Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Нам пишут

В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Нам пишут

Уважаемый Кузьма Петрович!
В вашей рубрике вы с уважением вспоминали о горючей кинопленке. Производится ли она сейчас, для чего применяется и можно ли ее достать?

Андрей Семенов, г. Пушкино

– Для простоты начнем с первой и последней части вашего вопроса: в рыночной экономике производится все, на что реально существует достаточный спрос. Но розничного спроса на нитропленку объективно нет, то есть купить вы ее сможете только “по случаю”, хотя я не очень представляю возможные цели ее приобретения.

В моем послевоенном детстве в магазинах “Культтовары” продавались картонные игрушечные ракеты, в двигательный отсек которых вставлялся рулончик горючей нитроцеллюлозной фотопленки, другой тогда просто не было.

Теперешняя кинофотопленка, поставляемая для еще сохранившегося массового рынка, производится только на ацетатной основе и считается негорючей (горит, но не поддерживает горение). Если, например, вы подожжете спичкой кусочек горючей пленки, то она вспыхнет и сгорит вся. Негорючая пленка будет гореть, пока горит спичка и должна погаснуть вместе с ней.

Но у негорючей ацетатной пленки есть очень серьезный недостаток: по имеющемуся опыту, она мало пригодна для длительного хранения. Поэтому горючую кинопленку теперь целевым образом заказывают крупные киноархивы, владеющие фондами, закладываемыми на десять и более лет. Причем для хранения особо ценных фильмов (“Золотого фонда”) применяется особо стабильная во времени черно-белая нитропленка, а цветные кинофильмы хранятся в этом случае в трех цветоразделенных копиях.

Для начала этого, видимо, достаточно. Если у вас сохранился интерес к этой теме, то уточните ваш вопрос.

Уважаемая редакция!
Слышал, что у знаменитой кассеты “Бетакам” очень интересная история. Расскажите коротко о ней.

Федор Лыков, г. Зеленоград

– История эта в самом деле очень интересная, почти детективная, и уходит корнями в 1970-е годы, когда глобальный рынок насытился цветными телевизорами и мировые промышленные гиганты настойчиво искали новый дорогой массовый товар для загрузки своих заводов. Достаточно быстро стало ясно, что таким товаром может стать некое устройство бытовой видеозаписи. Тема эта столь обширна и многогранна, что в формате нашей рубрики мы можем осветить ее только очень коротко. Несколько забежав вперед, скажем, что при многих соперничающих системах в первом туре конкурентной гонки победила магнитная видеозапись (которая поначалу вовсе не числилась в фаворитах), а во втором туре из трех систем кассетной видеозаписи на ленте шириной 12,7 мм вперед вышла не самая технически передовая кассета VHS. Причина проста – вложено больше денег в продвижение товара на рынке.

Принято считать, что в любой системе консервации информации самое важное – тип носителя, его дешевизна и технические свойства, а аппаратурная реализация вторична. Стратегически этот принцип безукоризнен, но в тактических ситуациях, как говорится, возможны варианты. В самом начале этого интересного соревнования эксперты прочили победу системе механической видеозаписи на пластинку фирмы “Тельдек” (совместное предприятие немецкой электронной фирмы “Телефункен” и английской химической фирмы “Дека”), с которой конкурировали система EBR (видеозапись электронным лучом в вакууме на 8-миллиметровую специальную, ультрамелкозернистую кинопленку) и система “Селектовижн” (голографическая термозапись на сверхдешевую целлофановую ленту американской фирмы RCA). Перечисление всех других известных в те времена систем бытовой видеозаписи заняло бы слишком много места. Магнитная видеозапись поначалу не рассматривалась всерьез ввиду дороговизны носителя и сложности процессов тиражирования. Но выбор мирового рынка здорово смутил всю ученую братию.

Не меньшее смущение возникло, когда из трех очень похожих видеокассет на ленте с одинаковой шириной полдюйма (“Видео-2000” фирмы “Филипс”, “Бетамакс” фирмы “Сони” и VHS группы японских фирм с возможным лидерством “Мацуситы”) мировой рынок бытовой видеозаписи завоевала последняя, по мнению многих экспертов, не самая лучшая. Фирма “Сони” с ее громадным авторитетом поначалу не сомневалась в своей победе, но, потерпев обидное поражение, сумела выстоять и одержать победу на другом фронте - профессиональной видеозаписи, создав на базе бытовой кассеты “Бетамакс” полупрофессиональную кассету “Бетакам”, а затем профессиональную кассету “Бетакам-SP”, ставшую на долгие годы заката аналоговой вещательной техники “стандартом де-факто” во всем мире.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2011
Посещений: 9467

Статьи по теме

В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций