В рубрику "Оборудование для радиовещания" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Самым распространенным способом доставки контента с головной радиостанции сети (ГРС) на региональную радиостанцию сети (РРС) является метод “точка-многоточие”, для чего чаще всего используется спутниковый канал доставки. На стороне РРС программа звукового вещания (ПЗВ) ГРС принимается спутниковым приемником и ретранслируется в эфир. Локализация контента обеспечивается при помощи замещения московских (будем считать, что ГРС находится в Москве) рекламно-информационных блоков на местные.
Альтернативой спутниковому каналу являются наземные каналы связи и технология Audio-over-IP. При этом используется один из способов групповой передачи, когда сетевые пакеты отправляются определенной группе адресатов (multicast) или всем адресатам (broadcast).
Достоинством метода “точка-многоточие” является относительная техническая простота реализации. На рынке существуют недорогие и надежные системы автоматизации (SYNADYN, DIGISPOT), позволяющие автоматически “врезаться” в ретранслируемую программу и выводить в эфир местные рекламно-информационные блоки. Однако не будем забывать и о недостатках:
Метод организации сети “точка-многоточие” с помощью спутниковых каналов связи используется большинством сетевых радиостанций. Для увеличения надежности некоторые сетевые радиостанции поднимают ПЗВ сразу на несколько спутников. Также используется метод доставки ПЗВ на РРС при помощи AoIP. Например, в Волгоградской области таким способом организована радиосеть “Белый лебедь”.
Столичные городские новости в эфире региональной радиостанции заметно снижают лояльность ее аудитории. Потеря аудитории для коммерческой радиостанции означает потерю дохода от продажи рекламы.
Предполагается, что РРС будет заменять московские рекламно-информационные блоки местными. Но РРС не всегда удается полностью “закрыть” по времени московскую рекламу местной. Это связано с тем, что объем рекламного рынка в регионах значительно меньше, да и квалификация менеджеров по продажам иногда уступает столичным. В итоге московские рекламные блоки перекрываются местными лишь частично или совсем не перекрываются. Конечно, от сетевой РРС можно требовать перекрывать московскую рекламу любым контентом, например промо, анонсами, информационными выпусками или музыкой. Однако на практике этого не происходит, так как от РРС требуется наличие квалифицированного персонала, дополнительного оборудования, при этом музыкальный контент должен быть обязательно согласован с ГРС, чтобы исключить повторение песен или отклонение от программной политики.
Решением этой проблемы является отдельная региональная ПЗВ. В этом случае ГРС осуществляет производство и вещание как минимум двух ПЗВ: для региона собственного нахождения и всех остальных регионов.
Впервые в России эту схему стала использовать радиостанция “Европа Плюс”, которая реализовала простейший способ формирования второй ПЗВ, при котором московские рекламные блоки заменялись в региональной ПЗВ нейтральной музыкой. В 2006 году региональную ПЗВ стала формировать радиовещательная сеть “Авторадио”. Способ формирования региональной ПЗВ, использованный на “Авторадио”, заслуживает особого внимания, и он был подробно описан в статье “Система формирования регионального сигнала для сети “Авторадио” (BC № 6/2006, с. 54).
Формирование отдельной региональной ПЗВ дает следующие преимущества:
Способ построения сети с отдельной региональной ПЗВ является разновидностью метода “точка-многоточие”, поэтому и недостатки у данного способа организации работы сети те же.
Рассмотренные выше методы построения сетей УКВ ЧМ-радиостанций, кроме отмеченных недостатков, имеют дополнительный комплекс проблем, связанных с тем, что территория России располагается в 9 часовых поясах.
Часовые пояса не позволяют федеральным рекламным блокам (ФРБ) выходить в одно и то же время на всей территории вещания сетевой радиостанции. В разных часовых поясах ФРБ будут выходить со смещением по времени, равным разнице между местным временем и временем в часовом поясе Москвы, что не позволяет предложить рекламодателю единый медиаплан выходов его роликов по всей территории вещания радиостанции. Более того, есть группы товаров, реклама которых разрешена только в ночные часы. Такие товары сетевая радиостанция (при рассмотренных выше методах построения сети) рекламировать в федеральных блоках вообще не может, так как ночные часы в Москве в других часовых поясах будут дневными или утренними.
Часовые пояса приводят к несоответствию жанра и настроения программ локальному времени РРС. Утренние, вечерние и ночные программы ориентированы на вполне определенную аудиторию, которая меняется в течение дня в зависимости от времени суток. В утренние, дневные, вечерние и ночные часы у радиостанции разная аудитория с разной моделью прослушивания радио. Утреннее шоу в вечернем эфире не лучшим образом отразится на рейтинге РРС.
Для решения этой проблемы на ГРС необходимо формировать ПЗВ для каждого часового пояса. Плотность населения территории России неравномерная, и основной интерес для вещателей представляют крупные города-миллионники, поэтому для уменьшения затрат целесообразным оказывается формирование региональной ПЗВ не для каждого часового пояса, а уменьшение их количества, например до трех.
Радиостанция “Авторадио” первая из сетевых коммерческих радиостанций в 2011 году реализовала формирование региональной ПЗВ с учетом часовых поясов. Поскольку продажи рекламы на “Авторадио” после старта поясного вещания значительно возросли, вещательная корпорация “Проф-Медиа” (ВКПМ) в этом году планирует начало поясного вещания и на других своих радиостанциях.
Развитие инфраструктуры и появление в регионах возможности доступа в Интернет, в том числе и по широкополосным каналам связи, позволяет использовать новые технологии построения сетей УКВ ЧМ-радиостанций.
Удаленное управление подразумевает наличие на каждой РРС собственной базы данных (БД) контента, которая периодически синхронизируется с БД контента ГРС. Вместо передачи ПЗВ по дорогостоящему звуковому тракту с ГРС достаточно передавать на РРС только расписание, которое представляет собой файл размером порядка 100 Кб. “Дорожное радио” стало первой сетью в России, построенной на этом принципе.
Для удаленного управления используется технология распределенной базы данных или обмен контентом через центральный FTP-сервер.
У данного принципа построения сети УКВ ЧМ-радиостанций есть следующие преимущества:
отнести следующие:
Порядок, в котором были рассмотрены способы доставки контента от ГРС к РРС, близок к хронологии их появления на практике. Сегодня все чаще используются гибридные схемы. Использование спутниковых каналов доставки региональной ПЗВ совмещается с удаленным управлением через Интернет. С одной стороны, это позволяет резервировать способы доставки контента, а с другой – выстраивать различные формы взаимодействия с РРС, от ретрансляции на условиях франчайзинга до открытия филиала и полного удаленного контроля за его работой. Гибридный способ доставки контента в регионы удобен и при развертывании сети необслуживаемых РРС. Региональная ПЗВ передается через спутниковый канал связи, а рекламно-информационный контент, предназначенный для локального вещания соответствующими РРС, передается наземными каналами связи по Интернету. Местные рекламные блоки будут выходить или в виде врезок в принимаемую со спутника ПЗВ, или внутри резервного плейлиста, которые загружаются и обновляются через Интернет.
В последнее время наблюдается интерес радиосетей к развитию собственных филиалов в регионах вместо работы с партнерами на условиях франчайзинга. Собственная сеть региональных радиостанций, которая насчитывает десятки, а иногда и сотни передатчиков, требует значительных ресурсов на ее эксплуатацию. Для уменьшения эксплуатационных расходов сети переходят на оборудование, поддерживающее удаленное управление на базе SNMP-протокола или Web-интерфейса, и задумываются о внедрении систем сбора, хранения, обработки и отображения оперативной информации о состоянии комплекса оборудования РРС и создания центров контроля сети для осуществления круглосуточного мониторинга работы РРС.
Опубликовано: -2012
Посещений: 21908
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование для радиовещания" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций