В рубрику "Мастер класс" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Николай Картозия
Шеф-редактор программы "Намедни"
Несмотря на то, что Леонид Парфенов и весь коллектив программы "Намедни" ушли в творческий отпуск, мы публикуем вторую часть статьи шеф-редактора этой программы, полагая, что ценный опыт, наработанный ее сотрудниками, актуален и востребован.
Статья Николая Картозии - первая в череде материалов, объединенных под новой рубрикой "Мастер-класс" (напомним, что начало данной статьи опубликовано в ВС № 1, 2003 г.). Автор анализирует технологию производства современных новостей и рассказывает о синтетическом жанре infotainment, который "изобрели" в США в 1980-е годы, а сегодня успешно применяют и российские журналисты. Ключевые принципы infotainment легли в основу концепции программы "Намедни".
Новая концепция не укладывается в традиционную систему жанров подачи информации. Для более точного описания жанров сотрудники "Намедни" даже используют особую внутриредакционную терминологию. В этой части статьи речь пойдет об особенностях репортажа, интервью, обозрения
Репортаж
А. Общая характеристика
Репортажи составляют основу "Намедни". Пожалуй, это наиболее разработанный жанр программы. В "Намедни" много разновидностей репортажа, у каждого - свои приемы и законы, но дать общую характеристику репортерского метода все же можно. Главная установка: больше деталей, меньше обобщений, которые уместны в статье или в авторском комментарии в подводке. Репортаж — всегда рассказ об убедительном случае. Статичные синхроны сводятся к минимуму, интервью должно быть с параллельным действием (на велосипеде, за едой, во время стрельбы на огневой позиции). Помимо смысловых синхронов в сюжет часто вводятся синхроны настроенческие, или точнее, звуковые сцены
("live"). Вспомним репортаж Н. Анисимова о
продаже земли в Белгородской области. Мужичок на завалинке костерит новых хозяев жизни.
Внезапно из дома выбегает его жена и, прикрывая
супруга от камеры задом
(нулевая видимость), начинает его распекать:
мол, ты диссидент окаянный. С точки зрения
ВГИКовских канонов
это, конечно, брак. А для infotainment — настоящая удача, ведь конфликт в кадре — это жизнь в миниатюре. Основное пожелание корреспондентов операторам НТВ: не бороться за чистоту "исходника", не выключать камеру в момент накала страстей, даже если это мешает оператору взять баланс и выстроить кадр.
Б. Трип, или "погружение"
Наиболее полно возможности infotainment раскрываются в фирменном "блюде" программы "Намедни", которое в редакции называют "трип", или "погружение". Первое название подчеркивает форму путешествия с кем-то, чья социальная практика иная, нежели у основной аудитории. Второе отражает степень проникновения в тему. Нетипичные герои, нетипические обстоятельства - например, "антиглобалисты на марше". Корреспондент А. Лошак сопровождает их от дома в Москве через границу, через несколько европейских стран к той площади, где они, объединившись со своими зарубежными соратниками, устроят беспорядки. Попутно сообщаются важные детали: откуда они берут оружие, кто их финансирует, куда прячут марихуану, переходя границу, и т.д. Снять такие детали можно только "привычной камерой", когда участники события уже не обращают внимания на оператора. Подготовка трипа, как правило, занимает около месяца. Самое сложное - заручиться поддержкой инсайдеров (агентов влияния внутри интересующей группы).
Корреспондент А. Лошак, снявший для "Намедни" около двадцати гранд-репортажей в жанре трипа, об этом говорит так: "Сам зритель в такую чуждую ему среду ни за что бы не полез (лень, противно, страшно), но смотрит с удовольствием и чувствует, что время потратил не зря. Получается разновидность популярного "экстремального туризма", но только "глазами Сенкевича". Напрашивается сравнение с даивингом, но в данном случае абсолютно безопасным: всплытие гарантировано".
Трип может быть кошмарным или веселым, но он всегда подразумевает возвращение в нормальную реальность.
Обобщения в трипе даже необходимы. Частный случай должен быть возвышен до уровня явления, иначе такой репортаж уместен в научно-популярной программе, а не в аналитической.
В отличие от популярного на Западе жанра lifestyle, который тоже изучает чужой образ жизни, трип дает иной угол зрения: не со стороны, а изнутри.
Можно попытаться наметить основные тематические линии трипов.
Прежде всего, это субкультуры, которые, в свою очередь, подразделяются на профессиональные (хакеры), молодежные (футбольные фанаты, скинхеды), этнические (хасиды), протестные (антиглобалисты, лимоновцы) и т.п. Критерием деления может быть и среда обитания. Если советник Президента РФ Илларионов говорит, что Россия должна по экономическому росту догнать Португалию, то почему бы не "погрузиться" в жизнь португальцев?
Поскольку трип предполагает некоторую пограничную реальность, то степень свободы самовыражения журналиста здесь достаточно высока. Главное, что необходимо, — не переврать факты и не навредить. Реорганизовывать же реальность можно, оставаясь в рамках профессии. Например, в духе infotainment отрабатывать мифы. Если португалец — значит, рюмочка портвейна (хотя в Португалии предпочитают виски). Если скинхед — значит, кружка пива. Еще один важный субъективный момент в трипе — сопереживание. Корреспондент А. Лошак считает: "К героям надо до некоторой степени "проникнуться". Это не любовь, а скорее профессиональное неравнодушие автора к своим персонажам. Ими надо увлекаться (но без фанатизма) до момента последней склейки".
В трипе, как ни в одном другом жанре infotainment, важна работа оператора. Видео первично, текст вторичен. Исключены не только "кабинетные" интервью, но и те, что производят впечатление постановочных. Трип — очень чувствительный к фальши жанр. Но это не значит, что интервью для сюжета отбираются по принципу "что в пути встретилось". Синхрон, даже самый короткий, это всегда портрет, кадр — информация о портретируемом; фон для интервью порой "говорит" больше, чем сам интервьюируемый. Законы трипа требуют динамики, поэтому синхрон должен сопровождаться адекватным действием героя. Образно говоря, мама должна давать интервью, моя раму.
В. Репортажи из "горячей точки"
Репортаж из "горячей точки", если это не победные реляции госканалов, вообще очень телевизионный продукт. И infotainment его не сильно видоизменил. Хотя в условиях, в которых сейчас в Чечне работают съемочные группы, приходится придумывать разные ухищрения. Успех первых чеченских репортажей 1994-го не в мастерстве слова и даже не всегда в эксклюзиве. Для зрителя корреспондент — "свой человек в преисподней". Тогда достаточно было "петь, что вижу": самолет летит, бомба падает, женщины плачут, пули свистят, стою на площади Минутка. Но за последние два года у зрителя накопилась сильная усталость от Чечни, Израиля, о чем свидетельствуют поминутные рейтинги программ. А все потому, что в основном показывают одно и то же: подрыв БТР — зачистка, взрыв в закусочной — операция возмездия. Интерес к Чечне вновь повысился после "Норд-Оста", но ненадолго. То же самое с Израилем. Внутренний рейтинг репортажа о блокаде резиденции Арафата — 4 балла, а о русском антисемитизме в Израиле — 12.
Корреспондент Антон Хреков (снимал для "Намедни" материалы в Чечне, Израиле, Афганистане) поясняет: "Горячая точка" — это не полигон и не съемочная площадка, где происходит война и только война. В "горячих точках" живут люди, часто такие же, как мы. Они ходят в магазины, водят машины. Человек, который стреляет или в которого стреляют, не живет в окопе. Через час-другой он тоже пойдет в магазин за хлебом".
Интервью
В данном случае под интервью подразумевается форма получения информации. Фрагменты речи героя (из диалога или монолога) используются во многих типах материалов, но интервью в чистом виде в "Намедни" редкость. Главное требование infotainment - динамичность. Стандартное же интервью в студии, даже непродолжительное, ломает ритм программы. Сумма "оживляющих" приемов придумывается для каждого конкретного случая, но есть общее правило, перенесенное в "Намедни" из раннего проекта Парфенова "Портрет на фоне": само место проведения интервью должно содержать дополнительный смысл. С. Степашина в период повышенной активности Счетной палаты, когда она наводила ужас на министерства, записывали на набережной Невы в Питере: грозовое небо, свинцовая река и он — весь в черном. М. Касьянова интервьюировали в Большом театре и на даче, жарящим шашлыки.
Двойное интервью используется в тех случаях, когда есть две конфликтующие стороны. Уговорить их поспорить очно — трудно. Поэтому каждого интервьюируют отдельно, а ответы монтируют перекрестным методом. Пример подобной заочной полемики - двойное интервью Ю. Гусмана и Н. Михалкова, разругавшихся из-за того, какая кинопремия важнее: "Ника" или "Золотой орел".
Звезды-внештатники. Кино- и театральные рецензии типа "на самом деле убийца — это шофер" запрещены уставом редакции. Поэтому в качестве рецензентов нередко выступают ньюсмейкеры. Скажем, о фильме "Олигарх" рассказывал сам Б. Березовский (он — прототип главного героя) во время просмотра картины в своем лондонском поместье. Он оценивал игру актеров, работу режиссера и правду жизни на экране, вспоминал случаи из своей жизни. Затем его монолог был почти полностью перекрыт подходящими по смыслу сценами из фильма.
Интервью-клип короткое аудиовизуальное произведение. Интервью героя обрамляется фрагментами песен, клипов, спецэффектами. Итоговый продукт рассчитан скорее на чувственное восприятие и служит своего рода антидепрессантом.
Обозрение
В американских программах, ориентированных на infotainment, практически нет обозрений (этот жанр считается безжизненным). Но в "Намедни" он используется с первого выпуска — в телециклах "Кому принадлежит Россия?" (2001 г.) и "Сделано в СССР" (2002 г.).
Многосерийный проект "Кому принадлежит Россия?" был посвящен 10-летию второго русского капитализма (1991-2001 гг.). Каждая серия — это рассказ о конкретной отрасли отечественной экономики: кому она сейчас принадлежит, какую прибыль приносит.
Про телеобозрение справедливо говорят: смотреть не на что. Видеоряд — всегда условный: если показатели добычи нефти растут — зритель видит буровую, если снижаются — снова буровую. Словом, скучнее обозрения может быть только обозрение на производственную тему, чем и являлся проект "Кому принадлежит Россия?". Сделать деловую журналистику зрелищной удалось за счет монтажных приемов, которые раньше использовались только в рекламных роликах и музыкальных клипах. В каждом кадре — действие. Несколько кадров подряд создают емкий образ. Пример видеоряда из серии "Газовая промышленность": газопровод (общий план), труба (крупно), зажженная спичка(крупно), спичку подносят к газовой конфорке.
Каждая серия начиналась и заканчивалась игровыми стендапами, связанными между собой сквозным приемом. Так, в начале серии, посвященной российскому ВПК, корреспондент Б. Кольцов, собирая автомат, комментирует: "Долгие годы он был самым популярным конструктором для старшеклассников. Это тот случай, когда помнят руки, а не голова". А в конце серии, говоря об утилизации оружия, корреспондент разбирает автомат.
Infotainment в кадре
Если на неделе выяснилось, что "вашингтонский снайпер" ездит на белом микроавтобусе, то в воскресенье точно такой же микроавтобус появляется в студии "Намедни". В редакции это называется "говорит и показывает Парфенов". Кто-то из телекритиков назвал предметы в студии "наглядными пособиями".
Любое событие можно "овеществить". Украинская ракета, сбившая над Черным морем ТУ-154, была нашпигована бракованными подшипниками. Путин пригласил французского журналиста в Москву на радикальное обрезание — в студии набор специальных хирургических инструментов. Чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть, а еще лучше — потрогать. Предмет - это факт, дополняющий информационную картину. До "Намедни" предметы в качестве "вещественного доказательства" использовались в историческом цикле "Российская империя". А началось все с трех бутылок шампанского "Вдова Клико" в фильме "Живой Пушкин": по дороге к Пушкину в Михайловское Пущин покупает в уездном городе Острове три бутылки "Вдовы Клико".
Л. Парфенов комментирует прием следующим образом: "Хотелось объяснить, что это за шампанское, кто его пил? По документам оказа лось, что 80% урожая 1824 года ушло в Россию. Главный потребитель — государь. После него — друзья Пушкина".
Основные принципы верстки
Есть что-то стыдливое и беспомощное в традиционной для новостей "культурке" в конце выпуска. Жизнь почему-то искусственно делят на жанры. Если Путин приехал в Чечню — это политика. А если выходит в прокат фильм "Война" — это культура. С такой установкой журналист невольно начинает описывать не жизненное явление, а "фестивали, конкурсы, концерты".
В голове у зрителя жизнь не делится на политику и культуру, а Владимир Путин и Гарри Поттер — равноправные герои.
Нет у телеинформации и четких "агрегатных состояний". Явление можно рассматривать как процесс (движение антиглобалистов — глобализация) или как событие (туристы снова едут в Болгарию — Болгария стала курортом № 2 после Египта). На событие можно взглянуть как на процесс (объявлен список "холодных точек" — это борьба силового подхода с рыночным), а процесс представить как явление (советские символы в рекламе — модная ностальгия) и т.п.
Стандартный выпуск "Намедни" — это три информационных блока, три блока рекламы и конечные титры. У каждого информационного блока — своя задача.
1-й блок (40 минут) задает ритм программы. Его формат — ревю: события, люди за неделю. Основа — репортажи о "горячих" событиях недели плюс фирменные блюда "Намедни" (например, трип). В первом блоке "Намедни" всячески подчеркивает свою непохожесть на других, особенно политическую.
2-й блок (20-25 минут). Дает зрителю отдышаться и спокойно подумать. Формат — журнальный. Если в первом блоке — репортажи в основном по поводу (информационному), то во втором — на определенную тему. Основное внимание — явлениям и тенденциям. И только ближе к концу второго блока, чтобы взбодрить зрителя, ставится "жгучий" сюжет на одну из тем недели. Поскольку в политической сфере конфликты теперь редкость, обычно это бывает экономический детектив. Например, аукцион по "Славнефти": "Кому достанется "Славнефть"? Один Абрамович против полутора миллиардов китайцев".
3-й блок (10-15 минут). Территория для специальных проектов и гранд-репортажей. И на прощание — мультик, лирический дневник нашей дурной современницы Масяни.
Положительный герой нашего времени
Возглавив в 2000 году ВГТРК, Олег Добродеев начал реформу информационной службы. Специальные социологические исследования показали, что зритель устал от негативной информации. И "Вести" первыми приняли это к сведению.
Правда, чаще всего положительные эмоции госканала связаны с властью. Но и это, судя по рейтингам, востребовано.
Программе "Намедни" нужен был свой положительный герой. Поэтому появилась рубрика "Ударник капиталистического труда". Ее герой не политик, не олигарх, не деятель культуры, в громких скандалах не замешан, очевидцем катастрофы не был. Словом, по информационным стандартам,телевидения не достоин. Он живет где-то в России и занимается своим делом: разводит лягушек для ресторанов, побеждает на мировом чемпионате компьютерных игр, читает книжки, ходит на мюзиклы
и т.п. В газетном объявлении написали бы так: "Молодой либерал без загадочной русской души хочет жить и работать в России, госслужбу не предлагать". Это тот зритель,
на которого рассчитывала новая программа и который у нее появился, если судить по "Сравнительной социально-демографической характеристике", составленной по итогам телесезона 2001/2002. Данные по группам приводятся в процентах от всей аудитории программы.
Возраст 25-39:
Высшее образование
Работают
Телекритики часто пишут, что новости на всех каналах стали одинаковыми. Действительно, большинство нынешних работников информационных служб НТВ, РТР и ТВС когда-то были коллегами. И если не считать идеологических различий, то, по сути, между собой конкурируют три телекомпании НТВ добродеевско-киселевского образца. Тогда НТВ ориентировалось на суховатый стиль Би-би-си. Но и сами события были настолько интересны, что о форме подачи можно было особо не думать.
В застойные же годы всегда интересно было не что, а как. И сейчас любопытно наблюдать, как многие приемы, впервые появившиеся в "Намедни" и осмеянные коллегами с других каналов, теперь на этих каналах тиражируются.
Поздравляем весь коллектив программы "Намедни" с получением приза ТЭФИ-2002 за лучшую информационно-аналитическую программу
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2003
Посещений: 17904
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Мастер класс" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций