Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Меня по-прежнему зовут Тимофей Баженов

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Меня по-прежнему зовут Тимофей Баженов

Жанр критики телепрограмм практически отсутствует в нашей стране. Может быть, поэтому Россия выпускает никому не нужные телесериалы и сомнительного качества телепрограммы. Безусловно, не все так плохо на отечественном телевидении, но в основном все-таки плохо. Причем плохо не на ниилевых каналах, а на серьезных, федеральных. Если есть театральная критика, то давайте попробуем дать начало критике программ телеэфира
Александр Беззубцев
Директор Телевизионной
производственной компании
"Говорит и показывает"

Я взялся за настоящую статью из-за вопиющих, на мой взгляд, некачественных телепрограмм, непонятно как просочившихся на национальные каналы. Возможно, в таких случаях речь также идет о взятках, откатах и кумовстве. Напрямую доказать это я не имею возможности, так как не следователь и не прокурор. Могу обратить лишь внимание на это посредством творческого анализа одной из телепрограмм.

Следует сказать, что подобные программы стоят немалых денег для канала. То есть факт покупки некачественной программы можно сравнить с фактом кражи денег — либо средств налогоплательщиков, либо средств самого предприятия.

"Здравствуйте, в эфире чудо-передача "Рейтинг Баженова", и это я, если вы еще не забыли, — Тимофей Баженов”— как бы шутит Тимофей. Он шутит несколько устало или так, словно сам не верит в эту шутку. Ан, нет! Это не шутка! Это вроде фишки "по-баженовски".


Тимофею явно нравится его фамилия. Или он хочет окончательно сделать себя популярным, по крайней мере в рамках самой программы. Но об этом много интересного я скажу дальше. Я, Александр Беззубцев, автор этой статьи, если вы еще не забыли про "Рейтинг Баженова"!

Итак, по порядку.

Заставка

Плачь, канал "Дискавери"! Плачь, программа "Разрушители мифов", и смотри, как круто твои мотивы завернуты в "Рейтинге Баженова". Видишь, наши отечественные графики могут лучше завернуть всякие "шестереночки"! Однако с фантазией похуже. Заставка получилась вторичной по отношению к "Разрушителям мифов" и иже с ними ВВС.

Идем дальше

Тимофей Баженов едет в Припять, чтобы рассказать о том, как и почему природа в зоне аварии Чернобыльской АЭС мумифицирует трупы. То есть почему трупы живых существ там не разлагаются. Начало интригующее, но что же внутри красивой обертки?

Очень хорошее введение и постановка задач программы. "Зачем и как природа мумифицирует таких несчастных? Найду, расскажу и покажу", — говорит Тимофей и затем переодевается в камуфляж.

Переодевание показано подробнейшим образом. Зачем??? Спецодежды для защиты или иных целей нет! Банально тянется время.

На второй минуте мы видим здание, вокруг которого и крутится дальнейшая съемка.

В передаче можно увидеть все: длинные переодевания в камуфляж и обратно (со снятием штанов), рассказ о лесе у ЧАЭС, о роботах-ликвидаторах, о детском садике, откуда спешно эвакуировались дети, об энергоблоке и саркофаге, замеры радиации, проходки, продолжение экскурсии.

Собственно, мумифицированные животные встречаются в этой передаче дважды. Волчонок в радиоактивном лесу (хочется верить, что именно там и именно мумия, а не чучело) и труп собаки в брошенном помещении, где автор и ведущий делал другую невообразимую вещь. Какую — читайте дальше.

Итог — около трех (!) минут о мумификации животных в условиях повышенной радиации (около трупа волчонка). К слову, примерно столько же времени уходит на переодевания, удлиненные фразы типа "ну вот, сейчас стало жарко, и я сниму одежду" или "ну вот, становится страшно и опасно, радиация растет, поэтому я надену одежду". И так несколько раз.

Более того, непонятно, зачем нам знать, какие носки надевает автор и ведущий "чудо-передачи", если он рассказывает про мумии?

Также поражает (в хорошем смысле слова) эпизод о ракете с детской площадки, которая стала вдруг атомной (так как она теперь тоже излучает радиацию).

Но про мумии — 3 минуты!

Прогулки, прогулки, прогулки... Кульминация первой части начинается на 20-й минуте 26-минутной первой части передачи!

Баженов приходит на брошенную в 1980-е годы (обратите на это внимание) АЗС. Оценивает состояние бензоколонки (довольно подробно) и стоимость бензина, продолжая уклоняться от темы передачи под предлогом найти здесь инвентарь для показа "чудо-опыта" по превращению трупа в мумию. Правда, непонятно к чему здесь бензоколонка?

И что же дальше выкинет "чудо-ведущий"? Вот оно! Он нашел двухсотлитровую бочку от горюче-смазочных материалов! Подразумевается, что она с незапамятных времен валяется здесь. Но надо быть каким-то особенным зрителем, чтобы не увидеть, что эта бочка — новая, да еще и с надписью нефтяного европейского холдинга TOTAL, что на советской АЗС 1980-х годов не могло быть написано. Далее ведущий, показывая недюжинную силу и тяжесть своей работы, долго-долго (по телевизионным меркам) несет эту бочку в брошенное строение. Между делом видит там труп собаки, произносит над ним величайшую фразу: "Радиация сохраняет трупы в том состоянии, в котором они были. Отдельно хочу сказать, что "Рейтинг Баженова" тем и отличается от всех остальных передач. Да и вообще, от образа жизни, общепринятого человеческого, что не собирается заканчиваться там, где заканчиваются пути любых других существ. "Рейтинг Баженова" продолжается всегда".

В кадре эта фраза звучит странно, но чтобы понять всю ее нелепость, ее стоит перечитать еще раз:

"Радиация сохраняет трупы в том состоянии, в котором они были. Отдельно хочу сказать, что "Рейтинг Баженова" тем и отличается от всех остальных передач. Да и вообще, от образа жизни, общепринятого человеческого, что не собирается заканчиваться там, где заканчиваются пути любых других существ. "Рейтинг Баженова" продолжается всегда".

Чем отличается "Рейтинг" от остальных передач? Тем, что радиация сохраняет трупы? Или нет. Отличается тем, что остальные телепередачи собираются заканчиваться там, где заканчиваются пути других существ? Да нет, есть масса передач о загробном мире и о смерти. Нет-нет! Тем, что "Рейтинг Баженова" продолжается всегда. Да ну, глупость какая-то... Ну, не знаю, что имел в виду автор.

Получасовая серия заканчивается тем, что чуть не закончилась жизнь самого Баженова вопреки его предыдущему заверению. Он откуда-то "достает" электричество и "болгарку" (причем если все остальное, несмотря на то что это не относится к теме программы, он объяснял, показывал и делал, то здесь все появляется молча) и начинает резать бочку от ГСМ, которую притащил! Хочется закричать в телевизор: "Что же ты делаешь, Баженов! Остановись! Взорвется! Там же внутри пары солярки или бензина!"

Нелепее этого поступка я слышал только историю о том, как два сварщика пытались сварить кувалду из неразорвавшейся мины времен войны. Схема простая — приварить к мине ручку. В общем, два сварщика — два трупа.

Видимо, ведущий хотел показать, что и он, и съемочная группа чем-то похожи на тех невообразимо недогадливых идиотов. Или суть эксперимента заключалась в том, чтобы мумифицировался труп самого Баженова? Вот уж неслыханный эксперимент в области ТВ! Но это лично мои догадки. Логики в действиях ведущего и ходе программы лично я не вижу.

Вторая часть

Вторая часть программы начинается как раз со взрыва бочки и фразы: "Придется поискать другой способ продемонстрировать мумификацию". Но немудрено! Если автор и ведущий так тянет время и не желает, таким образом, ничего нам поведать о мумификации, то способ так делать — неплохой. Однако если бы мы видели в развитии постановку эксперимента, а не поиск инвентаря для него, то это было бы больше похоже на телепрограмму.

Кстати, после взрыва бочки ведущий говорит: "Это "Рейтинг Баженова". То есть теперь мы знаем, что если увидим в эфире какую-то бессмысленную несуразицу, опасную для жизни, то это точно "Рейтинг Баженова"!

Потом ведущий продолжает, говоря: "Счетчик Гейгера показывает 400 микрорентген в час". Но мы не видим этого. Зрителю не показывают цифры. Может, ведущий в это время стоит где-то в Подмосковье? Сомнения закрадываются. Стоит ли этому верить, и стоит ли это смотреть, и стоит ли это тех денег, которые заплатил канал?

Далее идет краткое содержание первой части. И вот тут мы видим то, чего в первой части не было! Вот фраза: "После чего на детской площадке я подобрал деревянную скульптуру (ежика)". Но никто ничего подобного не подбирал в первой части! Зачем обманывать? Не хватило места для этого сюжета в первой части? Не поверю! Если это важно, то хоть 30 секунд да можно было этому посвятить. Меня, как зрителя, ведущий этой программы просто не уважает!

Вот еще фраза: "Начинается вторая серия. Я думаю, что она будет еще интереснее". Да куда уж там, заинтриговал нас Баженов! Очень любопытно посмотреть на продолжение этого, не очень профессионального, на мой взгляд, произведения, сделанного спустя рукава. Напомню, в первой части радиоактивным мумиям при заявленной теме передачи было посвящено не более трех-четырех минут в получасовой программе.

Не буду подробно описывать дальнейшие ляпы, вот только основные из них.

Ведущий продолжает дальше водить зрителя за нос. Мы ходим вместе с ним со счетчиком Гейгера по Припяти и окрестностям. Видим под мостом каких-то гигантских сомов, которых есть нельзя, что понятно и тому деревянному ежу, которого нашел ведущий. Находим какашки лося. Их ведущий берет в руки (о, круто!) и делает заключение о том, что лось питался травой, плодами и листьями (якобы по составу экскрементов). Но любой догадался бы об этом, не трогая дерьма, так как вокруг растут плодовые деревья и трава. Да и что вообще мы могли увидеть в переваренных отходах лося?

И о восхищение! Вместо бочки мы просто берем новенький оцинкованный таз из ближайшего хозмагазина, чтобы провести эксперимент по мумификации. Тут вопрос. Почему ведущий не сделал этого сразу? Зачем тратил 10 минут эфирного времени в первой части на возню с бочкой?! То есть те 10 минут он украл и у меня, и у канала. Прошу заметить, что для канала минуты стоят денег!

Затем Баженов долго-долго ищет старую солярку (ее остатки на каком-то складе ГСМ), чтобы растопить в тазике парафин. Заметьте, солярку мы долго ищем, но парафин странным образом материализовался. Зачем тогда нам показывать поиски солярки, если у ведущего невзначай имеются здоровенные куски парафина???

На мой взгляд, данные вещи можно было бы снимать в лаборатории, где все готово, нежели тянуть время и неизвестно для чего водить всех за нос.

Недостойно это натуралиста!

И что дальше? Мы кладем деревянного ежика в парафин! И Баженов говорит, что парафин в нем замещает воду, а также некоторые другие вещи. Так вот, оказывается, зачем нужна была командировка в Припять всей съемочной группы!!! Чтобы взорвать бочку и сварить в парафине фигуру ежа из дерева!!! Но причем тут радиация и зачем здесь Припять и Чернобыль?! Нельзя ли это было снять в Москве?

"Когда-нибудь жизнь вернется в эти края, и он достоит до новых хозяев этой земли". Но, Баженов, разве этот еж до тебя не достоял? Разве он не простоял бы без этого до других поколений?

В итоге

Подведем итоги.

  • Передача антителевизионна и не соответствует задачам, поставленным вначале. Велика вероятность, что начало снималось после поездки в Припять.
  • Передача снималась без подготовки и без сценария.
  • Передача не структурирована и имеет низкую творческую ценность. А следовательно, не влияет на рейтинги канала. Если и влияет, то уменьшая рейтинги.
  • Канал или организация заплатили за продукт, не получив вменяемого результата.

Пояснения

Уважаемый читатель, даже на нишевом канале, в частности у нашей компании, не приняли бы такую передачу без структурной переделки. Не уверен, что канал "Россия" не имеет креативных редакторов, ответственных за приемку, которые ставят подпись на актах приема этой программы. Но я бы такую подпись поставить не смог. И не знаю, кто бы поставил! Может, главное почаще повторять, что вы смотрите "чудо-передачу" такого-то автора?

Передача только имитирует научно-популярные циклы зарубежных каналов, которые построены по жесткой структуре, по серьезным сценарным разработкам.

Только по скромным подсчетам, один час подобной передачи стоит от 300 тыс. рублей. Представьте, сколько денег потрачено.

Подобная передача могла бы иметь удачную компоновку и самобытную оригинальность в случае ответственного отношения к ней как изготовителя, так и принимающей стороны.

Если вы считаете, что речь просто идет о некоторой разовой неудачной реализации творческого замысла, то вы ошибаетесь. Еще хуже по качеству цикл передач о приручении и дрессировке дельфинов "Опасные связи". Один синхрон охранника на всю программу, многочисленные проходки по базе, и в финале — о! купание Баженова. Ну просто великолепно. Ни о чем. Без выводов, без фактов, без примеров и иллюстраций. Даже секунды хроники в передаче, которая этого требует, нет!

"Хождение по мукам" и многие другие серии — не более чем самолюбование. А то и преступление перед отечественным ТВ. Вот мое мнение.

Лично я готов доказать это на деле. Каждая тема Баженова может быть переснята любой компанией за меньшие деньги гораздо более интересно. Не верите? Могу доказать.

И все бы ничего, однако ведь почти в любой программе на ТВ можно докопаться до таких мелочей. Но, читатель, пойми меня, пожалуйста, и после размышлений согласись. Почему таких претензий мы не можем предъявить ни одной (!) программе канала National Geographic или Discovery?! Почему программы телеканала "Наука 2.0" смотрятся так смешно по отношению к ежедневному будничному вещанию упомянутых зарубежных каналов? Попробуйте пощелкать кнопками пульта, перескакивая с "Науки" на "Нешнл" в течение пяти минут.

Нет, все-таки не все так плохо, большинство программ телеканала "Моя планета", например, вполне приличны по отношению к тому же "Рейтингу Баженова", но довольно скромны.

Однако неправильно было бы ограничится разбором только одного "Рейтинга Баженова". Предлагаю вам для начала анализ родственной по духу программы канала National Geographic "Укуси меня" с доктором Майком Ли. Человек-естествоиспытатель (вроде, по легенде, как и Баженов) также ходит по Земле с телеоператором и снимает свою телепрограмму. Но вот только там все довольно гладко не только по картинке, а и по течению всей программы.


"Захватывающий многосерийный документальный фильм о путешествиях вирусолога по миру наглядно рассказывает о том, каких насекомых надо опасаться и чего не надо делать в тех местах, где много ядовитых тварей и насекомых"— так гласит описание программы на сайте канала. Не очень ли близко нову? Да. Но что имеем?

Никаких внезапно появившихся ниоткуда деревянных ежей. В передаче про Индию, к примеру, доктор лично входит в Ганг. И мы видим, что это Ганг, а не что-то вроде него. О, боже! Вы знаете, что такое Ганг?! Для человека, для реального человека, это гораздо вреднее пребывания в зоне ЧАЭС! Кишечные заболевания, трупы, экскременты в Ганге! Это я знал еще из курса истории в вузе (новой истории), когда преподаватель рассказывал о том, что Ганг для индусов — священная река и что основной обряд у индусов — это трупосожжение. И только зажиточные индусы могут сжечь своего покойника до состояния пепла. Остальные просто подпаливают труп и пускают его на плоту разлагаться в водах Ганга. А во время обряда очищения надо не просто окунуться в реку, но и хлебнуть пригоршню воды, что и делает ведущий.

Что дальше — смотрите программу.

Все хорошо. Только вот не знаю, сколько стоит данная программа. Думаю, что дороже "Рейтинга Баженова", но в пропорции затраченных Баженовым усилий к съемке своей программы — "Рейтинг" неоправданно дорог.

Помните, как в том анекдоте. Сложите из букв "ж", "о", "п" и "а" слово "счастье"! И ведь на канале "Россия" и на многих других каналах слово "счастье" из этих букв складывают! Поймите меня, бюджет-то во многом соразмерен бюджету вышеупомянутых каналов или бюджету канала ВВС, но "Топ Гира" или "Укуси меня" на телеканалах наших никогда не будет. Понимаете — никогда!

Уважаемый Баженов, видимо, подумает, откуда взялся автор этой статьи? Может, ему не спится из-за отсутствия славы, такой, как у самого автора "чудо-передачи"?

Да просто автор этой статьи не может смотреть на такое непонятное вещание. Обидно. Обидно за то, что в случае повторения многократного "если вы еще не забыли — это "Рейтинг Баженова", мы приобретаем непонятную популярность, и это при том, что на периферии приходится биться "насмерть" за контент, гораздо менее оплачиваемый.

К примеру, идейный вдохновитель программ "а-ля Баженов" передача "Выжить любой ценой" не эксплуатирует малопопулярные приемы, а по четко заготовленному сценарию с продуманными пропорциями отрабатывает свой хлеб.

Беар Гриллс имеет непростую историю. Он подавал свою программу как подлинное выживание. Но однажды фанаты рассмотрели заготовки и сказали: "Беар, ты врешь!!! Ты не находился в экстремальных условиях, все это хорошо подготовленная импровизация". Заметим опять-таки — хорошо подготовленная, а не абы какая. Он признался и заявил, что мол "я лишь на себе испытываю и показываю, как надо действовать в экстремальных ситуациях". Есть тема передачи, есть последовательное ее раскрытие. Фан-клуб не разбежался. Он остался, просто более предвзятый. И кстати, представляете ли вы, что у какой-либо из программ холдинга "Россия" есть свой фан-клуб?

Большинство отечественных каналов выпускает либо свои, либо лицензированные программы, довольно качественные, однако все же встречаются странные вещи.

К примеру, программа канала ТНТ "Два с половиной повара" Она смешна дважды. Сначала тем, что копирует название известного сериала. То есть креативная группа программы не выдала ничего интересного в плане названия, а может, умышленно оставила узнаваемое название. И второй раз удивляют зрителя тем, что программу ведут две женщины. Одна из них с грудным ребенком (это, якобы, та самая половина повара). Но ребенок — лишь функция. Он никак не участвует в программе. Женщины не готовят пищу, исходя из его вкусов или капризов, малыш никак не участвует в программе. Более того, он невзначай теряется после первой рекламы. Одна из ведущих продолжает готовить, а вторая — размышлять и есть полуфабрикаты. Хочется спросить: "Уважаемые, почему вы так называетесь? Чтобы отличаться от других кулинарных программ и только? А смысл?" Довольно неплохая студия у программы. Но все остальное есть в Интернете на кулинарных сайтах. И та "половина повара", которая могла бы стать фишкой, — не более чем часть названия, никак не реализованная.

Зачем все это показывать? Это модно и это проглотят? Это проживет полгода-год, пока рейтинги не посмотрят глобальные? Делаем, пока платят за продакшн, а там "трава не расти"? Или что?

Может быть, я сейчас бьюсь с "ветряными мельницами" отечественного ТВ. Но я буду с ними биться, пока жив. Ведь авторы каждой программы и каждой концепции должны реализовывать ее так, как будто это последняя программа в их жизни. Тогда не будет жалко денег, затраченных на нее, не будет жалко своего времени. И тех минут, которые ты затратил на телесмотрение.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2013
Посещений: 22043

Статьи по теме

  Автор

 

Александр Беззубцев

Телевизионная производственная компания "Говорит и показывает" (г. Липецк)

Всего статей:  5

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций