Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Невидимые" творцы телевизионного эфира. Часть 2

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Невидимые" творцы телевизионного эфира
Часть 2


Татьяна Коломиец

Эксперт Аналитического центра "Видео Интернешнл"

В отличие от сериалов лидером по объему телеаудитории стал зарубежный “оскароносный" фильм “Миллионер из трущоб” (табл. 1). Из зарубежных в двадцатку самых рейтинговых фильмов года попали также две части блокбастера “Пираты Карибского моря".


Из отечественного кинематографа, кроме советских кинохитов, особой популярностью у телеаудитории пользовались телевизионные фильмы, в основном мелодрамы, снятые по заказу телеканала “Россия” для его вечерней кинолинейки “Сделано в России”. Своеобразным лидером здесь является кинокомпания “Русское” - ее продукция практически всегда привлекает большие аудитории. Единственный российский кинофильм, попавший в Топ-20, это “Тарас Бульба", показанный на канале “Россия" в праздничный день 4 ноября.

Документальные фильмы

Документальное кино российского производства было представлено в телеэфире в 2009 году практически в том же объеме, что и игровое - 1900 часов. Более половины из этого объема (60%) произвели двадцать студий. А лидерами являются три компании - “Голос”, КР Production и “Прайм Синема", на которые приходится 40% часов (табл. 2).


“Голос" и КР Production работали для канала ТВЗ, снимая для него документальные сериалы (циклы): “Тайные знаки" (“Голос", 368 часов) и “Затерянные миры" (КР Production, 260 часов). Эти фильмы выходили практически ежедневно, причем с повторами, что объясняет большой объем часов показа. Компания “Прайм Синема", также снимала для канала ТВЗ - документальный сериал “Городские легенды". Но кроме этого, на других каналах были показаны пять документальных фильмов, снятых “Прайм Синема", причем четыре из них были премьерами.

Основными производителями для документальных линеек крупных каналов (Первый канал и “Рос сия”) являются студии ООО “Профи ТВ", ТК “Останкино", “Проспект ТВ”, “ГолдМедиум" и “Единая Медиа Группа". В 2009 году начал “набирать обороты" продюсерский центр “Мастерская”, выпустивший нашумевшие фильмы “Плесень", “Тайны любви” и “Тайны смерти", которые с большим успехом прошли на Первом канале. Кроме того, фильмы продюсерского центра “Мастерская”, ранее показанные на крупных каналах, продолжают свою жизнь на ни-шевых каналах, в частности на ДТВ и “Домашнем". То же самое можно сказать о фильмах таких студий, как ТК “Останкино" и “Проспект ТВ”.


Что касается предпочтений аудитории, го Топ-20 документальных фильмов является ярким свидетельством того, что зрителям пришлась по вкусу новая подача информации, предложенная создателями фильмов “Плесень", “Мясо", цикла “Среда обитания", которую журналисты определили как “сайнстеймент" Кроме того, зрители не утратили интереса к лично жизни популярных лиц - девять из двадцати документальных фильмов, собравших максимальные телеаудитории, рассказываю о судьбе ушедших и ныне здравствующих звезд (табл. 3). Отметим, что ши роко представлена в топ-листе продукция студии “Профи ТВ”. Эта студия специализируется в основном на биографических (“Дмитрий Дюжев. На светлой стороне жизни”, “Евгений Леонов. Страх одиночества" и др.) и социально-проблемных фильмах (“Среда обитания", "Люди-феномены", “Чудеса медицины" и др.).

Цикловые телепрограммы

В 2009 году объем показанных цикловых телепрограмм (в основном развлекательных) превысил объем телесериалов и составил 10 700 часов1, причем почти 70% было произведено двадцатью компаниями (табл. 4).


Компания MB-Group является основным производителем программ для канала “Домашний": “Мир в твоей тарелке”, “Мать и дочь”, “Модный журнал" и т.д. Кроме того, эта компания в 2009 году выпустила проекты для канала “Россия" (“Подари себе жизнь”) и для канала СТС (“Одни дома").

Компания AFL Productions является производителем программы “Голые и смешные", которая выходит в ежедневном формате сразу же на двух каналах - РЕН ТВ и ДТВ.

Особо отметим компанию “Красный квадрат", производителя таких популярных шоу Первого канала, как "Ледниковый период", “Прожекторперисхилтон", “Последний герой" и “Мину-га славы”. Наряду с новыми сезонами этих успешных проектов компания “Красный квадрат" выпустила в 2009 году пять новых проектов, среди которых такие шоу-программы, как “Достояние республики" и “Мульт личности", а также социально-политическое го к-шоу “Участок".

Другое социальное ток-шоу - “Федеральный судья” - снимает для Первого канала компания “Телеальянс", которая специализируется в основном на производстве телесериалов.

Важным производителем социально-политических программ остается ТК “Останкино”, который снимает программы-долгожители российского телевидения “Человек и закон”, “Армейский магазин” и “Здоровье”.


Среди самых популярных у зрителей цикловых программ больше всего тех, что сняты студией “Красный квадрат". К семи программам, попавшим в топ, можно приплюсовать и программу “Большие гонки". Она производится во Франции студией “Мистраль Продуксьен", а ее адаптацией занимается студия “Красный квадрат".

Самая старая из студий, представленных в топ-листе, - телекомпания “Вид”. Ее программе “Поле чудес” в октябре 2010 года исполнится 20 лет, но она до сих пор вызывает интерес у зрителей. Правда, в топ-лист попадает, как правило, нестандартный выпуск - так, например, в 2009 году это был праздничный выпуск, вышедший в эфир 30 декабря.

Телевещатели как производители контента

Наряду с продакшн-компаниями производством телепрограмм занимаются и сами телевещатели. В 2009 году телеканалы показали 2089 часов своей продукции, в основном документальные фильмы и цикловые программы (табл. 6).

Лидером здесь является канал НТВ, который показал более 800 часов продукции собственного производства. Наиболее яркие примеры - программы “Чрезвычайное происшествие", “Чистосердечное признание", “Авиаторы" и др.

Первый канал показал 524 часа своей продукции. Производством документальных фильмов занимаются также телеканалы “Россия” и ТНТ, которые в 2009 году показали соответственно 263 и 322 часа программного продукта собственного производства.

В заключение отметим, что, хотя мы проанализировали только треть контента, наполнявшего эфир телеканалов в 2009 году, этот анализ позволил обнажить невидимую невооруженным глазом структуру телевизионного эфира, складывающуюся в результате деятельности множества творцов, и обрисовать общую картину востребованности продукции различных продакшн-компаний телеканалами и телезрителями. Производители борются за каналы, а каналы - за аудиторию, которая в итоге выигрывает от этой борьбы, получая долгожданную свободу выбора.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2010
Посещений: 17642

Статьи по теме

  Автор

Татьяна Коломиец

Татьяна Коломиец

Эксперт Аналитического центра "Видео Интернешнл"

Всего статей:  2

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций