В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Людмила Соколова
Заместитель генерального
директора по телевещанию
телекомпании "АТВ-Ставрополь"
Очень наболевшая тема была поднята в статье В. Егорова "Трагедия непрофессионализма" в журнале "Broadcasting" № 1 за 2006 г. Хотелось бы поделиться своим мнением и продолжить эту тему, основываясь на опыте работы нашей компании
Я работаю в коммерческой телекомпании уже 8 лет. За эти годы мне пришлось принимать на работу большое количество людей на разные телевизионные должности. В нашей телекомпании сегодня наберется не более 10 человек, имеющих высшее образование и работающих по своей специализации. Все остальные — в лучшем случае образованные люди с нормальной психикой и способностью развиваться.
Большинство жаждущих работать на телевидении, как показывает практика, — самовлюбленные личности, пытающиеся компенсировать социальную и психологическую ущербность вероятностью попадания на экран. Найти сотрудника зачастую невероятно сложно. Не буду даже касаться таких специальностей, как операторы, монтажеры, режиссеры, звукорежиссеры. По этим направлениям я у нас вообще не встречала ни одного профильного специалиста. Операторов, например, мы "делаем" из фотографов-любителей или просто переманиваем из других телекомпаний.
Уровень профессионализма достигается опытом работы, а не образованием. Первым требованием для всех нанимаемых на работу в нашу в компанию является способность к самообучению. Хороший журналист получился из ветеринара, ведущий — из математика, звукорежиссер — из выпускника балетного отделения училища искусств и т.д. Думаю, что соответствие базового образования и занимаемой должности в большинстве региональных телекомпаний такое же.
Вот и получается, что основная наша задача - найти просто хорошего человека с задатками, то есть неким набором требуемых по специальности качеств (хорошей дикцией, быстротой реакции, хорошим музыкальным вкусом и слухом, способностью рассказывать истории и т.д.).
Всевозможные долгосрочные курсы повышения квалификации — для нас зачастую не выход. Например, "Школа кино и телевидения", в которой замечательные специальности, чудные преподаватели, но кто сможет оторвать от дела сотрудника для обучения на столь долгий срок?! Да и дорого обходятся нам даже 2-4-дневные курсы (билет до Москвы, гостиница, стоимость обучения и т.п.).
Так сколько специалистов в год сможет обучить частная компания? Рядового сотрудника можно отправить на краткосрочные курсы в лучшем случае не чаще, чем 1 раз в 2-3 года. И мало кто, побывав на курсах и семинарах, может передать другим полученные знания. Так что приходится по очереди отправлять всех. На обучение коллектива "с нуля" уходят годы, а готовые кадры нужны обычно "еще вчера", и владеть они должны, как правило, сразу несколькими телевизионными специальностями. О разделении на специализации "художник по свету" и "оператор студии прямого эфира" приходится только мечтать.
Всероссийские семинары и фестивали — это капля в море, они не решают проблем, потому что ездят на них зачастую не авторы программ, а руководители компаний. Однако подобные мероприятия сильно подстегивают желание побеждать, а значит, стимулируют и рост профессионализма.
На мой взгляд, самым удачным вариантом для региональных компаний может стать дистанционное обучение, когда сотрудник на месте выполняет задание, а работа рецензируется преподавателем (лучше по Интернету). Сейчас подобный опыт внедряет АНО "Интерньюс", за что им особая благодарность. Еще один эффективный вариант обучения — приглашение консультантов-тренеров непосредственно в телекомпанию. Несколько дней конкретных консультаций на месте без отрыва от основной деятельности (причем одновременно для большого числа сотрудников) могут существенно повысить планку качества работы.
По поводу поднятого в статье В. Егорова вопроса о том, что коммерциализация снизила качество телевидения, могу сказать, что вынужденная зависимость от рекламных поступлений хоть как-то оживляет тяжелую неповоротливую машину государственных региональных каналов, где "опытные" дикторы разговаривают языком московских актеров начала XX века! Там до сих пор сюжеты делаются по канве "вести с полей" и "заседаний". Создается впечатление, что смотришь программу 20-летней давности, только с рекламными блоками.
Телевидение не существует отдельно от страны и от ее проблем. Кризис - экономический, инвестиционный, кадровый — такой же, как и в любой бурно развивающейся отрасли, просто нашу работу видят миллионы. Причем видят одновременно с "Первым", "Россией", НТВ и могут сравнить несравнимые кадровые, технические и финансовые возможности. А ругать телевидение и непрофессионализм его работников — это, на мой взгляд, дурной тон.
Коллеги, предложите выход! Где взять квалифицированные кадры в небольшом провинциальном городе, если даже в краевом центре, при местном университете на журналистском отделении и филологическом факультете трудно найти хорошего корреспондента?!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2006
Посещений: 12550
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций