В рубрику "Постпроизводство" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Игорь Кабищев
Директор OOO "Лаборатория киностудии Горького"
Технологический принцип изготовления фильмовых материалов в кинолабораториях и основные этапы этого процесса остаются неизменными на протяжении более чем ста лет существования пленочного кинематографа. Однако за последние 10 лет в России произошли принципиальные изменения во всей отрасли, и в первую очередь это связано с высокими требованиями к качеству услуг, соответствующих мировым стандартам
Традиции и новаторство
Современная кинолаборатория — это сложный технологический регламент, связанный со всеми компонентами фильмопроизводства: киносъемочная техника, звук, постпродакшн (post-production) и т.д.
Работа в кинолаборатории идет с кинопленкой — триацетатной или лавсановой основой, на которую наносятся соответствующие светочувствительные слои и защитные покрытия. Негатив экспонируется в процессе съемки и обрабатывается при стандартизированных условиях, далее производится контактная (оптическая) печать, которая позволяет получить позитивное изображение.
В настоящее время цветная и черно-белая 35- и 16-мм кинопленка, используемая в профессиональном кинопроизводстве, изготавливается фирмами Kodak, Fuji, Agfa. Процессы обработки этих кинопленок и химические ингредиенты, входящие в состав растворов, унифицированы и жестко контролируются лабораториями.
Оборудование для кинолабораторий — это прецизионная техника, состоящая из многих компонентов, которые, к сожалению, пока не производятся в России.
Обработка киноматериалов
Для производства кинофильмов используются цветные кинопленки фирм Kodak и Fuji. Они обрабатываются по процессу ECN-2; производится контроль за технологическими параметрами и характеристиками растворов. Скорость обработки составляет приблизительно 1000 м/ч.
Процессы обработки позитивных киноматериалов, а именно: цветных кинопленок Kodak, Agfa, Fuji — стандартизированы (ЕСР-2 и его модификации). Процессоры (проявочные машины) различных фирм могут работать со скоростями до 20 000 м/ч.
Для печати киноматериалов в настоящее время лаборатории в России оснащены высокопроизводительными принтерами (кинокопировальными аппаратами). Используется аддитивная контактная печать, электронные системы управления.
Аппараты оптической печати практически не применяются в связи с массовым использованием технологии DI (Digital Intermediate); аппараты иммерсионной ("мокрой") печати пригодны в основном для изготовления комплектов "исходных киноматериалов". Технические характеристики принтеров, например скорость работы, могут быть различными, и лаборатории согласовывают параметры индивидуально.
Ответственным творческо-технологическим участком процесса является цветоустановка.
Только в результате длительной слаженной кропотливой работы сотрудников лаборатории получается качественный продукт. Существует специальное оборудование, позволяющее корректировать изображение в процессе печати и достигать необходимых характеристик, - цветоанализатор, с помощью которого можно изготовить аддитивный световой и цветовой паспорт в формате FCC или RGB, а также различное дополнительное оборудование, например Proof Printer, Comparator.
Монтаж и реставрация
Монтаж негатива — важный процесс в деятельности творческой кинолаборатории. При монтаже, согласно предоставленному в лабораторию съемочной группой видеоизображению или смонтированному рабочему позитиву, производится ручная сборка и склеивание планов негатива изображения. Точность выполнения работ гарантирует качество, а при печати фильмокопий — синхронность изображения и звука. Специальное оборудование для данной стадии технологического процесса -это столы для монтажа негатива, оборудованные видеоустройствами и FCC-счетчиками, time-code- и key-code-системами. Также необходим стандартизированный клей и прецизионные прессы для склеивания триацетатных кинопленок.
Для реставрации киноматериалов используется оборудование, с помощью которого можно очистить кинопленку от пыли, масла, нанесенного при проекции, и т.п. На этом этапе производства исправляются некоторые дефекты, возникшие, например, при множественной печати (царапины на основе кинопленки и на эмульсии). При необходимости производится ремонт перфорационных отверстий.
Специальное оборудование позволяет изготавливать негатив фонограммы (оптическую фонограмму) в форматах Doldy SRD, Dolby SR, Mono. В качестве "исходных" материалов звуковые студии могут предоставлять любые носители: магнитооптический диск MOD, кодированный в формате SRD или SR, DAT- или DTRS-носители, 35-мм магнитную ленту.
Телекинопроекция
Оборудование, предназначенное для телекинопроекции (telecine), переводит изображение (негативное или позитивное) с кинопленки 35- или 16-мм на видеоноситель. В настоящее время для этого используются, как правило, формат Betacam SP или Digital Betacam и система PAL. Перевод изображения может осуществляться в формате HD. Качество перевода во многом зависит от применяемых систем цветокоррекции, работающих совместно с телекинопроектором. Возможен так называемый "черновой" перегон: видеомонтаж изображения производится без тщательной цветокоррекции. При "чистовом" перегоне создают видеомастер, предназначенный для показа по телевизионным сетям.
Технология DI
В мире кинематографии термином "Intermediate" определяется процесс, который составляет одну из стадий кинопроизводства. Традиционно этот этап выполняется в кинолабораториях и включает в себя склейку негативов, добавление спецэффектов и печать копий для распространения. Новейшие достижения цифровых технологий позволяют выполнять все эти процессы в цифровом виде и создавать цифровое изображение, которое является промежуточной стадией кинопроизводства -Digital Intermediate (DI).
DI не только ускоряет, упрощает и повышает гибкость кинопроизводства, но и позволяет распространять фильмы на современных носителях. Практически ни одна из современных кинолабораторий, частично или полностью, не может не применять технологию DI, включающую комбинированные съемки, компьютерную графику, спецэффекты, анимационное кино, титры, надписи. В общих чертах DI — это совмещение компьютерных технологий создания изображений с традиционными пленочными технологиями. Для этого существует оборудование, позволяющее с высочайшим качеством сканировать изображение с кинопленки с разрешением до 8 К; после необходимого компьютерного изменения оно выводится обратно на кинопленку; далее — стандартные кинотехнологические процессы и в конечном счете — тираж для театральной сети.
DI применяется для мастеринга фильмов, реставрации, создания национальных версий, включая субтитры, и высококачественной рекламы, в том числе телевизионной. Эта технология имеет множество преимуществ для режиссеров, продюсеров, операторов-постановщиков, для лаборатории постпроизводства и для самой кинолаборатории, так как позволяет: получить высокое качество изображения, увидеть весь проект целиком на самых ранних стадиях, изготовить необходимое количество версий и копий в различных форматах, сократить цикл постпроизводства, полностью контролировать цвет во всех форматах и т.п.
Изготовление фильмокопий
Тиражирование фильмокопий может быть осуществлено в любой профессиональной кинолаборатории. Количество продукции определяется исключительно техническими характеристиками и мощностью используемого для этих целей оборудования.
Существующая в мире индустрия изготовления массового количества фильмокопий (тиражей) — одна из важнейших отраслей фильмопроизвод-ства, она позволяет воспроизвести созданную кинопродукцию в любом кинотеатре мира.
Конечно, это крупный бизнес, и в настоящее время он становится "сетевым". Американские лаборатории стремятся строить свои филиалы в Европе и Азии, таким образом частично монополизируя рынки этих стран. А голливудские мейджоры заключают договора на изготовление тиражей исключительно с этими полностью автоматизированными лабораториями, обеспечивающими максимальную производительность по сравнению с существующими европейскими.
Хранение кинопленки
Цветная кинопленка меняет свои фотографические характеристики при длительном хранении. Особенно эти изменения прогрессируют при воздействии тепла и влаги, поэтому рекомендуется хранить кинопленку нераспакованной при температуре ниже +10 °С. Упаковку с кинопленкой, хранящуюся при пониженной температуре, перед использованием необходимо выдержать некоторое время при температуре окружающего воздуха во избежание образования конденсата на поверхности кинопленки.
Проэкспонированную кинопленку желательно обработать как можно скорее. Если проэкспонированная кинопленка не может быть обработана в течение трех дней, ее следует хранить при температуре не выше +10 °С и обработать сразу, как только позволят обстоятельства.
Кинопленка способна противостоять выцветанию, однако высокая температура и влажность ускоряют процесс возникновения изменений в цветном изображении и могут ухудшить основу. Во избежание таких изменений обработанную кинопленку следует хранить при температуре не выше +15 °С и 30-40% влажности (архивное хранение, около 100 лет) и температуре не выше +20 °С с влажностью 40-50% (среднее по срокам хранение, около 50 лет). При хранении рекомендуется периодически производить визуальное тестирование кинопленки на предмет изменений формы, слипания, выцветания и возникновения плесени, а один раз в несколько лет проверять на запах наличие выделения уксусной кислоты.
Опубликовано: Каталог "Техника кино"-2006
Посещений: 22080
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Постпроизводство" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций