Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О состоянии российской киноиндустрии, возможностях и перспективах ее развития до 2015 года

В рубрику "Кинопроизводство" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О состоянии российской киноиндустрии, возможностях и перспективах ее развития до 2015 года

В этом году российская кинематография отмечает свое столетие. Вековая история включает как периоды расцвета и небывалого роста, так и периоды стагнации и глубокого кризиса. Современный период стал периодом роста и наступил после тяжелейших потерь, которые понесла киноотрасль в конце 1990-х гг., в период развала Советского Союза. Резкое сокращение кинопроизводства, практически полная утрата кинотеатральной сети, значительно падение профессионального уровня и кадрового потенциала отрасли приобрели системный характер и поставили российскую кинематографию на грань выживания.

С начала нынешнего века в течение нескольких лет наблюдается интенсивный рост числа современных кинотеатров и кинозалов: от 180 кинотеатров в 2002 г. до 650 в 2007-м (290 кинозалов в 2002-м и 1,5 тысячи в 2007 г.). Число отечественных фильмов, выпускаемых на широкий экран, выросло с 40 в 2002-м до 85 в 2007 г. Увеличилось не только количество фильмов, но и их качество. В том числе в 2007 г. две картины были номинированы на "Оскар".

Заметный количественный рост наблюдается и по другим показателям, характеризующим развитие современной отечественной киноиндустрии: динамично растут суммы кассовых сборов, увеличивается доля российского кино на экранах страны, возрастает посещаемость и общий объем зрительской аудитории отечественных фильмов, увеличиваются производственные и рекламные бюджеты.

Тем не менее сегодня еще невозможно считать, что кризис преодолен и киноотрасль вышла на уровень устойчивого и сбалансированного развития. Серьезной проблемой остается вопрос качества отечественной кинопродукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Коммерциализация отрасли часто вступает в противоречие с задачей сохранения высокого художественно-творческого потенциала, традиционно присущего отечественной кинематографии как части российской культуры. Киноиндустрия не смогла стать экономически самостоятельной отраслью экономики, способной развиваться на основе современных рыночных механизмов и инвестиционных решений.

Сочетание интенсивного развития при сохранении элементов кризисности в ключевых областях делает текущее положение российской киноиндустрии уникальным и требует общественного внимания и участия в определении ключевых вопросов ее развития со стороны не только непосредственных участников кинопроцесса, но и значительно более широкого круга лиц и общественных институтов.

Объемы кинопроизводства

На протяжении нескольких лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества создаваемых национальных игровых фильмов. В 2006 г. был преодолен порог в 100 картин в год. Количественный рост отмечается практически всеми экспертами как один из значимых показателей развития киноиндустрии в России. Качество снимаемых кинофильмов оценивается достаточно низко, но большое число снимаемых фильмов является залогом того, что среди них будут возникать как фильмы, которые будут побеждать на международных фестивалях, так и массовые фильмы, способные собрать в кинотеатрах большое число зрителей и обеспечить кассовый успех. Таким образом, при относительно низкой оценке качества фильмов, их количество вызывает положительную оценку и говорит о положительном векторе развития киноиндустрии.

Коммерциализация отрасли часто вступает в противоречие с задачей сохранения высокого художественно-творческого потенциала.

На динамику производства влияют следующие объективные факторы, стимулирующие рост: общее повышение благосостояния населения, расширение сети кинотеатров и увеличение зрительской аудитории (как следствие, увеличение кассовых сборов), увеличение объемов государственной поддержки кинопроизводства. К факторам, сдерживающим рост кинопроизводства, следует отнести низкую окупаемость кинопроектов, высокую себестоимость производства, ограниченный объем внешних инвестиций в кинопроизводство, в том числе отсутствие системы кредитования и возвратного финансирования кинопроектов.

Помимо объективных факторов, повлекших за собой значительное увеличение объемов производства, на рынок оказывал воздействие субъективный фактор - переоценка некоторыми производителями доходности кино вследствие отсутствия анализа структуры кассовых сборов по всем фильмам, а ориентации на сборы наиболее кассовых фильмов. По мнению экспертов, в последнее пятилетие рынок пребывал в своего рода эйфории. На данный момент он перегрет, и в ближайшие несколько лет произойдет его стабилизация и сокращение объемов производства. В 2007 г. производство фильмов уже вновь опустилось ниже 100 картин в год.

Суммарные бюджеты всех отечественных фильмов, вышедших на экраны в 2007 г., составили около 6 млрд рублей ($250 млн). За 5 лет производственные бюджеты фильмов выросли в 3,5 раза. Однако отечественные кинокартины остаются преимущественно низкобюджетными, большинство фильмов имеют производственный бюджет от 25 до 50 млн рублей ($1-2 млн). Таких фильмов в 2007 г. было 35, или 42%. Бюджеты выше 250 млн руб. ($10 млн) являются редким исключением, в 2007 г. вышло 6 подобных фильмов.

Низкие бюджеты фильмов не позволяют добиваться высокого качества кинопродукции с технической точки зрения, в особенности при создании спецэффектов, что приводит к снижению конкурентоспособности отечественного кино. Так как практически не существует никаких барьеров для ввоза необходимого оборудования для создания фильмов на высоком уровне, именно низкие бюджеты являются ограничителями роста качества съемки, спецэффектов и т.д.

При существующих объемах кассовых сборов продюсерам затруднительно привлекать инвестиции и увеличивать бюджеты из-за невозможности вернуть вложенные средства. Из 83 фильмов, вышедших в прокат в 2007 г., по опубликованным данным, только у четырех доход от проката превысил производственный бюджет.

Доля фильмов, созданных на частные инвестиции без государственной поддержки, находится в пределах 50% и постоянно увеличивается. В течение последних двух лет произошел перелом ситуации: если ранее без средств государственной поддержки или спонсорских средств не мог быть снят ни один национальный игровой или документальный фильм, то в последнее время общий рост рынка привел к увеличению коммерческого финансирования кинопроизводства. Существующие тенденции подтверждают возможность освобождения экономики кинопроизводства национальных игровых фильмов от бюджетной зависимости и ее постепенный переход на рыночные условия.

Кинокомпании

Производством фильмов занимаются, по различным оценкам, от 200 до 400 кинокомпаний. Большой разброс в оценках их числа связан с тем, что многие компании создаются под конкретные проекты и прекращают свое существование после их реализации.

Интенсивный рост числа производственных компаний связан как с объективным фактором роста спроса на кино со стороны потребителей, так и с субъективными факторами оценки ситуации в кинематографе и своих возможностей в нем заинтересованными сторонами. Широкое освещение в прессе и профессиональных кругах высоких кассовых сборов отдельных фильмов после 2004 г. создало миф о высокой доходности кинопроизводства. Отсутствие детального анализа общей ситуации в киноиндустрии привело к появлению большого числа новых инвесторов и продюсеров.

Концентрация в производстве на данный момент невысокая. Имеется проблема преемственности и накопления опыта. Кроме того, небольшие компании не могут действовать по "пакетному" принципу, то есть создавать определенный набор кинопроектов, часть из которых окажется прибыльными, что позволит покрыть издержки от неудачных проектов. Суммарная доля на рынке крупных производственных кинокомпаний не превышает 12%. Фаза количественного роста кинокомпаний завершилась. В настоящее время идет процесс структурирования рынка, который отчасти позволит решить перечисленные выше проблемы. По прогнозам экспертов, ситуация должна стабилизироваться в ближайшие три года. За это время окончательно сформируется круг основных игроков на рынке, которые будут производить не менее 5 картин в год, и обеспечивать высокое качество кинофильмов. Формирование крупных производственных компаний является одним из критериев окончательного становления кино как самостоятельной индустрии.

Роль крупных производственных компаний постепенно берут на себя прокатчики, развивающие собственное производство. Одна из тенденций структурирования рынка - появление компаний полного цикла, обеспечивающих жизненный цикл фильма - от создания сценария до показа зрителю в кинозалах.


Кинофабрики и производственные мощности

В настоящее время в России действуют 7 основных производственных комплексов, размещенных на территории более 100 га, в которых действуют более 50 павильонов общей площадью около 30 тыс. м2. Кроме того, для съемок художественных фильмов используются 10-15 частных павильонов.

Спрос на услуги киностудий стабилен, при этом число павильонов и уровень их технического оснащения постоянно растет. Существует значительный спрос на них также со стороны производителей телеконтента, производителей рекламных роликов и музыкальных клипов. Как результат - спрос на павильоны со стороны кинопроизводителей не всегда может быть удовлетворен в требуемом графике. Одной из существенных проблем кинопроизводства в России является недостаток киностудий и павильонов, оснащенных современным оборудованием.

Формирование крупных производственных компаний является одним из критериев окончательного становления кино как самостоятельной индустрии.

Загруженность производственных мощностей существующих российских киностудий неоднородна. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, производственные мощности многих киностудий не способны работать с полной нагрузкой вследствие своей изношенности. Во-вторых, киностудии предоставляют в аренду недостаточно современное оборудование. В-третьих, не все киностудии являются студиями полного цикла услуг. Главное для киностудии - это не столько предоставление павильонной площади, сколько оказание полного спектра услуг в области кинопроизводства - от строительства декораций до обработки пленки. На данный момент в России наблюдается нехватка кинолабораторий по проявке пленки и цветокоррекции, Dolby-студий, услуг по тиражированию копий.

В обеспечении производственного процесса сегодня задействовано большое число небольших и средних компаний, которые стремятся максимально расширить предлагаемый спектр услуг, наполнить рынок услугами высокого качества, современной техникой и оборудованием, но пока низкие производственные бюджеты фильмов не позволяют кинопроизводителям в полной мере реализовать свои потребности в оборудовании для производства качественного кино.

По законам рынка для нормального функционирования и развития услуг киностудий должна существовать конкуренция. На данный момент конкуренция на рынке достаточно слабая. Несколько лет назад "Мосфильм" был единственной реально действующей киностудией. На данный момент, по оценкам экспертов, до 70% производства сконцентрировано на киноконцерне "Мосфильм". Фактором снижения конкуренции в секторе услуг является ситуация, при которой в случае съемок на "Мосфильме" участники кинопроекта вынуждены пользоваться не только павильонами киностудии, но и всеми остальными услугами по аренде оборудования и техники.

Киностудии, оставшиеся со времен СССР, разрабатывают планы развития на средне- и долгосрочные перспективы различными путями. Разрабатываются планы по модернизации технической составляющей киностудий. Процесс осложнен необходимостью значительных капиталовложений и сложным, иногда аварийным состоянием имеющихся мощностей и помещений. Еще одним путем развития киностудий является реализация собственных кинопроектов.

В последние три года появилось много проектов строительства киностудий в ответ на существующий спрос на производственные мощности современного уровня. Однако большинство проектов остаются только на бумаге. Большие сомнения вызывает достаточный спрос на услуги новых студий, а также проблемы с окупаемостью проектов. Некоторые эксперты выражают сомнение в возможности использования девелоперского подхода к строительству студий как объектов недвижимости.

Отечественные киностудии также вынуждены конкурировать со студиями, расположенными в Европе. Конкурентными преимуществами киностудий, располагающихся в Восточной Европе, является более высокий уровень обслуживания, стоимость услуг и в меньшей мере уровень технического оснащения.

По мнению продюсеров и режиссеров, которые пользовались услугами киностудий в Восточной Европе, расходы на производство фильма были ниже даже при дополнительных расходах на переезд и проживание съемочной группы.

Большинство представителей производственной сферы в кино сходятся во мнении, что в России будут востребованы услуги современной киностудии на юге страны с широкими возможностями натурных съемок и постановки морских сцен, и одной новой современной киностудии в Центральной части России.

Вопрос приватизации киностудий не имеет однозначной оценки в профессиональном сообществе, за исключением мнения о том, что при приватизации должен быть сохранен профиль. Основной задачей государства в данном процессе является обеспечение контроля над тем, чтобы не было произведено профилирование производственных мощностей и территорий. При этом идея о приватизации киностудий находит свою поддержку вплоть до крайних радикальных идей, согласно которым киностудии должны быть проданы западным менеджерам для того, чтобы они смогли наладить их эффективное функционирование.

Кинопрокат и дистрибуция

К настоящему времени на рынке кинопроката действуют около 30 частных дистрибьюторских компаний, подавляющее большинство которых обладают не только общероссийскими прокатными удостоверениями на отечественные или зарубежные фильмы, но и правами на прокат в СНГ и странах Балтии. Кроме того, прокатом фильмов занимаются более 70 региональных государственных прокатных организаций, которые приобретают, главным образом, российские фильмы и обслуживают сеть кинотеатров, которые остаются нереконструированными.

Можно выделить следующие тенденции развития прокатных компаний в России. Дальнейшая централизация и концентрация прокатной деятельности, вытеснение малых компаний с рынка; усиление конкуренции между основными прокатными компаниями; интеграция с производящими компаниями или организация собственного производства фильмов. Последняя тенденция положительно скажется на объемах производства фильмов, с одной стороны, и на результатах проката - с другой, так как прокатные компании проявляют значительно большую заинтересованность в успешном прокате картины и начинают прилагать дополнительные усилия по ее продвижению.

Основной проблемой в работе крупных прокатных компаний, с точки зрения производителей, является их неумение или нежелание работать с так называемыми "средними фильмами" и ориентация на прокат фильмов, которые оцениваются как потенциальные блокбастеры. Работа с нишевым и арт-хаусным кино ведется, как правило, специализированными прокатными компаниями.

Отсутствие эффективных механизмов взаимодействия между прокатчиками и жесткая конкуренция на рынке кинопоказа приводят к крайне неравномерному выпуску картин в прокат и "перетягиванию" зрителей потенциально успешными фильмами друг у друга в то время, когда существуют месяцы, в которых не выходит ни одной массовой картины. Например, термин "черный апрель" устойчиво вошел в лексикон кинематографистов. Данная проблема не была решена в ходе деятельности АНКО.

В настоящее время соотношение средства государственной поддержки составляют в среднем около 50% бюджета.

Большинство экспертов пока не видят выхода из этой ситуации, признавая деятельность этой общественной организации по данному вопросу неэффективной.

Единственный работающий механизм на данный момент - добровольный перенос картины одной из сторон на более позднюю дату. Особо остро данная проблема ощущается в 1-2-заль-ных кинотеатрах, доля которых в России высока. Малозальные кинотеатры располагаются преимущественно в средних и малых городах России. Таким образом, доступ к кинофильмам у жителей городов с малозальными кинотеатрами в значительной мере ограничен.

Сервисные компании

Инфраструктура киноотрасли динамично развивалась в последний период и соответствовала темпам роста всей отрасли в целом. На рынке имеется достаточное количество компаний, оказывающих различные услуги производителям кино. Так, на конец 2007 г. существовало 27 компаний по аренде техники и оборудования для съемок, 22 студии постпродакшн, 17 студий компьютерной графики и спецэффектов и т.д.

Спрос на услуги сервисных компаний не зависит напрямую от результатов проката фильмов и от их окупаемости. Данный сегмент киноиндустрии обладает приемлемым уровнем конкуренции и является гибким ввиду доступности любых технических средств из-за рубежа.

Финансирование киноиндустрии

По мнению экспертов из числа продюсеров, привлечение инвестиций не составляет проблемы в случае потенциально успешного и обоснованного проекта. Основной проблемой до сих пор остается возврат вложенных средств. Кинопроекты в большинстве своем не являются прибыльными, и производство многих кинофильмов осуществляется на различные безвозвратные средства. Можно выделить четыре основных сегмента финансирования производства фильмов: частные инвестиции, государственная поддержка, реклама в фильмах (продакт плейсмент) и банковские кредиты.

Соотношение частных инвестиций и государственной поддержки в течение последних пяти лет кардинально изменилось. Если 5 лет назад средства государственной поддержки составляли до 90% от суммарных производственных бюджетов всех отечественных фильмов, произведенных за год, то в настоящее время соотношение средства государственной поддержки составляют в среднем около 50% бюджета.

Период случайных неконтролируемых частных инвестиций в России заканчивается.

Они привели к перегреву рынка, и при этом многие инвесторы (за редким исключением) больше не готовы бездумно вкладывать средства в кино без оценки их возврата. Появление нескольких успешных кинопроектов еще не позволяет говорить о том, что в киноотрасли появились собственные инвестиционные ресурсы.

Банковское кредитование кинопроизводства пока не получило широкого применения по причине высоких рисков проектов. Однако несколько банков практикуют кредитование кинопроизводителей, а некоторые банки работают над созданием подобных программ. В 2007 г. появилась новая схема финансирования кинопроектов, эффективно работающая в США и странах ЕС, - complition bond. Она основана на договорных отношениях трех агентов: инвестор - компания, предоставляющая услугу completion bond, - продюсер, при которой посредническая компания берет на себя обязательства перед инвестором кинопроекта по контролю производственного процесса фильма и гарантирует получение конечного продукта - фильма, а продюсер-ской предоставляет средства инвестора при условии ежедневной отчетности по проделанной работе, а также гарантирует регулярные перечисления средств со стороны инвестора. Дополнительная регламентация деятельности продюсеров, пользующихся данной услугой, также позволит им получать кредиты в банках.

Профессиональное сообщество кинопродюсеров работает над созданием фондов поддержки отечественного кинематографа, в котором предполагается создать систему распределения средств на новые кинопроекты на конкурсной основе, привлечения внешних инвесторов. Прогнозная оценка времени создания фонда - 2009-2010 гг.

Некоторые эксперты сходятся во мнении, что дополнительное финансирование для развития киностудий можно получить в ходе приватизаций киностудий. Данный вопрос до сих пор вызывает много сомнений, так как приватизация может привести к потере производственных мощностей из-за плохого контроля над сохранением профиля приватизируемых объектов.

Инвестиции в строительство новых кинотеатров значительно снизились в последние несколько лет. Средняя продолжительность окупаемости одного киноэкрана возросла в несколько раз за счет увеличения стоимости строительства и насыщения тех географических сегментов рынка, где был наиболее высокий спрос на кинопоказ. В связи с этим соотношение распределения кассовых сборов - 50% в пользу кинотеатров - принимается большинством кинопроизводителей, которые заинтересованы на данный момент в значительном расширении киносети.

Цифровые технологии

Качественные изменения на рынке кинопоказа, способные привести к значительным переменам во всей киноиндустрии, заключаются в использовании цифровых и электронных технологий, что приводит к значительному сокращению затрат: доставка в кинотеатры фильма на электронных носителях может стоить значительно меньше, чем изготовление и транспортировка пленочных копий.

В России первый цифровой кинотеатр был открыт в 2006 г. После начала распространения систем цифрового кинопоказа в России в конце 2006 г. число цифровых залов продолжает увеличиваться. На данный момент в России действует около 50 цифровых залов.

Наша страна на несколько лет отстает от уровня европейских стран по скорости и эффективности внедрения новых технологий кинопоказа. Развитие этого сегмента было затруднено тем, что при значительных капиталовложениях в оборудование с длительными сроками окупаемости было относительно невысокое предложение цифровых кинокартин и отсутствовали сформированные потребности кинозрителей в их просмотре. Без надлежащего контента цифровая сеть не могла развиваться.

Ситуация изменилась в связи с появлением новых цифровых полнометражных фильмов и мультфильмов, интересных широкой зрительской аудитории. Переломным моментом стал выход в прокат первого цифрового стереорелиза в ноябре 2007 г. Beowulf 3D. Именно это событие послужило толчком к увеличению количества цифровых и 3D-залов в России. На данный момент западные и отечественные компании ставят в план выпуска релизов 3D-картины. Темп роста количества цифровых фильмов будет в ближайшей перспективе только увеличиваться. В 3D-показе произошел качественный переход от простой демонстрации возможностей показа различных объектов при помощи новой технологии к 3D-кино как самостоятельному направлению развития киноискусства. К фильмам в 3D все в меньшей мере относятся как к аттракционам и все в большей степени начинают воспринимать их именно как кинофильмы.

Развитие цифрового кинопоказа в России было замедлено по причине отсутствия механизма VPF.

С финансовой точки зрения развитие цифрового кинопоказа в России было замедлено по причине отсутствия механизма VPF. Кинотеатры вынуждены инвестировать свои собственные средства в оборудование. И, хотя стоимость постоянно снижается, общая сумма инвестиций в digital upgrade с учетом всех налогов и таможенных сборов остается весьма высокой. Бизнес-структуры, которая бы заняла аналогичную Access IT в США позицию в России, пока не появилось. Особенности российского законодательства и высокие кредитные ставки в банках не дают развивать подобный бизнес.

География размещения цифровых залов во многом обусловлена географией страны и центрами деловой и коммерческой активности: основная часть залов расположена в европейской части России. Но и в Сибири и на Дальнем Востоке уже есть цифровые и 3D-залы.

Доставка цифрового контента сегодня в основном производится на жестких USB-дисках, как и во всем мире. Но уже делаются тестовые передачи с помощью спутникового тракта. ГИВЦ уже осуществляет доставку в некоторые кинотеатры кинофильмов объемом до 150 Гбайт. Цена такой передачи все еще остается достаточно высокой, поэтому массового применения пока этот способ, скорее всего, не получит. Но при вводе в строй дополнительных спутников и снижении цены передачи именно этот способ станет основным. География России подразумевает спутниковую передачу наиболее эффективным способом.

Если переход к цифровому кинопоказу является неоспоримой и устойчиво закрепившейся тенденцией, то переход на цифровую съемку в перспективе до 2015 г. вряд ли произойдет. При практически ежедневно повышающихся технических характеристиках цифровых камер, и в частности их разрешения, до сих пор не преодолен порог отличия на уровне восприятия изображения, снятого на кинопленку, и изображения, снятого на цифровую камеру. Часто используемая аналогия перехода от аналоговой к цифровой фотосъемке не работает, так как в фотографии вопрос отличия получающегося изображения был решен. Цифровая съемка заняла свое законное место при производстве телеконтента, однако в кино пленка задержится еще достаточно долго.

Создание 3D-картин, за исключением анимационных, в России пока не осуществляется, так как не является экономически обоснованным. Количество цифровых залов, пригодных для демонстрации фильмов в 3D, пока недостаточно для того, чтобы снимать отечественные 3D-фильмы. Однако создаются анимационные 3D-картины.

Из "Общественного доклада о состоянии российской киноиндустрии, возможностях и перспективах ее развития до 2015 года ", который обсуждался и был принят на конференц-форуме "Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего ", организованного Министерством культуры РФ и независимой исследовательской компанией Movie Research.

Фотографии предоставлены компанией Movie Research


Опубликовано: Каталог "Техника кино"-2008
Посещений: 31731

Статьи по теме

В рубрику "Кинопроизводство" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций