Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Сколько телеканалов человеку нужно?

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Сколько телеканалов человеку нужно?

Михаил Дубровский
PR-директор "Орион Экспресс"

Еще недавно казалось, что чем больше, тем лучше. Советские времена бедного телевидения приучили. Когда они миновали, среди кабельных и спутниковых операторов началась гонка телевизионных вооружений за зрителем. С каналами наперевес.

Арифметика — простая наука: 30 сортов колбасы на прилавке привлекательнее трех. Арифметика и встала во главу угла кухни или гостиной, где по российской традиции и царит телевизор долгие годы. У вас 50 каналов? А у нас уже 100. У вас 120? А у нас с сентября 240 и еще 20 не простых, а золотых, высокой четкости. Ау, зритель, мы в два с лишним раза лучше! Беги, покупай скорее, пока у окаянных конкурентов 480 не появилось... До поры до времени абонент сыто щелкал кнопками, засыпая на тридцатом-сороковом канале по счету, и смотрел на "игры патриотов" снисходительно и даже участливо. Так следят за бесконечным телесериалом: одна серия закончилась — ждем следующую, интересно, чего учудят.

И дождались — задачки по алгебре.

Среднестатистический работающий россиянин смотрит ТВ около трех часов в день. Постоянно — каналов 5—6. Еще десяток — время от времени. Еще в лучшем случае на 20 останавливается ненадолго, если что-то вдруг заинтересовало. На остальных не бывает годами, и ничуть не жалеет. Каналов много, а смотреть не то что нечего — некогда. В сутках по-прежнему всего 24 часа, ушей и глаз, несмотря на невиданный прогресс, как и было — по паре. Да еще на время и внимание Интернет начал претендовать, и чем дальше, тем серьезнее...

У вас 50 каналов? А у нас уже 100. У вас 120? А у нас с сентября 240 и еще 20 не простых, а золотых, высокой четкости. Ау, зритель, мы в два с лишним раза лучше!

Нет, телевизор не сходит со сцены. И в обозримом будущем не сойдет и своего главного места в медиажизни человека не уступит. Но свой количественный подход к зрителю вынужден менять. И уже меняет.

Эта зрительская тенденция вполне отчетлива: пусть каналов меньше, зато качественнее. Массовому абоненту нужны не просто телеканалы — обязательны бренд, профессионализм журналистики, яркость картинки. Но лоском и профессионализмом канала, отсутствием пустых мест в сетке, первоклассными светом, звуком, дизайном (далее — везде) проблема не ограничивается. И гибкой системой пакетирования телеканалов "под себя" тоже не исчерпывается.

Оказалось, зрителю мало пульта управления "ящиком" в руках. Ему жизненно необходимы инструменты управления просмотром того телеканального хаоса, который живет в коробке с движущимися и голосящими картинками, его организации под свой личный интерес. Своего рода телевизионные нанотехнологии, переносящие конкуренцию за зрителя с ассортимента каналов на уровень глубже — программ, жанров, ведущих, тем.

Гонка каналов на наших глазах сменяется соревнованием сервисов

Первым шагом вглубь был EPG, сразу и сильно, кстати, поднявший реноме и популярность спутниковых платформ по сравнению с эфиром. Отбросив бумажную программу передач за ненужностью, абонент пошел дальше. Следующими остановками на его пути в светлое будущее, в котором нет необходимости перещелкивать каналы, как семечки, стали более сложные сервисы — автонапоминания о просмотре выбранной программы. Продвинутый, а затем и обычный зритель с удивлением обнаружил, он теперь сам себе программный директор своего телевизора, а не просто потребитель контента!

Так, внезапно для очень многих гонка каналов на наших глазах сменяется соревнованием сервисов. Простых для абонента и сложных технологически. Элементарных в использовании и потому полезных в жизни с телевизором. Кто этот матч выиграет, за тем зритель и отправится в светлое будущее.

А что же за горизонтом? EPG и его будущие "братья и сестры" наверняка возьмут на себя новые функции. Деваться некуда — количество контента, и не только чисто телевизионного, будет расти. В этой разноформатной окрошке абоненту по-прежнему необходим будет навигатор, точно так же, как автомобилисту в очень большом и плохо знакомом городе. Соответственно и уметь этот ТВ-лоцман будет больше, чтобы позволить абоненту сделать свое ТВ действительно персональным. У классических DTH-операторов скорее всего рано или поздно EPG нового поколения будет представлять собой сложную поисковую систему, позволяющую в секунды находить и программировать нужный контент с привязкой к соответствующему функционалу. А когда все медиаресурсы (вот ведь ужас, правда?) станут массово доступны на широком спектре гаджетов, до поискового EPG "а-ля Google" останется меньше одного шага.

На борту однажды проехавшей мимо меня по Сансет-бульвару Лос-Анджелеса дорогой автомашины с веселой девицей внутри было написано грустное: "Мужчин так много, а времени так мало". Хотим мы или не очень, эту потребительскую позицию спутниковым операторам, среди сотрудников которых преобладают мужчины, придется уважать. И не только на словах.

Так сколько же телеканалов человеку нужно? Молчит зритель, не дает ответа. Потому что все мы разные. Кому-то и 200 мало, а кому-то и 40 — перебор. Но персональный менеджер, управленец домашним телехозяйством все больше нужен всем без исключения. Без него в телевизоре, как на Марсе, жизни нет.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2012
Посещений: 3743

Статьи по теме

  Автор

Михаил Дубровский

Михаил Дубровский

PR-директор “Орион-Экспресс”

Всего статей:  6

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций