В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В сухом остатке термин “телевидение” означает не более чем передачу изображения на большие расстояния. Контент, творчество, бренды, телебизнес и многое другое “надстроечное” без прочной инженерно-технической базы вещания “не живут”. Мне представляется, что системный подход к изучению истории нашего телерадиовещания должен базироваться на тщательном анализе научно-технических аспектов, вопросов формирования и развития инженерной идеологии, организационно-практических решений. Отрадно, что именно здесь уже проведена значительная работа. Особенно хочу отметить фундаментальные исследования Л.С. Лейтеса. В его работах мы находим огромный спектр систематизированной информации, причем не обезличенной, а прочно привязанной к именам разработчиков и создателей вещательных систем, названиям научных и авторских коллективов. При этом Лев Семенович не замыкается в технократической среде, а как бы наполняет огромную работу наших ученых и практиков гуманитарным смыслом: творим во имя его величества эфира. Научные труды Л.С. Лейтеса прекрасно структурированы, могут быть полезным источником и для изучающих гуманитарные проблемы отечественного вещания.
В нашей отраслевой мемуаристике, публицистических статьях встречается такой историографический метод: “это было при председателе Месяцеве, а это – при Лапине” и т.д. Конечно, такой подход имеет право на жизнь, но все же мне он представляется недостаточно корректным и полным. Начиная с 1917 года отечественное радио, а затем и телевидение постоянно находятся в зоне повышенного внимания государства, а до 1991 года – и правившей партии, КПСС. Само создание радиовещательной отрасли, ее выход на новые научно-технические рубежи и, как следствие, на новый уровень возможностей в идеологической, социально-культурной, просветительской и художественной сферах, тогда определялось решениями так называемых директивных органов – ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Напомню об одном из последних таких решений – Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 20 августа 1984 года “О развитии в 1984–1990 гг. материально-технической базы телевизионного вещания страны”. Оно создало базу для серьезного качественного прорыва в этой области. Специалисты считают, что фактически постановление работало и после 1991 года, поскольку в его основу были положены глубокие технико-экономические проработки. Конечно, не надо умалять реальный вклад руководителей Гостелерадио в развитие отрасли. От их умения опираться на специалистов, готовности поддержать прогрессивные идеи и подходы, создать условия для проявления творческих начал, личной смелости и решительности, наконец, на телевидении и радио зависело многое. И все-таки периодизация должна идти не от одного большого начальника к другому, а по наиболее существенным этапам базового развития. Например, от черно-белого – к цветному, от монопрограммного – к многопрограммному ТВ, от наземных способов передачи сигнала – к спутниковым, от аналога – к цифре и т.д.
Возвращаясь к белым пятнам, осмелюсь предположить, что абсолютно белых пятен все-таки нет. Исследователь, который возьмется за недостаточно изученный отрезок отраслевой истории, обязательно найдет источники формирования научного знания, просто они не всегда прямые. Если тщательно покопаться в госархивах, провести сравнительные исследования “параллельных миров” – связь, кинематограф, наука и даже военное дело, то обязательно обнаружатся косвенные ценные источники.
13 лет назад мы с коллегами образовали редакционный совет нового журнала “Broadcasting. Телевидение и радио”. В него вошли такие признанные авторитеты, как В.Г. Маковеев, Г.А. Шевелев, С.И. Никаноров, В.И. Осколков, Ю.Б. Зубарев, В.Б. Булгак, К.З. Кочуашвили, М.И. Кривошеев и другие коллеги. Все они много работают и в области телерадиовещательной истории. Скоро выйдет 100-й номер журнала, и мы уже опубликовали более 150 полновесных статей по самым различным аспектам истории развития отрасли. Читаешь эти материалы и понимаешь, что интересных исследований много, просто они не всегда доходят до заинтересованного читателя. Если собрать все эти статьи в сборник и систематизировать их, то получится увесистый “кирпич” в здание отраслевой истории (кстати, радийщиками такой труд уже создан – это “Великая книга дня…” Радио в СССР. Документы и материалы”. – М., 2007).
Многие интересные разделы отраслевой истории еще ждут своих исследователей. Например, история отечественных телевизионных брендов. Я имею в виду не только программу “Время”, передачи “КВН”, “Что? Где? Когда?”, “Очевидное и невероятное” и др. А разве И.Л. Андроников, Ю.М. Лотман, С.В. Ямщиков сюда не относятся? Или все то бесценное, что сделали на ТВ Л.Н. Николаев, Ю.А. Сенкевич, Р.И. Рождественский, А.Я. Каплер, С.С. Смирнов и другие замечательные творцы – гордость отечественного телевидения? Перечень получится большой, а написано еще крайне мало.
Или такой аспект – отечественное и мировое телевидение. Почти нет работ о нашем участии в международных вещательных структурах – Международной организации радио и телевидения (ОИРТ), Интервидении, активно работавших почти полвека. В современной публицистике этим организациям нередко приписывают политические, идеологические функции. Здесь срабатывает стереотип – раз СССР и соцлагерь, то как же без политики!
Как функционер, несколько лет возглавлявший совет Интервидения, могу утверждать, что эти организации практически занимались только технической политикой и не решали идеологических задач. Созданные изначально социалистическими странами при участии Финляндии, а затем выросшие в крупнейшие мировые вещательные структуры, они были прежде всего профессиональными объединениями, наработали огромный опыт организации европейских и глобальных телетрансляций, сыграли большую роль в последующем создании (1992 г.) общеевропейских институтов – объединенных Европейского вещательного союза и Евровидения.
Как это ни странно, не встречаются работы о становлении и развитии государственной политики в области телерадиовещания в постсоветский период. Только профильных указов Президента РФ Б.Н. Ельцина – больше десятка, и каждый из них является осмысленным этапным шагом. Может быть, еще мало лет прошло? Но новейшая история – это тоже уже история, и ее познание немаловажно не только для ученых, но и для политиков.
Есть такое терминологическое клише – Гостелерадио СССР. Мы уже забыли, что с начала 1991 года это уже не был госкомитет, то есть большое союзное министерство, а созданная на его основе Всесоюзная телерадиовещательная компания. Этому процессу предшествовал Указ Президента СССР М.С. Горбачева “О демократизации и развитии телевидения и радиовещания в СССР”. Новая структура просуществовала недолго, и после ликвидации СССР была переименована в РГТРК “Останкино”. Мы еще шутили, что хорошо, что не в “Кашенкин луг” (следующая троллейбусная остановка за Останкинским телецентром). Установились непростые отношения между ВГТРК (Российское телевидение и радио) и РГТРК “Останкино”, началась конкуренция, коммерциализация эфира. В “Останкино” – кадровая чехарда, частая смена председателей. Вещание постоянно под угрозой срыва – почти нет финансирования, изношено студийное оборудование, нарастающие разговоры об акционировании, закончившиеся созданием ОРТ. Довольно сложный и драматический период, отраженный в мемуарах О.М. Попцова, А.Г. Лысенко, М.Н. Полторанина, Л.П. Кравченко и некоторых других. Об одних и тех же событиях названные мемуаристы пишут по-разному. Вообще, мемуары в силу их субъективной природы можно принимать как дополнительный источник информации, но формировать научное знание лучше на базе формализованных источников. Они есть, ждут пытливых и дотошных.
Очень противоречиво освещена в источниках роль телерадиовещания в периоды общественно-политических кризисов в стране (август 1991-го, октябрь 1993-го). Есть несколько клише, разошедшихся по мемуарам и сборникам, но как далеки они от реальных событий! “Назначены” иные, чем в реальности, действующие лица, сочинившие для себя легендарные подвиги, переписаны и перелицованы отдельные эпизоды, а ведь живы еще, слава богу, многие участники – реальные источники информации для заинтересованного исследователя.
Не описана толком история создания и 5-летней деятельности первого в истории суверенной России государственного органа регулирования и управления в сфере телерадиовещания – Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию. Тогда удалось решить две ключевые проблемы: остановить распад государственного вещательного сектора и даже укрепить его (вспомним хотя бы создание телеканала “Культура”), а параллельно активно стимулировать бурное развитие отраслевого рынка.
Не встречал серьезных работ об истории и сегодняшнем дне российского регионального телерадиовещания, хотя бы чисто описательных. Рынок-то уже сложился, работают около 3 тыс. вещателей. Россия – крупная вещательная держава, о чем мы не всегда задумываемся. Вот бы исследовать и этот вопрос.
Еще много разномасштабных тем и технического, и гуманитарного плана ждут своих исследователей, включения в научный оборот. Уверен, что белых пятен в отраслевой истории будет все меньше и меньше. Человек культурный и интеллигентный всегда интересуется тем, что было до него, понимает, что профессия началась не с его приходом. Когда погружаешься в исторические пласты, то видишь, что сам-то ты еще очень маленький и надо много потрудиться, чтобы соответствовать великому прошлому нашего радио и телевидения.
Пожелаем же удачи исследователям истории отечественного телерадиовещания – и сегодняшним, и будущим.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2011
Посещений: 14394
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций