В России интенсивно развивается рынок платного телевидения, а аудитория радиостанций не становится меньше. Такие данные содержатся в отчете, опубликованном исследовательской компанией Ofcom. Однако, несмотря на позитивные прогнозы британских исследователей, они отмечают, что Россия, как и другие страны БРИК, еще числится в отстающих на глобальном медийном рынке.
Согласно данным, содержащимся в отчете Ofcom "Международный коммуникационный рынок-2008", на сегодняшний день наибольшей популярностью в нашей стране продолжает пользоваться аналоговое телевидение. Однако, по мнению исследователей, россияне начинают пользоваться услугами платного телевидения — кабельных и спутниковых каналов. В 2007 году уже 36% телезрителей выбирали неэфирные каналы, в то время как в 2002-м аудиторию платных телеканалов составляли только 10% россиян. Руководитель проектов отдела исследования специализированных телеканалов "TNS Россия" Мария Каменская полагает, что первоначально нужно понять, что подразумевается под этим понятием и каким образом происходило измерение зрительских предпочтений. "Россияне платят даже за прием массовых эфирных телеканалов — через коллективную антенну на весь дом, через кабельную сеть", — говорит она.
С точки зрения накопленного охвата аудитории, по мнению г-жи Каменской, характеризующего проникновение неэфирного ТВ, темпы роста рынка значительно выше, чем указано в отчете Ofcom. "В первом полугодии 2004 года специализированные телеканалы принимали 7% населения России, а за аналогичный период 2008 года этот показатель составил уже около 22%, — продолжает она. — Таким образом, мы видим почти трехкратный рост проникновения многоканальной среды". Г-жа Каменская отмечает, что увеличилось и количество времени, которое зрители неэфирных каналов тратят на их просмотр в течение дня, — за последние пять лет, по данным "TNS Россия", этот рост составил, около 32%. Аналитики считают, что платное телевидение в России будет развиваться и дальше. "Это общая тенденция, — считает президент холдинга "Ромир" Андрей Милехин. — И в России для роста есть все предпосылки: аудитория сегментирована, новые технологии активно развиваются и внедряются". На темпах роста, по мнению эксперта, отразится и тот факт, что платному ТВ в нашей стране не нужно проходить эволюционный путь — в России оно создается с нуля.
Несмотря на существующие негативные прогнозы относительно популярности радиостанций в нашей стране, по данным Ofcom, количество радиослушателей в России составляет 96%, причем самыми популярными исследователи называют "Радио России" и "Маяк", объем аудитории которых составляет 15 и 10% соответственно. По данным исследования "Комкон RadioWeek" за октябрь 2008 года, радио слушают подавляющее большинство москвичей: ежедневная аудитория радиостанций составляет 74,3%, еженедельная — 90,1% населения Москвы в возрасте 12 лет и старше. "Исходя из этих цифр и анализа развития радио с 1994 года, можно с уверенностью сказать, что радио ничуть не сдает своих позиций, — считает руководитель отдела исследований радио компании "Комкон" Александр Васильев. — За период с 2001 по 2008 год количество измеряемых нами станций выросло с 36 до 52. Мы наблюдаем рост радиослушателей в возрастной группе 60 лет и старше, что также иллюстрирует эффективную работу станций над эфиром, так как ни для кого не секрет, что данная возрастная группа очень избирательна в своих предпочтениях".
Стоит отметить, что развитие российского рынка эфирного и неэфирного телевидения и рост аудитории отечественных радиостанций положительно влияет на объем доходов этих отраслей. По данным Ofcom, с 2003 по 2007 год доходы российского радиорынка увеличились со 111 млн фунтов стерлингов в 2003 году до 307 млн в 2007-м. Доходы отечественного телевизионного рынка с 2002 по 2007 год увеличились на 32%, достигнув отметки 8,1 млрд фунтов стерлингов.
www.rbcdaily.ru