В рубрику "Оборудование для радиовещания" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Рудольф Стерхов
Автор и издатель музыкальной библиотеки для телерадиовещания "Радиофон"
Вы решили заняться радиовещанием и думаете, что это интересно, перспективно и выгодно? Правильно думаете! Перспективно: несмотря на тотальную, казалось бы, занятость радиочастот, особенно в крупных городах, никогда не поздно открыть свою радиостанцию и при необходимости (читай - при трансформации вкусов и настроений слушателей) периодически менять формат. А значит - всегда быть на плаву. Выгодно: радиобизнес - один из самых прибыльных инвестиционных вариантов. Интересно: безграничные творческие изыскания в эфире позволили немалому количеству талантливых людей стать известными и уважаемыми на всю страну.
Чтобы ваши планы состоялись, нужно будет много работать и стараться минимизировать количество ошибок, которые перерастают в очень неприятную качественную категорию "убытки и банкротство". Для начала вам стоит, наверное, узнать, как открыть свою радиостанцию. Книжек на эту тему издано немало. И новому поколению радиовещателей значительно легче осваивать эфирные горизонты. Но, уверен, несколько минут вашего внимания к событиям 17-летней давности помогут предлагаемому материалу стать если не настольным пособием по радиобизнесу, то полезной исторической справкой.
Насколько мне известно, российское коммерческое радиовещание начиналось с 1990 года, когда в московском радиоэфире зазвучали "Европа +" и "Эхо Москвы". А за пределами МКАД - примерно весной 1991 года: тогда в Перми появилось "Авторадио", а в Екатеринбурге на кухонных проводных приемниках люди стали слушать "Студию Город". Вероятно, и в других городах тогда осваивалось так называемое "негосударственное вещание". Но насколько были, так сказать, независимы эти станции, сейчас судить трудно. Например, в Перми формат контролировали местные милиционеры ГАИ, а "Студия Город" продолжала быть "рупором перестройки", находясь на "денежном довольствии" городской администрации - со всеми вытекающими творческими рекомендациями. И все же, зачем сегодня про независимость?
Тогда, в эпоху умирающего тоталитаризма и однопартийности, когда "стало можно многое говорить", реальная самостоятельность электронного СМИ, а особенно радио, немало значила для успешной и эффективной работы. И, прежде всего, в коммерческой деятельности. Потому что тогда доходы этого бизнеса сильно зависели от того, "что в эфире говорят и поют", поскольку народу очень хотелось слушать не то, что говорили и пели на государственных радиоканалах. Вот вам и основа позиционирования предприятия без мучений в выборе формата! "А теперь-то, - спросите вы, - разве может быть какая-то несвобода? И от чего?". Не только "может быть", но и есть! От денег...
И вот о том, как бы так все организовать, чтобы и не сильно зависеть от денег (точнее, от людей, которые их дают) и чтобы эти деньги не стали "проблемой № 1" в вашем начинании, я попробую вам растолковать на примерах своего практического опыта в этом бизнесе.
Например: опыт самых разных начинаний (как, в частности, организовать городской рок-клуб, создать культовую рок-группу, написать и издать первую в России музыкальную библиотеку для телерадиовещания) научил меня следующему: затевая новое дело, ответь на пять вопросов.
Вот они:
И даже если вы решите торговать семечками на рынке - без ответов на эти вопросы вам семечки с прибылью не продать. Предвижу ваши вероятные возражения и сразу отвечаю: да, проблем значительно больше. Но эти вопросы -ГЛАВНЫЕ! Да, радио слушают все и всякое, будут слушать и ваше. Но если вы создадите радио, которое будут слушать 200 человек из полумиллиона (например) жителей вашего города - притом это будут ваши родственники, одноклассники, друзья друзей и с десяток конкурентов, - то вам сразу придется предупредить ваших слушателей: именно они будут содержать вашу станцию.
И еще вы настойчиво вопрошаете: а почему последний в списке вопрос не первый по значимости? А потому, что если вы не сможете правильно, подробно и профессионально ответить на первые четыре, то, какой бы оптимистичный ответ вы ни нашли для пятого вопроса, любой ваш результат будет неверным. И за такое решение задачки вам будет единица в виде, мягко говоря, претензий со стороны инвесторов.
Еще в начале 1970-х годов я с другом "подпольно" слушал на коротких и средних волнах "Радио Монте-Карло" (кстати, из самого Монте-Карло) и "Радио Люксембург". И, поверьте мне, уже тогда ди-джеи на этих станциях "такое выделывали", что у нас даже сегодня так не получается. Они пели в унисон с хитовыми исполнителями, свои "речевки" они сопровождали какими-то "дразнилками", бульканьями, тресками и другими странными и веселыми звуками. А в артикуляционной уникальности они напоминали по скорострельности пулемет. Именно тогда я понял, что работа диджея в эфире - это "театр одного актера"! Значительно позже, в 1991-м, я хотел сделать именно так "как надо". И, честно скажу, кое-что удалось. Но не сразу. Сначала же было совершенно осознанное решение - ответ на первый вопрос: я буду делать музыкальную коммерческую радиостанцию. Потому что:
а) уже более 25 лет занимаюсь музыкой и знаю музыку, и радио будет музыкальным;
б) самое востребованное радио именно музыкальное, а для информации достаточно 10 минут в час;
в) конкуренции в Екатеринбурге нет и долго не будет.
Несомненно, было немало и дополнительных вопросов, на которые я отвечал по ходу дела. Например, название придумал - "Радиотрек". И, как говорится, как корабль назвал, так он и поплыл. Трек, это спортивное сооружение для соревнований. Вот и стал "Радиотрек" первой реально независимой радиостанцией и "беговой дорожкой" для многих и многих начинающих специалистов радиовещания, некоторые из них сегодня известны на всю Россию. И судя по тому, что моя радиостанция по-прежнему в эфире Екатеринбурга (пусть и с другим форматом), а кроме нее тогда мне удалось открыть еще 2 радиостанции, ответ на первый вопрос был правильный.
На мой взгляд, в радиобизнесе это самый главный вопрос! Если вы, например, решите печь хлеб, то без труда найдете специалиста - хлебопека. Откроете авторемонтную мастерскую - пожалуйста, слесари выстроятся в очередь к вам на работу. А радио делается не руками! Это, прежде всего, живая речь ди-джея и ведущего специальных программ. Она, эта речь, должна завораживать колоритным тембром со всеми согласными буквами и "не съеденными" окончаниями слов, обязательно быть свободной от местных наречий и акцентов. Еще один "нюанс": у ведущего должна быть светлая голова. И если рядом с вами не окажется яркой творческой личности, грамотной и главное, правильно говорящей, вам придется потратить месяцы или годы на то, чтобы найти такого (и таких).
Мне повезло, с первых дней работы "Трека" (так мы его сокращенно называли) к нам пришел школьник 16 лет. Казалось бы, в таком возрасте трудно иметь нужные для ди-джея качества. Но этот парень умел "держать эфир" так, как и сегодня далеко не каждый способен. Конечно, и позже появлялись достаточно талантливые ведущие, некоторые из них до сих пор являются любимцами и культовыми персонажами Екатеринбурга, среди них есть даже весьма энергичные дамы. В основном же каждые полгода приходилось "отсеивать желающих поговорить в микрофон", а самых перспективных - растить: из 100 (в среднем) претендентов на эфир оставались 2-4 человека. И вам, вероятно, много придется обучать, тренировать и воспитывать, чтобы "сделать" такого ди-джея, который бы стал душой и легендой вашего города и, естественно, привлекал самую массовую аудиторию. Но даже когда вы найдете или "поднимите" такого специалиста, будьте готовы к тому, что конкуренты обязательно постараются "увести" его от вас.
Не просто найти специалиста и для продакшн-студии. Профессия "музыкальный продюсер" и в сегодняшней России уникальна. Высококлассно ею владеют единицы, а повсеместно работают необученные, зачастую случайные люди. Ну а тогда никто не мог даже представить, как это в 30-40 секунд путем склейки самых разных инструментальных фрагментов не менее разных песен (а продакшн-библиотек еще не существовало) уложить мини-симфонию, на фоне которой читается, например, текст об агентстве недвижимости. Про "склейку" я не оговорился; в 1991 году ПК могли управлять только принтером, а нам приходилось скотчем склеивать нарезанные ножницами части магнитной ленты. Исполнять такую работу должен непременно талантливый человек, такой, кто из кусочков неодинаковых по формату и тональности фонограмм способен создать совершенно новое музыкальное произведение длительностью 20-40 секунд. Обычно к этому бывают хорошо приспособлены клубные ди-джеи, а еще лучше - музы-канты-клавишники. Вот с кем я не имел проблем, так это с музыкантами и, кстати, с текстовиками. Дело в том, что до "Радиотрека" я был руководителем Свердловского рок-клуба. И среди нескольких сотен знакомых музыкантов (ведь не все же стали "Наутилусом", Настей Полевой, "Апрельским Маршем", "Агатой Кристи", "Чайфом") найти нужных людей оказалось совсем нетрудно. Сегодня же в этой области еще проще: программное обеспечение и "железо", клавиши и музыкальные библиотеки - есть все! Но вот с талантами -беда. На то они и таланты, что их мало. Эта проблема возникает иногда и на центральных каналах, а уж в регионах, увы, невнятные ведущие и некачественные рекламные ролики - повсеместно! "ШЫкАлаТ", "ШЫСНадцать", "ПИрИ-кресток", "ШЫсДИсят", "СКОКА? СТОКА!". Этими классическими ляпами грешат, увы, до сих пор многие, независимо от степени столичности. Можно услышать нелепую "музыкальную подложку", а зачастую и "пиратскую", с нарушением авторских прав. Диктор наговаривает текст "мертвым голосом" с бьющими по ушам "фефектами" речи и несовершенной артикуляцией. А музыка и текст бывают так разбалансирова-ны по уровням, что непонятно: нам рассказывают о новой марке авто или все-таки предлагают слушать "Танец Ани-тры" Эдварда Грига?
Откуда такие, казалось бы, очевидно недопустимые явления? Проблема кроется в решении вопроса подбора кадров по принципу "свояченичества и дружественности" (я так это называю). Поскольку радио можно смело отнести к малому бизнесу. И люди подбираются поспешно и без четких критериев. А уж на творческие должности - и вообще из числа родственников и знакомых, которые имели отношение, например, к дискотекам или просто ходили в музыкальную школу. Главное, чтобы это были друзья и родственники, с которыми интересно и которым без опаски можно доверить часть своего бизнеса. Но такая форма подбора кадров весьма порочна, ее негативные последствия обнаруживаются уже на первых часах эфира - если ваши близкие и приятные во многих отношениях люди "подкупили" вас только этими качествами. И придется сделать нелегкий выбор: либо терпеть бездарей, либо пойти на расставание, например, с "друзьями детства". Кстати, такой выбор вы будете вынуждены делать довольно часто. "Мягкая ротация" кадров созданной вами радиокомпании необходима постоянно, особенно среди творческого персонала. Прежде всего, во избежание творческого застоя. Но в то же время всегда "держитесь" за самых талантливых сотрудников и ярких личностей, которые и сделают "эфирное лицо" вашего канала.
Очень сложно подобрать и "теневые кадры", без которых вашего бизнеса просто не будет. Они скрыты от слушателей и зрителей, но это самые главные для вас лично люди, можно сказать, на долгие годы. Это ваши инвесторы. Те, кто дает деньги на вашу идею, не полетят с вами в облака на крыльях ваших творческих планов. Они просто спросят: "Сколько надо?" и "Когда и сколько вернешь?". В нашей стране пока не принято недорого кредитовать стартующий с "нулевой отметки" бизнес. И в этом случае приходится искать партнеров-инвесторов. Еще в 1992 году я решил развивать свой радиобизнес шире и захотел организовать в Екатеринбурге вещание дополнительной, уже сетевой, радиостанции путем ретрансляции известной "радиоторговой марки" из Перми (как ни странно). Свободных денег на это не было, а инфляция тогда составляла в среднем 15-25% в месяц. И я просто наугад заходил на совершенно разные, но крупные предприятия и предлагал директорам принять участие в уникальном проекте. Тогда частная радиостанция была в диковинку, а несколько позже это дело стало престижным, инвесторы как бы "из спортивного интереса" участвовали в подобных проектах. И получилось: через 5 месяцев в столице Урала начало работу не совсем столичное радио. Правда через 1,5 года мне пришлось это радио закрыть, так как партнеры из Перми оказались, мягко скажем, непорядочными. С инвесторами рассчитался рекламой и "без обид". Да и никто не думал обижаться: деньги тогда были шальные и легко сделанные "на пиве", так что их владельцы спокойно шли на разные инвестиционные эксперименты. Главное, как тогда, так и сейчас надо иметь в виду: инвестиционные деньги должны прийти к вам не из "общака", если вы, конечно, не хотите "по-волчьи выть". Да и сетевые партнеры тоже бывают разные. И хотя сейчас многое понятно и по правилам, следует вдумчиво рассчитать формат выбираемого сетевого партнера. Не рекомендую, например, открывать джазовую станцию только потому, что ее контент будет стоить совсем недорого и что у вас в городе два года назад проходил джазовый фестиваль.
И еще о некоторых людях, опять же к вопросу "С кем?". Ваш рекламный отдел (сейлеры) станет продавать ваше радио (точнее, продавать вашу слушательскую аудиторию) и будет приносить вам деньги. Руководитель отдела должен не только уметь хорошо считать эти деньги, но, главное, знать: как грамотно продать каждую не только рекламную, но и эфирную минуту. И этот сотрудник тоже должен быть достаточно талантлив. Надо иметь особый дар, чтобы убедить рекламодателя: реклама именно на вашем радио принесет ему реальный результат, хотя он лично (директор фирмы-заказчика) слушает только "Радио "Орфей". И приглашая такого специалиста, не ленитесь почаще контролировать, соответствуют ли графики прокатов рекламы тем суммам, которые поступают на ваш счет. Ведь это ваши деньги...
И вот, когда вы определенно и положительно ответили на первые два вопроса, станет во многом понятно: как делать ваше радио. Хорошие "железо" и "софт" в профессиональных руках - 20% успеха. Яркие ди-джеи "зацепят" слушателей, грамотные сейлеры их - и тех и других - продадут; значит, еще на 40% гарантирован положительный результат ваших трудов. А оставшиеся 40% в этом деле - ваша повседневная, но не рутинная работа, как руководителя проекта и просто как человека, которому нравится это делать. В 1991-м не было не то что учебников - ни одной книжки, которая помогла бы избежать хотя бы классических ошибок. Ну, например: стыдно признаться, но я тогда совершенно искренне думал, что как только я включу музыку в эфир в сопровождении неких "мастеров разговорного жанра", так сразу весь город только и будет делать, что слушать "Радиотрек". Ведь мое радио такое свободное и независимое (да, цензуры уже не было), такое уникальное (конечно, в то время в Екатеринбурге ничего подобного не слыхали)! Но даже в этих "тепличных" условиях только через 1,5-2 года наши рекламодатели получили возможность на свой вложенный в радиорекламу рубль получать, например, три. А за это время пришлось многому научиться и просто много-много работать. Например, разобраться, пусть и поверхностно, в передатчиках и антеннах, одновременно обучаясь (отнюдь не по учебникам) экономике и управлению своими тремя предприятиями. Самому учить: одного - делать рекламу, другого -правильно продавать ее, третьего -правильно говорить в микрофон. А потом все то же самое с новыми сотрудниками, потому что некоторые так и не состоялись в нужном качестве, при этом почему-то были радостно приняты конкурентами. И, кроме всего прочего, довелось почти выучить Гражданский кодекс и Закон "О связи", когда пришлось "воевать" за свой бизнес против - как теперь их называют - рейдеров.
Тогда время было такое - требовалось выжить любой ценой, и порой проще было сделать многое самому, чем найти нужного человека. Сейчас на тему радиобизнеса есть немало специальной литературы и учебников, многие вузы выпускают необходимых специалистов. Учитесь сами и привлекайте "специально обученных людей" - ведь каждый должен заниматься своим делом. И все надо делать профессионально, иначе исправление плохо выполненной работы принесет вам незапланированные и, возможно, очень серьезные убытки. Например, решили вы сэкономить на юристе. Ну что, собственно, ему делать на станции? Формы договоров возьмете где угодно, в законах нетрудно разобраться самостоятельно или проконсультироваться. Но вот когда на вас подаст в суд автор музыки, чьи права вы нарушили при изготовлении, например, рекламы, тогда и придет черед пожалеть о многом. В том числе о том, что вовремя не издали приказ по предприятию: какую музыку можно использовать и на каких условиях ее выпускать в эфир. Потому что суммы претензий по судебным искам за такие нарушения рискуют составить от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей, а зарплата юриста в сотни раз ниже.
А после всего этого несложно будет ответить и на пятый вопрос. В этом вам помогут опытный коммерческий директор в тандеме с хорошим руководителем сейлеров. И вам, и вашим партнерам-инвесторам.
Возможно, вы настолько уверены в себе, что без посторонних советов знаете, как делать радио. Или вы уже заработали много денег на торговле, скажем, металлами и считаете, что вам по плечу и этот бизнес. Можно допустить даже, что вы получили от тети из Канады неожиданное наследство, которого хватит на покупку 100-ваттного радиопередатчика. А ваши лучшие друзья, с кем вы играли в школьном ансамбле и паяли усилители, помогут преумножить ваш внезапный капитал...
Прекрасно! Вы на правильном пути! А все вышеизложенное мной примите не как руководство к действию, а в качестве небольшого мемуарного экскурса на тему "Как это было" из истории негосударственного радиовещания новой России. Надеюсь, через несколько лет вы будете рассказывать, как делали свое радио и как у вас это получилось.
Желаю удачи!
Опубликовано: -2008
Посещений: 10062
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование для радиовещания" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций