В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Уважаемый Кузьма Петрович! Недавно в вашей рубрике говорилось, что есть передающие камеры цветного телевидения, в которых устанавливаются четыре трубки типа "плюмбикон". Непонятно, для чего при трех основных цветах в камере нужна еще и четвертая трубка?
Анна Джигкаева, Республика Северная Осетия-Алания, г. Ардон
На определенном этапе развития техники цветного телевидения, то есть в те времена, когда основной парк телевизоров у населения состоял еще из черно-белых аппаратов, считалось разумным сделать в передающей камере отдельный цветной яркостный канал Y, который обеспечивал основные параметры камеры по разрешающей способности и гарантировал качество изображения на экранах черно-белых телевизоров. При этом к остальным трем "раскрашивающим" каналам можно было предъявить менее жесткие требования по качеству изображения. При всей своей громоздкости камеры такой конструкции были проще в сборке и наладке. Наиболее типичным конструктивным решением можно считать советскую камеру КТ-103Ц (1969 год), в которой яркостный канал был выполнен на крупногабаритном суперортиконе (4,5 дюйма), а три остальные канала - на однодюймовых видиконах. Камеры следующего поколения (КТ -116, 1970 год) работали уже на четырех 30-мм плюмбиконах. Только в 1974-1976 годах в СССР было освоено производство первых серийных трех-трубочных камер (КТ-132).
Уважаемая редакция! С удовольствием узнал из ВС, что наша страна в 1948 году раньше всех в мире освоила вещание со стандартом развертки 625 строк, который теперь подается как "европейский". Расскажите, кто же раньше всех вслед за СССР признал стандарт 625 строк?
Семин А.Н., г. Калининград
Действительно, в сентябре 1948 года в Москве впервые в мире началось телевизионное вещание с разложением на 625 строк при 50 полях в секунду.
В настоящее время более двух третей телевизоров в мире работают с этим наиболее удачным стандартом. Второй страной, принявшей этот стандарт, стала Германия: в июне 1952 года было начато вещание в Берлине. Тогда же начался процесс признания этого стандарта (с некоторыми коррективами в сторону экономичности) другими странами Европы (Голландия, Швеция, Италия, Испания).
Справедливости ради необходимо заметить, что быстрому и широкому распространению в мире телевизионного стандарта 625 строк при 50 полях в секунду существенно способствовала всемирная популярность энергетического стандарта переменного тока на 50 Гц, созданного в Европе в конце XIX века при активном участии русского инженера М.О. Доливо - Добровольского, работавшего в то время в Германии.
Ведь на заре телевидения для снижения заметности помех на экране от фона переменного тока частота смены полей была специально выбрана равной частоте энергосети, то есть 50 Гц (в США - 60 Гц). Причем первое время при локальном вещании широко практиковалась прямая "привязка" частоты кадровых синхроимпульсов к частоте сети. В этом случае помеха становилась неподвижной, заметность ее снижалась на порядок, что позволяло серьезно упростить блок питания телевизора.
В статье на сайте www.broadcasting.ru я прочитал, что переход на цифровое вещание позволит отказаться от дорогостоящей эксплуатации телебашен в стране. Действительно ли это так или речь идет о лоббировании чьих-то интересов?
Макаров Александр, г. Омск
Должен признаться, что я лично не припомню такого утверждения на сайте нашего журнала. Если Вы сможете уточнить формулировку (ведь так много зависит от контекста!), то наш разговор может быть более предметным.
Пока же цифровое эфирное вещание предполагается вести в тех же диапазонах дециметровых радиоволн, распространяющихся в пределах прямой видимости (точнее, радиовидимости), для которых высокие антенные опоры для передающих и приемных антенн принципиально необходимы для повышения дальности вещания и связи. Можно, конечно, представить себе и другие варианты организации цифровой вещательной сети, но все они будут еще более дорогостоящи, чем этот традиционный вариант!
Уважаемый Кузьма Петрович! В моей подшивке старых журналов ВС обнаружилась статья с упоминанием о цифровом телевизионном стандарте, обозначенном как "4:2:2", но никаких подробностей о нем в статье не оказалось. Какова его судьба? Как он соотносится со стандартом DVB?
И. П. Гладков, г. Новосибирск
Стандарту этому уже более четверти века и предназначался он прежде всего для международной стандартизации цифровых видеофонограмм, то есть его можно отнести к разряду "технологических" стандартов. Позитивный опыт его применения (равно как и всей этой группы цифровых стандартов -его "старшие" варианты обозначались как 4:4:4; 8:4:4 и т.д.) был учтен позже при создании современных стандартов DVB и ATSC. Обозначение 4:2:2 говорит о частотах дискретизации сигнала яркости Y и двух цвето-разностных сигналов. За единицу тогда была принята частота 3,375 МГц. Сигнал Y дискретизировался с частотой 4 х 3,375 = 13,5 МГц (при такой частоте надежно передавалась верхняя часть спектра стандартного видеосигнала), а цветоразностные сигналы -с частотой 2 х 3,375 = 6,75 МГц.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2008
Посещений: 9413
Статьи по теме
В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций