Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые!"

В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые!"

Верблюд - это лошадь, созданная комиссией.
(Из фольклора дизайнеров)


В заголовке приведен, возможно, один из самых  популярных афоризмов прадеда; он еще, если  помните, приговаривал назидательно: "Иначе такое бросание будет пустою забавою". Но вряд ли ему в то время приходила в голову мысль о том, что эта забава полтора века спустя может стать вполне солидным научным методом "неразрушающего" исследования экономических систем и общественных формаций (вспомните: "пробный камень" или, если угодно, поблагороднее- "пробный шар!"). Известно много случаев успешного научного применения этого метода, но мы рассмотрим для примера наиболее близкий для нас -Федеральную целевую программу "Развитие телерадиовещания в России до 2015 года". Этот документ разрабатывается уже более трех лет и до сих пор, как и любое светлое будущее, "таится во мгле" (по словам поэта), и ближе не становится. Мы видим и можем анализировать только поверхностную "интерференционную картину", образуемую кругами от трех существенно различных вариантов концепции ФЦП, других документов и многочисленных официальных и неофициальных публикаций о решениях авторитетной комиссии, созданной для согласования ФЦП (см. эпиграф!). К сожалению, вышедший в конце июня с. г. Указ Президента РФ "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" лишь немногим проясняет общую картину, поскольку при уточнении роли государства в общем (и РТРС, в частности) в реализации ФЦП в указе почему-то не проявлена равноценная забота о многочисленных в отрасли частных компаниях (ведь это же малый и средний бизнес!), которые уже сейчас имеют немалые заслуги в практическом развитии цифровых вещательных технологий и на долю которых наверняка достанется основная часть черной, кропотливой работы по доведению телерадиоканалов до конечного потребителя. Возвращаясь к заголовку, следует посетовать на явно недостаточное количество "кругов" над самой сложной и глубокой частью проблемы - юридической, поскольку именно во взаимодействии в цепочке "правообладатель - вещатель - оператор - потребитель" было много неясного и раньше. Так, например, введенные указом понятия "каналы, обязательные для распространения" и "каналы, бесплатные для потребителя" достаточно ясны только применительно к государственным структурам. В общем же случае нужно уточнение, для кого именно в приведенной выше цепочке существует эта "обязательность" и за чей счет должна возникнуть эта "бесплатность" ? Данные вопросы, непростые даже для теперешнего аналогового варианта вещания, как уже давно доказано на страницах ВС, станут намного серьезнее для цифрового варианта вещания.

Указ, без сомнения, решил труднейшую проблему: только глянув на список каналов, включенных в первый мулыпиплекс, можно легко представить себе могущество сил, его раздирающих! Тем не менее сама ФЦП все еще не просматривается: у ее создателей проблем, видимо, все еще больше, чем решений! Не зря же сказал мудрец: "Странствовать, пока ты полон надежд, приятнее, чем приближаться к цели путешествия!"


Наш эксперт Кузьма Прутков


Кузьма Петрович! Не можете ли Вы популярно объяснить, в чем разница между радиоэфиром и киберпространством?

Татьяна Зорина, Россия, г. Самара

Неловко сознаваться, но я вряд ли готов в точности ответить на ваш вопрос, очень уж мудреные это понятия! Давайте попробуем вместе порассуждать на эти темы. О таких понятиях хорошо сказал античный мудрец Цицерон: "Боги наделили нас не знанием вещей, а умением ими пользоваться!" Так и с радиоэфиром, который чаще всего представляется некой гипотетической природной средой, в которой существуют и распространяются электромагнитные поля, то есть радиоволны. Люди же умеют использовать эфир для своих целей, но, увы, не знают, что это такое. Ученые-физики до сих пор спорят, можно или нет в современной науке обойтись без такой модели физического пространства. О чем-то очень похожем сокрушался наш современник великий физик Э. Ферми: "Мы часто в каком-то деле больше умеем, чем знаем!"

Главное отличие киберпространства (словечко это придумали писатели-фантасты) от эфира, как я полагаю, в том, что оно создано искусственно! Из всех известных мне определений лучшее звучит так: "Киберпространство - искусственная информационная среда, в которой компьютеры соединяют людей". В общем случае в сложных сетях связи эфир и киберпространство вполне могут пересекаться.

Как вы наверняка уже слышали, остряки окрестили киберпространство "седьмым континентом", они считают, что там уже есть миллионы иммигрантов, а друзья и враги там - на расстоянии одного щелчка мыши. Помните шутку: "Вышел в Интернет и не вернулся!".

Здравствуйте, Кузьма Петрович!

В Москве и других крупных городах в почтовых ящиках регулярно оказываются десятки рекламных листовок от компаний-операторов, предлагающих по разным технологиям информационные услуги: телевидение, Интернет и т. д. Подскажите, какая технология перспективнее в условиях большого города?

Чебенев Роман, Россия, г. Пермь

Уважаемый коллега! Сам формат вопроса наводит на мысль ответить вам уклончиво, в духе популярного анекдота: "Делай, мол, как сам знаешь. Потом все равно пожалеешь!"

Возможен также формальный ответ: "В рыночной экономике при столь интенсивной конкуренции не бывает плохих технологий". Поэтому основная цель прогресса в мультисервисных сетях - дать возможность клиенту у себя в квартире самому сделать выбор, ориентируясь на главное - пакет услуг, а также на свои возможности, вкусы и потребности.

Однако в силу особого уважения к читателям ВС рекомендуем вам учесть следующее. Мировой опыт многоканального телевещания (в том числе цифрового) говорит, что:

- в городах с многоэтажной застройкой безусловны преимущества кабельных сетей разных технологий: любой бит, пришедший по кабелю, всегда обходится дешевле, чем по эфиру или через спутник. Развитию кабельного телевидения в городах способствуют также новые положения российского жилищно-коммунального законодательства, усложняющие установку индивидуальных эфирных и спутниковых антенн на стенах и крышах: в Москве аренда клочка крыши под антенну СНТВ часто превышает стоимость базового пакета программ;

- в сельской и малонаселенной местности естественные преимущества за спутником: эта технология может быть в ряде случаев даже экономичнее наземного эфирного вещания;

- классический эфирный телеприем имеет безусловные преимущества в основном при решении социальных задач в малых городах и пригородах крупных городов. Но имеющийся опыт цифрового эфирного телевещания в больших городах с разновысот-ной застройкой резко убавил число энтузиастов этих технологий: цифровой сигнал принимается, разумеется, лучше аналогового, но с высококачественным приемом проблемы остались.

Уважаемый Кузьма Петрович, еще недавно передовая техническая мысль описывала все прелести технологии 3G — технологии мобильной связи третьего поколения. Сейчас производители заманивают потребителей продукцией с технологией 4G. Скажите, пожалуйста, до какой "цифры" может дойти в своем развитии данная технология?

Руслан Демидов, 28 лет, Россия, г. Курск

Полагаю, что это тут имеет место такая же рекламная "завлекалочка", как это бывает со звездами в курортных отелях, поскольку нет общепризнанной международной системы оценок. Поэтому здесь все определяют только совесть и благоразумие производителя.

Ранее в мобильной связи было достаточно ясно, что к первому поколению относятся аналоговые системы, ко второму -узкополосные цифровые, к третьему -относительно широкополосные цифровые (со скоростями до 2 Мбит/с). По логике вещей сети 4G должны иметь еще более широкую полосу - по разным источникам, от 20 до 100 Мбит/с. Теперь появились нюансы: некоторые перспективные сети рекламируются как "почти 4G"!

Добрый день, Кузьма Петрович!

Недавно прочитал новость, в которой говорилось, что для американцев Интернет является самым популярным источником информации, значительно опережая по этим показателям ТВ, газеты и радио. Как Вы считаете, грозит ли российским СМИ подобный расклад в ближайшее время?

Л.П. Иванченко, г. Москва

Для ясности начнем с небольшой притчи: лет 20 назад моим студентам казалась очень смешной карикатура из американской газеты с такими словами адвоката: "У моего подзащитного было трудное детство - родители не купили ему даже компьютера!" Теперь же такой сюжет уже вызывает не смех, а скорее сочувствие.

Поскольку, как мы хорошо знаем из материалов ВС, информационные технологии совершенствуются с такой же большой скоростью, как и дешевеют, а теперешний кризис наглядно показывает большую экономическую устойчивость Интернет-СМИ перед традиционными, то ваши опасения вполне реальны.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2009
Посещений: 13154

Статьи по теме

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций