В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Ярослав Петричкович
Директор ГУП НПЦ "ЭЛВИС"
Безопасность — дело очень важное, но многие компании относятся к ней с некоторым скепсисом, так же, как, например, к страхованию. Зачем платить лишние деньги, если ничего не случается? Хотя, как известно, случается, и довольно часто. Совсем другое дело — экономическая безопасность как обычных граждан, так и целых компаний
Из фантастики — в реальность
Современные технологии безопасности позволяют решать одновременно задачи личной и экономической безопасности. Подобные "гибридные" технологии имеют настолько очевидные преимущества, что начинают активно распространяться на рынке, постепенно вытесняя традиционные решения для обеспечения безопасности. И это понятно: потребитель желает иметь за те же деньги гораздо больше возможностей. Например, обычные системы контроля доступа быстро уступают место на рынке гибридным системам, которые не только осуществляют контроль доступа, но и позволяют вести учет рабочего времени сотрудников, формировать нужные протоколы и даже сопрягаются с бухгалтерскими системами для начисления заработной платы.
Другая серьезная тенденция — интеллектуализация электронных систем безопасности и, прежде всего, видеосистем. Возможности видеосистем с компьютерным зрением совершенствуются: уже сегодня с их помощью можно различить номера и типы автомобилей, произвести классификацию подвижных и неподвижных объектов, распознавать лица и т.п. Все это уже не фантастика, а реальность. Видеосистемы с такими возможностями преодолевают барьер применения и внедряются в совершенно новые и подчас неожиданные области. Одним из ярких примеров подобного внедрения является использование видеосистемы с компьютерным зрением в киноиндустрии.
Вандалам — нет!
Кинопрокат в России является быстрорастущим бизнесом. К сожалению, контроль реальной посещаемости зрительных залов, от которой напрямую зависит экономическая эффективность всего бизнеса, непродуман и осуществляется плохо, в основном усилиями живых "счетчиков" — пенсионеров и студентов. При этом прокатные компании пребывают в полной уверенности, что контролируют ситуацию. Проведенные нами эксперименты, при которых подсчеты проводились по статическим фотографиям кинозалов опытными и ответственными людьми, показали разброс результатов до 3% . Что говорить про подсчеты в реальном зале в темноте во время сеанса? Понятно, что зрители все время перемещаются в поисках лучших мест, наклоняются, чтобы собрать рассыпанную кукурузу. Следует полагать, что точность подсчетов в 10% при этом будет более близкой к истине.
Зрители к тому же склонны к актам вандализма: пытаются поломать дорогие кресла, разрисовать их или даже изрезать (в темноте во время сеанса). Они курят, швыряют окурки на пол или на кресла с чужой одеждой, бросаются бутылками, воруют друг у друга сумочки и одежду, дерутся, словом, оскверняют современные храмы киноискусства. А так как развитие кинопрокатного бизнеса напрямую зависит от посещаемости кинозалов, то обнаружение и предотвращение безобразий является весьма актуальной задачей.
Возможен ли автоматический контроль посещаемости кинотеатров техническими средствами? Безусловно, в том числе и концептуально очень простыми способами. Например, можно к каждому креслу приделать емкостной датчик. Однако недремлющие зрители выламывают датчики; к тому же настройка, калибровка, обслуживание систем на датчиках требует серьезных затрат. Похожие проблемы возникают практически со всеми типами датчиков. Не очень хорошо работают и системы подсчета зрителей на входе. Некоторые из этих систем нельзя применять по соображениям пожарной безопасности (например, турникеты), другие же дают большую ошибку (оптические датчики).
Компьютерное зрение в киноиндустрии
Идеальным решением проблемы обеспечения безопасности является использование видеосистемы. Электронный глаз камеры видит весь зал, компьютерная программа с умными алгоритмами считает зрителей и привлекает внимание оператора к обнаруженным случаям возгорания или драк. Создается видеоархив, с помощью которого можно анализировать случаи общественного беспорядка.
Существующая на рынке система видеонаблюдения с компьютерным зрением непрерывно и автоматически анализирует обстановку в зале и распознает:
Дополнительная подсветка не требуется, поскольку система работает в условиях низкой освещенности. Это очень важный момент, так как нельзя освещать зал в видимом диапазоне спектра, подсветка в ИК-диапазоне невозможна по санитарным требованиям. Крайне низкий и постоянно меняющийся уровень освещенности предъявляет высокие требования ко всем элементам видеосистемы. Практически алгоритмы видеосистемы работают с изображением на уровне шумов.
Для оборудования многозальных кинотеатров требуется большое количество камер (иногда до 50-60). Сетевая архитектура видеосистемы должна позволять строить не только компактные системы для небольших кинотеатров, но и мощные видеокомплексы из десятков камер для мультиплексов.
Видеосистема с компьютерным зрением должна обеспечивать выполнение следующих функций:
Задачи, решаемые видеосистемой, весьма сложны, но при этом в ней применяется простое оборудование: обычный компьютер обеспечивает обработку видеопотока с 8 камер. Используемые алгоритмы позволяют с малой погрешностью подсчитывать зрителей в условиях крайне низкой освещенности.
Подобная система была установлена в одном из многозальных кинотеатров Москвы и успешно прошла опытную эксплуатацию.
Возможным развитием системы может явиться информационное сопряжение с системой продажи билетов, а также создание интегрированной гибридной системы безопасности кинотеатров.
Опубликовано: Каталог "Техника кино"-2006
Посещений: 11372
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций