Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Страсти по ОТТ. Часть 1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Страсти по ОТТ
Часть 1

Для современного человека при использовании продуктов информационных технологий на первый план выходят критерии качества и доступности предлагаемой услуги вне зависимости от его (человека) местоположения. Поэтому для всех важно наличие хорошей телефонной связи, доступа в Интернет и телевидения. А какие новые достижения технического прогресса появились в этой области?

Алексей Солонинкин
Менеджер по продажам Harmonic Russia

Что такое технология OTT и чем она хороша

Миллионы граждан во всем мире несколько лет назад познакомились с услугой получения видеоматериалов через Интернет. В своем подавляющем большинстве те клипы и видеорепортажи, которые они смотрели, были оптимизированы под скорость канала 140 Кбит/с и шли в “маленьком окошке”. Сравнительно невысокая скорость такой трансляции означает, что пропускная способность широкополосной сети оператора связи была вполне достаточна, чтобы “не замечать” избыточной нагрузки от такого видеотрафика. Но самое интересное состоит в том, что при этом отсутствовали межоператорские взаиморасчеты по трафику. Услуга по просмотру видеоматериалов зарождалась как дополнительный сервис внутри провайдера при подключении к Интернету. Транслировался видеопоток стандартными средствами (RTSP, Windows Media), а просмотр выполнялся интегрированными в браузер средствами. Абоненту нужно было только изменить сервисный план (да и то не всегда).

Появление на телекоммуникационном рынке коммерчески самостоятельных вещателей видео в Интернете коренным образом изменило формат оказания услуги. Теперь технологический процесс подразумевает наличие трех игроков в цепочке создания и потребления сервиса: вещатель (провайдер контента), оператор связи, абонент. Именно в руках провайдера сосредоточены как оформленные права на контент для распространения через Интернет, так и набор технических средств для воплощения в жизнь всей этой затеи (транскодирование, хранение, вещание). Главная отличительная особенность такой модели – доступность для конечного пользователя видеотрафика от любого провайдера вне зависимости от принадлежности к оператору “последней мили”. Такая возможность обусловлена тем, что контент доставляется пользователю на любую приставку непосредственно по базовому протоколу передачи данных – http. Поэтому для воспроизведения видео можно воспользоваться различными гаджетами, подключенными к Интернету: персональным компьютером, мобильным телефоном, iPad, iPhone и даже телевизором.

Маркетологи формализовали этот подход при помощи термина OTT (Over the Top) – “через вершину”. Проще говоря, для пользователей было введено понятие “прозрачность” по отношению к своему оператору в части видеоуслуг. Автоматически, независимо от своего желания, в этот процесс вовлекается и компания-оператор широкополосного доступа. Действительно, ее абоненты по-прежнему сохраняют подключение к сетевым ресурсам, но потребляют услуги контент-провайдера. И оператору технически также ничего не мешает воспользоваться технологией ОТТ в своих интересах. Можно расширить набор видеоматериалов на своей собственной IPTV- или DVB-C-платформе за счет агрегации контента, поступающего от провайдера. В Интернете, благодаря популярности телевизионных услуг, происходит бурный рост трафика. Практика показала, что Интернет, хоть и не идеальная, но реальная платформа доставки абоненту не только клипов, но и полноформатного видеоконтента. Глобальная инфраструктура ОТТ через Интернет предлагает пользователям доступ к географически удаленным ресурсам, разрешает загружать видеорепортажи и 3D-графику; смотреть полноценные программы телевидения в режиме онлайн, воспроизводить программы в отложенном режиме и получать доступ к библиотеке кино по всему миру.

Изменяется модель бизнеса и с точки зрения получения доходов. В отличие от обычного подключения только через оператора, при котором все дивиденды доставались ему, схема с контент-провайдером предполагает взимание платы непосредственно с абонента при запросе на скачивание видеоматериалов или просмотре программ в реальном времени. Другой вариант – это взаиморасчеты с рекламодателем. В существующей схеме львиная доля доходности достается именно контент-провайдеру в силу того, что оператору достаточно проблематично регулировать желания абонента посещать (то есть пользоваться сайтами контент-провайдера) открытые в части законодательных норм интернет-ресурсы. А если у оператора появляется желание ограничить доступ, то потребитель всегда может найти другую “последнюю милю”, благо предложений на рынке предостаточно. По той же причине очень непросто договориться с вещателем контента по поводу регулирования прибыли. И все это на фоне того, что оператору приходится наращивать мощность собственной инфраструктуры вследствие критичного роста трафика от видеоуслуг, которые он, кстати, сам и не предоставляет. Парадокс? Получается, что отсутствие правильной бизнес-модели может стать очень серьезным сдерживающим препятствием для плодотворного сотрудничества в целой области. Что-то подсказывает, что в ближайшем будущем бизнес-игрокам медиарынка все-таки придется пойти на компромисс. В любом случае очевидно, что именно технология ОТТ переводит доставку видео в Интернете из разряда дополнительного сервиса в полноценную, самостоятельную услугу, за которую взимается плата с абонента.

Технический взгляд на проблему

Обратимся к истории. “Прародителем” ОТТ по праву считается интернет-ТВ. Однако технологии не стоят на месте, поскольку рынок постоянно нуждается в новых продуктах. В последние год-два в области интернет-телевидения наметились существенные изменения. Речь идет прежде всего о растущем потреблении видеоконтента в режиме реального времени (онлайн). Сегодня этот вид услуг предоставляется ограниченным кругом компаний. При этом вопрос о том, кто сможет удержать лидирующие позиции на этом рынке, оказывается отнюдь не праздным, особенно учитывая динамический рост спроса на эту продукцию во всем мире.

Вместе с тем услуги загрузки видео по запросу (VoD) и неограниченное время хранения телепередач, записанных в сети (DVR), популярные у всех провайдеров контента (Hulu, iPlayer, YouTube), были дополнены такими полезными сервисами, как персональный сетевой видеомагнитофон (nPVR); отложенный просмотр ранее показанных передач в догоняющем режиме по требованию (Catch up TV), когда программы записываются оператором сети; возможность возврата в начало передачи (Star over TV). За счет своей гибкости и удобства потребления услуги отложенного просмотра становятся все более популярными у абонентов и являются основными генераторами интернет-трафика во многих странах.

Параллельным курсом идет развитие очень молодой технологии мобильного интернет-телевидения (не путать с DVB-H). До недавнего времени возможности этой услуги были ограничены малой пропускной способностью полосы EDGE (около 200 Кбит/c) и слишком низким разрешением для смартфонов в стандарте 3GP, а поэтому и не имели большого успеха. Появление iPhone произвело революцию в области мобильного ТВ, но потребовало более высокой полосы пропускания. Производитель iPhone, компания Apple, предлагает обладателю своего смартфона в качестве одной из очень привлекательных услуг возможность просмотра потокового видео с хорошим разрешением и высоким качеством. Однако на скорости около 200 Кбит/с хорошего качества просмотра адаптивного потокового видео не достичь, и даже на скорости около 400 Кбит/с предпочтительна прогрессивная загрузка видеоизображения. Нужно сказать спасибо сотовым операторам, которые очень активно разворачивают инфраструктуру 3G на своих сетях доступа для решения этого вопроса. В зависимости от механизма распространения и доступной полосы пропускания можно выделить две основные технологии получения потокового мобильного видеоконтента. Для статичных абонентов (дом, аэропорт, отель) – Wi-Fi, а в движении – доставка по 3G, невзирая на трудности с покрытием. На сегодняшний день пока нет лучшей альтернативы для транспортировки мобильного ТВ, чем технологии беспроводного доступа – 3G и Wi-Fi. Мощнейшим стимулом для развития технологий мобильного 3G-телевидения выступает онлайн-вещание телевизионных программ по беспроводным каналам связи.

Технология обработки видео, способная сформировать из одного исходного телевизионного сигнала (SDI, IPTV) множество форматов, пригодных для воспроизведения на разных абонентских устройствах, получила название “конвергенция”. Проекты по разработке и строительству конвергентных платформ являются уникальными не только для российского, но и для мирового рынка. Подготовка контента на головной станции провайдера подразумевает теперь доставку телевизионных услуг широкому кругу пользователей с использованием интернет-ориентированных устройств по протоколу http: мобильные портативные устройства – Apple iPhone, Blackberry, Android, смартфоны – 3GP/RTSP или компьютеры. В большинстве случаев пользователь должен установить специальное (бесплатное) программное обеспечение для получения потока видеоданных в выбранном формате – Adobe Flash, Microsoft Silverlight. Головная станция, поддерживающая технологию конвергентности, осуществляет вещание в многоэкранном режиме. Пересылка видеотрафика через интернет-соединение возможна следующими способами:

– неконтролируемая загрузка с последующим просмотром: используется на устройствах предыдущего поколения.
– прогрессивная загрузка: файл транслируется, но клиент может начать просматривать контент только тогда, когда достаточно данных в буфере устройства;
– адаптивное потоковое видео: используется для онлайн-трансляции между сервером и клиентом, а также для “видео по запросу”. Метод позволяет автоматически регулировать скорость вещания на сервере в зависимости от мгновенной “предсказанной” полосы пропускания до конкретного пользователя без ухудшения качества материала.


Известные в телевизионном мире производители оборудования предлагают универсальные системы для развертывания конвергентных головных станций в сжатые сроки и с минимальными издержками при интеграции. Операционные расходы на их содержание невысоки за счет объединения ранее разрозненного оборудования в единый комплекс с общей системой управления и обслуживающего персонала. На рисунке приведена архитектура современной головной станции интернет- и мобильного телевидения. В составе комплекса можно выделить несколько основных элементов, предназначенных для управления процессами получения материала, его преобразования и доставки:

  • захват контента;
  • транскодирование программ в режиме реального времени;
  • транскодирование файлов;
  • сервер потокового вещания;
  • система мониторинга и управления комплексом;
  • система управления контентом (используется для публикации контента, планирования задач и авторизации клиентов на право просмотра);
  • сервера хранения и модификации материалов;
  • шифрование контента (DRM).

Одним из ключевых моментов при разработке системы вещания является гарантия обеспечения максимального качества видео для пользователей. Выполнение эффективного преобразования исходного видео для его последующего распространения в Интернете – достаточно сложная задача. Для ее решения используют транскодер (не важно, офлайн или онлайн) – устройство, которое генерирует мультимедийные данные с заданными кодеками, скоростями и разрешениями для последующего вещания в принятом формате, например для i-устройств или плееров с поддержкой Silverlight. Кодирование должно быть достаточно хорошим для создания качественного изображения и звука и не должно быть слишком “глубоким” с точки зрения битрейта, чтобы не провоцировать проблем с буферизацией на сетевых серверах и абонентских терминалах.

Самым распространенным кодеком для видеоконтента в Интернете является H.264. Он имеет три профиля – Baseline Profile, Main Profile, High Profile. Чем выше профиль, тем больше ресурсов процессора он занимает и дает лучшее соотношение качества к выбранному битрейту. Профиль Baseline обычно используют для мобильных устройств. Для компьютеров рекомендуется использовать Main Profile, а для HD-контента – High. Для H.264 важным параметром является уровень кодирования. Он определяет разрешение кадров, номинальный битрейт и максимальное использование памяти. При выборе уровней важно помнить про совместимость устройств: Baseline Profile, как правило, использует уровни до 3.1, Main Profile – до 4.1, а High Profile – до 5.1. Для каждого видеоустройства есть свои рекомендации, с которыми можно ознакомиться на сайтах производителей.

Продолжение следует 

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2011
Посещений: 15572

Статьи по теме

  Автор

 

Алексей Солонинкин

Менеджер по продажам Harmonic Russia

Всего статей:  9

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций