Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О наболевших проблемах в бизнесе малых кабельных операторов

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О наболевших проблемах в бизнесе малых кабельных операторов

Алексей Амелькин
Президент ассоциации “Макател”

Как говорится в известной поговорке, было на рынке два дурака… Но в реальности на рынке кабельного телевидения “в дураках” оказываются малые кабельные операторы: все идет к тому, что в конце концов их с него выдавят. В общем, удивляться тут нечему – малый бизнес у нас вообще мало кому нужен. Но если отношение государства и, уж конечно, крупных конкурентов более-менее понятно, то поведение телеканалов продолжает мне напоминать добровольное медленное движение в сторону тихих мест с крестами.

Услуга аналогового телевидения достигла своих пределов – развивать ее стало некуда, так как у большинства операторов просто “нет места” для новых каналов, а рынок цифрового телевидения как премиальной услуги, и тем более HD-телевидение, продолжает развиваться настолько медленно, что его и развитием-то назвать трудно. Все победные отчеты операторов по внедрению таких услуг в абсолютных цифрах иногда впечатляют, но если посмотреть в процентном отношении, то все на самом деле убого, и эти проценты у большинства операторов очень близки по значению.

В общем, в аналог телеканалам войти критически сложно, а от цифры отдачи нет – большинство операторов, дай бог, заплатят мингарантию. И при этом каждый новый мнит себя лучше старого, а значит, читай, дороже, ну или, во всяком случае, не хуже и не дешевле. Но, несмотря ни на что, количество новых каналов на рынке продолжает прибывать.

Последнее время практически каждый разговор с представителями телеканалов начинается с одного и того же: меня пытаются убедить в эксклюзивности своего предложения. При этом самым действенным, по мнению моих партнеров, аргументом, который, видимо, должен меня “загипнотизировать”, является ссылка на исследования одной известной пипл-измерительной компании. Остановить этот, в общем, извините, словесный бред, иногда стоит значительных трудов. И каждый раз приходится объяснять потенциальным партнерам, что мне совершенно все равно, что и как телеканал показывает и еще более “фиолетово”, что показывают пипл-метры, так как у меня в кабеле есть практически все, что надо, а новое интересует меня, только если оно бесплатное либо за минимальную плату. Или, как вариант: более дешевое новое в обмен на более дорогое старое. Но такого контента никто особо и не предлагает. Заставить нас включить в пакет тот или иной канал может только желание абонента (причем не одного), а он обычно и сам не знает, что ему еще надобно, кроме разве что: хочу больше каналов. Практика показала, что удаление какого-либо канала, замена одних на другие, как, впрочем, и расширение списка каналов, на прибыли никак не сказывается (при условии, конечно, что эти каналы не из списка обязательных и общефедеральных эфирных). Последние очень намного отрываются по рейтингу от всех остальных, и наиболее точными данными здесь являются отчеты операторов IPTV – они имеют наиболее точную статистику, хотя это и так понятно.

Бизнес есть бизнес, господа, и мы хотим получать прибыль. Увеличить ее можно несколькими путями: расширить сеть за счет приумножения количества абонентов, поднять стоимость услуг, минимизировать расходы. Первое и второе сегодня представляется малореальным: расширяться особо некуда, а конкуренция растет по всем направлениям, поэтому остановлюсь более подробно на увеличении стоимости услуги и минимизации и/или оптимизации расходов.

Цены на кабельное ТВ стало повышать невозможно: вокруг масса “больших” конкурентов, предлагающих свои услуги по демпинговым ценам. Простейшая арифметика показывает, что такие цены на пакеты программ невозможны при таких ценах на телеканалы. В среднем (очень приближенно, конечно) цена одного телеканала составляет около 2 руб., умножив ее на 100, получим 200 руб. А цена услуги 120–150, а то и (у известного спутникового оператора) 50 руб. в месяц. Наши коллеги-конкуренты работают в убыток? Мы должны в это поверить?

Но телеканалы дружно убеждают нас, что никому не отдаются за “просто так”. Однако информация утекает, и становится известно, по какой цене тот или иной канал продался крупному оператору платного ТВ, а бывает, что и сам за это заплатил. Напрашивается единственный вывод: многие телеканалы с пока еще существующей значительной массы мелких кабельных операторов набирают сумму, за счет которой фактически распространяются в сетях их же конкурентов. Неправда? Тогда, чтобы мы могли убедиться в обратном, давайте начинать переговоры с того, что телеканал будет предоставлять копии договоров с крупными операторами.

А пока цена на платное телевидение в России в среднем еле-еле дотягивает до половины стоимости аналогичных услуг у европейских соседей, поэтому и услуги-то наши более чем скромные. Строить и развивать интересные для абонента сервисы в области платного ТВ небольшие операторы в основном могут разве что за счет перефинансирования с других видов деятельности, прежде всего от предоставления доступа в Интернет или, как вариант, за счет прибыли от более массового и дешевого пакета программ.

“Кто не успел, тот опоздал” и первые звоночки прозвучали – некоторые мелкие операторы, не вписавшиеся в ситуацию и проигрывающие конкурентам, начали искать покупателей на свой бизнес. Однако совсем мелких покупать неинтересно – рынок малочисленных населенных пунктов поделят между собой спутниковые операторы и, может быть, вездесущий “Ростелеком”, а бесплатная эфирная цифра окончательно “добьет” все надежды на светлое кабельное будущее в этих местностях. Те, кто “покрупнее”, будут куплены: это вопрос не упрямства нежелающих продаваться, как думают некоторые коллеги, а времени и цены.

И я совсем не уверен, что в таком (может быть, не очень светлом для многих) будущем диктовать условия операторам станут телеканалы. Более того, в обратном-то я как раз и не сомневаюсь. В конце концов некоторые телеканалы будут куплены самими операторами или аффилированными с ними структурами, что, в общем, уже происходит. Что будет с остальными, остается только догадываться, один из наиболее вероятных вариантов развития событий приведен в самом начале.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2011
Посещений: 10163

Статьи по теме

  Автор

 

Алексей Амелькин

Президент Ассоциации операторов кабельного телевидения МАКАТЕЛ

Всего статей:  2

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций