Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Возможные способы привлечения финансирования в медиакомпанию в современных условиях. Часть 1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Возможные способы привлечения финансирования в медиакомпанию в современных условиях
Часть 1

Для мировых рынков наступило очень непростое время. Последние два года многие компании борются не за освоение новых рынков, не за увеличение капитализации и прирастание новыми активами. На первое место выходят вопросы выживания и повышения собственной эффективности. Для большинства компаний "золотые времена” уже скрываются за горизонтом, хотя кажется, что недалекое прошлое очень скоро вернется, и все вновь заживут весело и счастливо. Во многом условия неблагоприятной рыночной конъюнктуры оказывают такое же разрушающее воздействие и на медиакомпании. Хотя, безусловно, как и для каждой отрасли, сфера медиа имеет ряд своих нюансов


Андрей Дорофеев

Портал “Куда Деньги.ру"

Дело в том, что емкое понятие “медиа" охватывает весьма неоднородный массив компаний различной специализации - от производства до распространения различных видов аудио-, видео-, печатного и электронного контента. И если, например, по рынку печатной прессы и радио кризис ударил в большей степени, то телевидение пострадало меньше (если говорить о крупных эфирных каналах федерального уровня), а сегмент Интернет и вовсе показал положительную динамику роста доходов за 2008-2009 годы.

В целом процедура привлечения финансирования для любой компании выглядит одинаково (рис. 1).


В том случае, если у компании есть собственные средства на развитие бизнеса или запуск нового направления, она может использовать собственное финансирование.

Если собственных средств на осуществление этого проекта у компании нет, она использует привлеченное финансирование - либо привлекая стратегического партнера, либо беря кредиты, либо используя какие-то другие способы.

Пища для размышлений

Разумеется, если у вас есть деньги, отложенные специально на запуск нового проекта, то можно просто перевернуть страницу и перейти к чтению более актуальных материалов. В том случае, если вам приходится задумываться о привлечении внешнего финансирования, возможно, эта статья даст вам некоторую пищу для размышлений.

В предшествующий кризису период на отечественном медиарынке, как грибы после дождя, множились самые разнообразные медиаплощадки - запускались нишевые телеканалы, радиостанции, глянцевые издания и т.д. Отчасти ситуация подогревалась еще и тем, что в России имелась масса весьма состоятельных частных лиц и собственников предприятии, которые могли себе позволить инвестировать в малопонятный им самим проект с туманными перспективами, что, однако, автоматически давало собственнику статус "у него свой телеканал есть!”, “она собственный гламурный журнал издает!!!” и т.п. -принимая во внимание, что затраты на старт такого проекта и ежемесячная “рента на поддержание штанов" составляют в среднем порядка 100-150 тысяч долларов, многие состоятельные господа могли позволить себе такой эксперимент, проходил год, от силы - два, проект сворачивался, но на смену ему приходили новые идеи и новые инвесторы, и жизнь не останавливалась. По некоторым данным, к 2007 году ежемесячно запускалось порядка 2-5 новых неэфирных (или, в терминологии TNS Gallup Media, “нишевых") телеканалов, при этом примерно столько же старых уходило с рынка. Разумеется, не стоит считать, что все подобные проекты запускались богатыми профанами, среди инициаторов были и весьма компетентные люди, но модель монетизации такого рода проектов, как правило, не предусматривает быстрого выхода на окупаемость и прибыль, а людей, способных корректно просчитать динамику роста доходов канала и период выхода на окупаемость, как и в те времена, так, по большому счету, и сейчас, на этом рынке немного. Однако те, кто видел стратегическое будущее за этим направлением, мог позволить себе “застолбить" медиаплощадку и, фактически спонсируя ее, терпеливо ожидать, когда изменятся подходы рекламодателей к размещению рекламы на этих каналах, когда появится и уложится в головах достоверная и объективная статистика по аудитории, когда, наконец, крупные рекламодатели начнут пробовать размещаться на этих площадках и сами смогут ощутить медиаэффективность подобных размещений.

Однако, как все мы знаем, время внесло свои коррективы. Конец 2008 года (для западных рынков - начало 2008) ознаменовал приход новой эры - экономии, оптимизации и избавления от непрофильных активов. Конечно же, первыми пострадали здесь различные медиа-площадки: с одной стороны, потеряв поддержку от стремящихся сохранить свою финансовую устойчивость инвесторов, с другой - потеряв большую часть доходов от рекламодателей, которые в первую очередь начали “резать" рекламные и маркетинговые бюджеты. При этом те компании, которые уже вышли на публичный рынок путем размещения своих ценных бумаг на отечественных и западных торговых площадках (РБК, 02ТВ - на российской ММВБ, “СТС Медиа" - на нью-йоркской бирже NASDAQ) пострадали от неблагоприятной рыночной конъюнктуры еще и в результате падения котировок своих акций (так, при некоторых оценках рыночной капитализации, стоимость компании оценивается как стоимость одной акции, умноженная на общее количество акций, то есть СТС, бумаги которой в начале 2008 года стоили дороже S30, а к осени 2008 года упали ниже S3, фактически “похудела" в капитализации в 10 раз, см. рис. 2). Кроме того, кризис ликвидности ударил по компаниям, имеющим чрезмерное кредитное плечо - РБК к осени 2008 года не смогла отвечать по своим кредитным обязательствам, вследствие чего потеряла часть залогов, утратив контроль над телеканалом “РБК-ТВ", информационным агентством “Росбизнесконсалтинг" и газетой “РБК daily”, и только новый стратегический партнер спас компанию от банкротства.

Методы привлечения внешнего финансирования

В то же время в условиях кризиса ужесточились требования к финансированию текущих бизнесов и стартапов, банки стали предъявлять целый комплекс требований, которые, в частности, выливаются в ряд обязательных условий для инициатора проекта, привлекающего финансирование:

1.  Необходимо иметь залоговые активы с оценочной стоимостью, превышающей размер кредита как минимум в 2 раза.

2.  Необходимо иметь другие работающие бизнесы, способные генерировать достаточный для обеспечения выплат по кредиту финансовый поток.

3.  Запускаемый бизнес должен быть “понятен" финансирующей стороне.

В том случае, если привлекается не кредит, а инвестиции на условиях стратегического партнерства, условия выглядят мягче (от меньшего залога до полного его отсутствия, могут отсутствовать требования к наличию других бизнесов), инициатор проекта получает меньше в случае реализации сделки (инвестор потребует долю от блокирующего пакета до 90-95% акций, причем не исключено вмешательство инвестора в операционную деятельность компании, стратегическое и тактическое управление). При этом требования к “понятности" бизнеса у инвестора в этом случае будут очевидно значительно более высокие, чем у банков-кредиторов.

В ситуации, когда привлечение внешнего финансирования затруднительно, на помощь могут прийти пока еще новые и экзотические для отечественного медиарынка, но достаточно эффективные методы, позволяющие с меньшими рисками привлекать средства на развитие.

Одним из таких инструментов является привлечение средств с открытого рынка (рис. 3).


Например, компания формирует паевой инвестиционный фонд, куда привлекаются средства пайщиков, которые и будут работать на развитие бизнеса. В данном случае интерес пайщиков заключается в росте стоимости принадлежащего им пая и получении дивидендов от деятельности компании. Представляется разумным под проекты такого рода формировать закрытый фонд (когда участники могут выкупить паи только при завершении срока работы фонда) - например, либо венчурный фонд или фонд прямых инвестиций, либо интервальный фонд (когда купить или продать паи можно в определенные временные интервалы, как правило, не реже 2-4 раз в год). В данном случае инициатор проекта не рискует своими активами и другими бизне-сами, так как риски в случае неудачного стартапа несут пайщики фонда.

Основные затраты при этом организатор фонда будет нести только на услуги компании-регистратора, управляющей компании и депозитария.

•   •   •   •   •
Продолжение следует

 

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2010
Посещений: 12867

Статьи по теме

  Автор

Андрей Дорофеев

Андрей Дорофеев

Ведущий консультант MEDIA CONSULTING GROUP

Всего статей:  17

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций