В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Человек – общественное существо. Общество, составной единицей которого он является, может потребовать от него действий, не совместимых с его личными интересами. Это требование может быть продиктовано интересами выживания социума, в который входит данный человек. Например, государство может отправить его воевать и заставить постоянно рисковать своей жизнью. По-видимому, на протяжении бесчисленных веков эволюции у человека сформировался физиологический механизм, помогающий его сознанию перейти в ведомый режим и действовать без лишних страхов и сомнений, выполняя приказы. Похоже, что такой режим сознания мы и наблюдаем в обычном сновидении.
С другой стороны, возможности выживания отдельной личности и общества, в котором она привычно существует, зависят от развития и самостоятельности самой личности. Герой – личность наивысшей степени общественной ценности, не только смел, но и умел. Заметим, что в осознанном сновидении человек обладает смелостью – сознавая, что он спит – собственной волей и умением решать возникающие задачи с помощью своей мысли.
Стремительное по меркам исторического развития вхождение телевидения в мир человека может нарушить сложившийся за его долгую эволюцию баланс между активностью и пассивностью, умелостью и беспомощностью, индивидуализмом и альтруизмом. Конечно, у человечества есть опыт изменения баланса. Во время войны доминируют социалистические отношения, а в мирное время выходит на первый план частная инициатива, но при этом почти не затрагиваются репродуктивные основы цивилизации. Люди всегда учили своих детей тем навыкам, которые сами обретали в детстве. Во всяком случае, они не мешали детям развиваться. В предыдущем разделе мы касались вопроса формирования перцептивного пространства ребенка. Модель мира надо научиться строить в своем сознании, исследуя мир комплексно с помощью всех органов чувств, а вовсе не только с помощью зрения. Если подвергнуть живое существо депривации (лишению какого-либо информационного канала) в процессе его интенсивного развития (в детстве), то в дальнейшем никакими усилиями невозможно восстановить нормальное функционирование подвергшегося блокировке органа чувств. Если посадить ребенка перед телевизором, вместо того чтобы ежедневно читать ему вслух, объясняя прочитанное, играть с ним в игрушки, петь, прививать интерес к поделкам, то последствия будут весьма плачевными. Новейшие исследования физиологической активности мозга “теледетей”, проводящих перед телевизором ежедневно по 10–15 часов, показывают, что у них “кора головного мозга подобна пустыне”. “Они страдают полной потерей способности воображения. Некоторые дети даже не в состоянии нарисовать по памяти бытовые предметы, скажем чашку”.
Потеря произвольного воображения – вот что угрожает телеману! То есть мир 2 (телевизионный) может вытеснить мир 3 (воображение). Человек может также потерять вкус к активной жизни. То есть мир 2 может полностью заменить мир 1 (физический) в нашем сознании. Возникает, если можно так выразиться, “война миров”. Общество с потерей навыков и интереса к активной жизни своих членов слабеет, а человек с уничтожением самостоятельного воображения теряет способности творца. А между тем формула счастья звучит так: “Сам придумал и сам воплотил”.
Когда мы говорили о телемании, то есть о навязчивом стремлении смотреть телевизор, то имели в виду уже существующее двумерное телевидение. О воздействии телевидения на детей можно прочитать в книге немецкого ученого и учителя Р. Пацлафа “Застывший взгляд”.
Объемное телевидение, как уже говорилось во введении, обладает двумя новыми качествами: объемностью и трехмерной интерактивностью. Эти качества усиливают иллюзию реальности происходящего в окне объемного телевизора, понижают порог критического отношения телезрителя к происходящему, и сознание человека с большей легкостью может переходить в ведомый режим, когда происходит его захват. Надо сказать, что свойство объемности, само по себе чрезвычайно полезно для глаз человека, поскольку он не вынужден в течение всего времени просмотра фиксировать взгляд на дистанции расположения телевизора, а постоянно перемещает взор с близких объектов сюжета на дальние.
С другой стороны, свойство трехмерной интерактивности дает возможность телезрителю вести активный просмотр телепередачи. Включая режим интерактивности, он становится сам себе режиссером, который быстро осваивает технику наездов, панорамирования, смены ракурсов, то есть всех тех приемов, которые, будучи ему неведомыми, механически удерживают его внимание, подчиняя воле телережиссера. Обладая профессиональным взглядом, человек может более критично относиться к телевизионной информации.
Но многие люди могут не захотеть включать режим интерактивности. Им нравится неосознанный сон наяву, который, как и обычный сон, необязательно запоминается. Мы знаем, что внимание человека циклично: бодрствование – сон, урок – перемена. Мы усваиваем информацию, только если у нас есть время на ее усвоение, то есть имеется возможность повторить увиденное несколько раз в воображении. Непрерывный поток телевизионного видеоряда позволяет манипулировать нашим вниманием. Фильмы в жанре экшн могут запоминаться лишь в самых общих чертах, что и требуется для того, чтобы оставить память свободной, например для рекламы.
Говоря о видеоряде, мы не должны забывать о речи. Обсуждая особенности захвата сознания, хотелось бы обратить внимание читателей на весьма странный способ общения людей между собой с ее помощью. Произнося слово “табуретка”, я имею в виду сиденье с четырьмя ножкам, а мой собеседник столяр воображает целый комплекс технологических приемов и свойств материала, необходимых для изготовления этого сиденья, тем не менее благодаря контексту и снисхождению столяра мы понимаем друг друга. Такой способ кодирования визуальной информации с использованием личного опыта корреспондентов может легко приводить к недоразумениям, но заслуживает и пристального изучения, и не только в связи с возможностью гигантского сокращения с его помощью информационных потоков. Важно то, что речевое обращение к человеку на понятном ему языке переводит его в творческий режим, включая его воображение. Этот режим включается и при чтении человеком какого-либо текста. Таким образом, язык, слово способствуют рождению творца.
Однако фильмы с разговорами не слишком популярны у телезрителей, а информационные программы насыщенны видеоинформацией и требуют минимального воображения.
Наличие хорошего воображения само по себе еще не обеспечивает творческого режима жизни. Необходима осознанность восприятия информации как внешней, так и порождаемой самим человеком.
Наркомания – принудительный, химический уход в мир сна, игрома-ния – зацикленное, азартное выполнение автоматических движений, телемания – пассивное впитывание визуальной информации, все это формы неосознанности. Человек и в нормальных условиях обычно стремится к неосознанным реакциям, переводя по мере обучения свои действия в разряд автоматических, потому что, с одной стороны, такие действия быстрее и надежнее, а с другой – не требуют напряжения. Но заложенный на глубоком уровне активный интерес к жизни постоянно устремляет нас к новым впечатлениям и умениям. При этом овладеть умением можно только в состоянии осознанности.
В XXI, информационном веке человечество сталкивается с новым вызовом цивилизации – сохранить развитую психическую сферу человека в условиях, когда стремление к впечатлениям легко удовлетворяется, а отсутствие разнообразных умений не влечет угрозу для жизни. Справиться с этим вызовом для него означает подняться на новую ступень своего развития. Мы уже сталкивались с подобным вызовом для нашего тела, когда физическая работа стала быстро уступать место умственной, и нашли выход в спорте и физкультуре. Спорт мы связываем с соревнованием, физическую культуру – с общим уровнем развития человека. В новых условиях внедрения объемного телевидения, по-видимому, правильно будет говорить и о необходимости создания новых видов спорта и о психической культуре социума.
Важным признаком осознанности является способность различать миры. Сознающий наблюдатель в любой момент времени понимает, находится ли он в телевизионном, физическом или воображаемом мире. Другим признаком осознанности является творческий режим человека, когда он взаимодействуя с миром воплощает свой замысел. В творческом режиме человек активно приобретает технологические знания и умения.
Различению и творчеству надо учить с детства. Мы учим малыша отличать сон от яви и строить песчаный замок. Осознающему себя и окружающие обстоятельства человеку объемное телевидение не угрожает захватом сознания. Заметим, что трехмерная интерактивность объемного телевидения позволяет телезрителю в буквальном смысле иметь свою точку зрения. Вместе с тем мы должны отдавать себе отчет в том, что приобрести осознанность и избежать захвата сознания весьма непросто. В качестве спортивного тренинга осознанности могут использоваться специальные телевизионные игры, выиграть в которые можно, только напрягая интеллект, а не используя быстроту реакции и эрудицию. По-видимому, нам предстоит сильно изменить культуру использования телевидения с учетом его влияния на человека на физиологическом и психологическом уровнях.
Поиск решений, позволяющих сохранить творческие силы человека, в условиях развития телевидения должен осуществляться творчески, методом проб и ошибок, с использованием принципа моделирования. При этом в нашем распоряжении: наука как инструмент моделирования, государства как модели человечества и религии как модели сознания.
Если содержание (контент) передач объемного телевидения будет зависеть от его творцов и мы можем только надеяться, что оно не разочарует нас, то его техническая сторона гораздо более определенна, и может быть здесь описана.
Телевизионная система состоит из трех основных частей: преобразователя “свет – сигнал” (телекамеры), линии связи (радио или проводной) и преобразователя “сигнал – свет” (телевизора).
Такой вид имеет и простая телевизионная система передачи объемного изображения. При этом к обычной цветной телекамере добавляется устройство определения пространственной формы снимаемых объектов.
Способы определения формы могут быть различными, например способ, разработанный автором статьи (1980), позволяет это делать с помощью импульсного инфракрасного излучения. Получаемый в результате добавления четырехкомпонентный RGBD-видеосигнал объемной телекамеры (рис. 1) отличается от RGB-сигнала обычной видеокамеры D-компонентой, модуляция яркости которой соответствует рельефу объекта наблюдения. Эту компоненту принято называть картой глубины. Четырехкомпонент-ный видеосигнал, поступая на объемный монитор, позволяет воссоздать в пространстве форму поверхности и цвет снимаемых объектов.
На рис. 2 приведена схема такого монитора, разработанного в ПКБ “Рельеф”. Здесь красными линиями показана горизонтальная плоскость сечения поверхности изображаемого объекта, перемещающаяся равномерно вниз вдоль оси y со скоростью кадровой развертки. Синей линией, лежащей в этой плоскости, показана траектория горизонтальной развертки. Эта траектория формируется как равномерным движением вдоль оси x, лежащей на пересечении фронтальной и горизонтальной плоскостей, так и движением вдоль оси глубины z в соответствии с величиной D-компо-ненты видеосигнала. Цвет элемента объемного изображения определяется остальными компонентами – R (красной), G (зеленой) и B (синей). Монитор может использоваться, как в замкнутом, так и в разомкнутом режиме с помощью специальной оптической системы.
С использованием данного монитора описанная телевизионная система имеет формулу 4D(θ, φ, r, z) или 4D(r, z) в соответствии с приведенной выше системой классификации, то есть является подлинно объемной и допускающей перемещение зрителя в направлении z (ближе – дальше) без искажений изображения. При другом мониторе, например выполненном по технологии DepthCube, система может обладать выраженной кулисностью с малым числом планов по глубине и тогда может возникнуть сильное ограничение на перемещение зрителя в направлении z из-за возможных искажений, вызванных наложением или разрывами планов изображения. Подчеркнем, что приведенная формула дана без учета возможности использования телевизионной системы в режиме трехмерной интерактивности. Когда режим трехмерной интерактивности используется, он возможен в двух применениях.
Одно применение позволяет уменьшить или полностью устранить какие-либо искажения объемного изображения при перемещении зрителя возле монитора. Оно может позволить увеличить размерность телевизионной системы в нашей системе классификации. Вариант такого применения реализуется с помощью определителя положения глаз или головы зрителя (хедтрекера).
Другое применение позволяет зрителю перемещаться в пространстве объемного телевизионного изображения – телевизионном мире. Оно реализуется с помощью специального пульта, джойстика, компьютерной мыши или даже устройства снятия биопотенциалов с головы зрителя, позволяющего ему отдавать мысленные приказы.
Практически любая телевизионная система передачи объемного изображения является шестимерной, то есть описывается формулой 6D(θ, φ, r, x, y, z) или 6D(r, x, y, z), если ограничиться малой областью изменения ее параметров x, y, z. Однако, исключая этот вырожденный случай, мы будем говорить о том, что система имеет данное измерение, если область изменения соответствующего параметра превышает величину межглазного расстояния (порядка 65 мм). Указанное расстояние соответствует появлению следующего ракурса в некоторых многоракурсных телевизионных системах.
Для того чтобы развить нашу описанную выше телевизионную систему до уровня 5D(r, x, z), необходимо использовать две объемные телекамеры, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, например на расстоянии одного метра, наведенные на один объект. При этом мы получим изображения двух ракурсов объекта вместе с соответствующими картами глубины (D-компонентами). Далее мы должны “сшить” две трехмерные модели объекта, исключив их перекрытие. Полученная телевизионная модель допускает ее оглядывание в пределах угла между двумя отснятыми ракурсами объекта. На рис.3 приведены полученные в ПКБ “Рельеф” результаты компьютерного моделирования такой сшивки. Здесь мы можем видеть карты глубины, каркасные модели (трехмерные сетки) ракурсов объекта и синтезированное итоговое изображение (вверху справа нижней части рисунка), допускающее оглядывание в реальном масштабе времени.
Особой задачей является передача синтезированной модели по линии связи к устройству воспроизведения. Для этого модель должна быть подвергнута подходящему кодированию. Современные линии связи отличаются большим разнообразием. Телевидение передается по наземным, кабельным и спутниковым линиям, использует собственные сети и Интернет. Гибкость цифровых методов передачи информации дает возможность с легкостью использовать для телевидения любые средства связи, позволяющие обеспечить приемлемое качество изображения и звука.
Новыми качествами объемного телевидения, как отмечалось в начале статьи, являются объемность и трехмерная интерактивность. Оба эти качества обусловлены передачей трехмерной модели физического мира – телевизионного мира. Принимать сигнал объемного телевидения можно на телевизор объемного изображения, стереоскопический телевизор и обычный с двумерным изображением, оснащенные соответствующими средствами декодирования. В первом случае новые качества полностью реализуются, во втором нам будут доступны интерактивность и стереоскопическое изображение, а в последнем случае только трехмерная интерактивность. Используя две объемные телекамеры, мы получим во всех случаях возможность оглядывания объекта по горизонтали с использованием хедтре-кинга, то есть обеспечим наличие х-измерения. При этом в первом случае мы будем иметь уровень телевизионной системы 5D(r, x, z), во втором – 4,5D(r, x, z) и в третьем – 4D(x, z). Если использовать три объемные телекамеры, разместив, например, третью посередине и выше двух других, то можно добавить y-измерение и получить телевизионные системы с соответствующими формулами: 6D(r, x, y, z), 5,5D(r, x, y, z) и 5D(x, y, z).
При разработке системы объемного телевидения необходимо учитывать свойства получателя телевизионной информации. Обратимся к физиологии зрения человека.
Продолжение следует
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2011
Посещений: 11708
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций