы конкуренции телевидения и Интернета. Хотя в общем-то и конкуренции нет, скорее наблюдается некая взаимная интеграция интернет- и ТВ-продуктов: очень многие телеканалы запускают свои виеопорталы, таким образом охватывая большую аудиторию и монетизируя сегмент интернет-видео. Думаю, у ТВ и Интернета впереди длинный и успешный путь совместного развития, учитывая в том числе темпы роста социальных сетей в России и потенциал интерактивных продуктов.

Интерактивная модель вещания

Денис Рычка
Руководитель пресс-службы ГК “АКАДО”

Если говорить о ближайшей перспективе, то телевидение будет находиться под влиянием Интернета – это и влияние социальных медиа, и выход в режим онлайн-трансляции, а также переход на интерактивную модель вещания, когда зритель становится причастным к созданию контента.

Конечно, будет конкуренция между традиционным и онлайн-телевидением, но определить победителя будет трудно, так как в итоге мы будем иметь взаимопроникновение этих сред. Каждая из них возьмет что-то полезное и интересное для своих пользователей.

Основные федеральные телеканалы сегодня работают по модели развлекательного телевидения, при этом в последнее время появились телеканалы крупных медиахолдингов, которые работают в нише информационного телевидения. То есть заметно увеличение тематического телевидения и, наоборот, нивелирование крупных федеральных телеканалов, как основного инструмента информирования общества. Эта тенденция будет только усиливаться в будущем. Не исключено, что через некоторое время российский телезритель перейдет в Интернет, для того чтобы получать оперативную общественно-политическую информацию, а к телевидению будет обращаться за приятным времяпрепровождением и для удовлетворения потребностей в широком просвещении.

Привлечение узкотаргетированной аудитории

Роман Столярский
Генеральный директор холдинга “Ред Медиа”

1 октября мы празднуем ровно 80 лет с начала регулярного телевещания в нашей стране. Эта дата знаменательна не только для таких ТВ-гигантов, как федеральные каналы, но и для молодых производителей нишевого ТВ. Хотя тематическое ТВ существует всего около 10 лет, за это время оно успело превратиться в самостоятельный сегмент телевизионного рынка.

Безусловно, изо дня в день телевизионный рынок расширяется и модернизируется. По моему мнению, существует несколько основных тенденций развития телевидения в России. Во-первых, вывод на рынок большого количества новых специализированных телеканалов приводит к увеличению доли зрителей, отдающих предпочтение нишевому телевидению. Широкий спектр предложений позволяет телеаудитории получать доступ к контенту, отвечающему ее индивидуальным запросам. А рекламодателям, в свою очередь, предоставляется возможность привлечения узкотаргетированной аудитории.

Во-вторых, техническое и технологическое развитие отрасли приводит к внедрению новых стандартов качества потребления телевизионных услуг. Относительно недавно распространение получила технология High Definition, начали производиться каналы в 3D, не за горами 4D и даже 5D.

В-третьих, появление новых решений в сфере передачи данных послужило толчком к интеграции телевизионного продукта в другие среды. Таким образом, наблюдается тенденция не массового, но достаточно устойчивого перехода зрителей от традиционного телесмотрения к просмотру контента посредством Интернета или мобильных устройств.

Консолидация кабельных операторов

Алексей Кроль
Генеральный директор платных телеканалов Viasat на территории России и стран СНГ

Я думаю, что кабельное телевидение в России будет развиваться по тем же законам и принципам, которые сейчас успешно работают в тех странах, где нишевое платное телевидение появилось несколько десятилетий назад. Это прежде всего США и страны Европы. В ближайшие годы в России будет происходить консолидация кабельных операторов. По прогнозам аналитиков большую часть кабельного рынка поделят 5–7 крупных компаний. Мы видим, что уже сегодня этот процесс активно происходит в России.

Если говорить о контенте, то конкурировать между собой будут, в большей степени, компании, которые занимаются пакетными продажами и предоставляют возможность телезрителю получать качественный контент. Сейчас на рынке платного телевидения представлено около 300 каналов, но при этом лишь немногие компании могут заявить, что имеют абонентскую базу хотя бы в три миллиона.

Тенденции, которые сейчас существуют на рынке, говорят о том, что в ближайшие несколько лет произойдет естественный отбор как среди кабельных операторов, так и среди телеканалов. Уверен, что все эти изменения благотворно повлияют на конечного потребителя – телезрителя.


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2011
Посещений: 10513

Статьи по теме

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций