В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Революции в радиоотрасли не случилось, тем не менее, на IBC 2016 было представлено достаточное количество интересных решений по интеграции, реорганизации и софтовизации различных технологий. Тенденции не новые, актуальные уже несколько лет, но они развиваются, трансформируются, а производители стараются их придерживаться.
Красной нитью на стендах игроков радиоотрасли стала поддержка стандарта AES67. Принятый в сентябре 2013 года, он базируется на протоколе передачи данных layer 3 и обеспечивает совместимость устройств, использующих такие стандарты, как RAVENNA, Livewire, Q-LAN и Dante. Производители повсеместно утверждали о принятии этого стандарта, а компания AEQ заявила о сотрудничестве с международными организациями AES и EBU с целью реализовать поддержку стандарта AES70.
Разработка и внедрение программного обеспечения принимает всеобъемлющий характер. Даже те компании, которые раньше занимались только “железом”, активно движутся в сторону интеграции и партнерства с производителями софта. Интересно, что многие стали придерживаться принципа DevOps, который гласит, что производители “железа” и программного обеспечения, системные интеграторы, поставщики и потребители должны работать в тесном сотрудничестве и отслеживать успех проекта, над которым они работают, используя единую систему управления. Этот подход снижает вероятность срыва сроков и необходимость повторной работы, позволяя получить именно тот продукт, который нужен клиенту.
Максимизация контента на радиостанции уже породила потребность в интеграции с соцсетями, мобильными и web-платформами, стриминге аудио- и видеопотока на интернет-площадки и т.д. Производители различных решений от систем автоматизации до агрегаторов новостей все чаще задаются вопросом перспективной интеграции: кого поддержать, какую “фичу” внедрить, чтобы обойти конкурентов или хотя бы не отстать от них.
Растущая армия поклонников удаленной работы подталкивает производителей систем автоматизации к расширению функциональности web-интерфейсов. Репортажи с места событий, удаленное управление плеером и расписанием, удаленный мониторинг и контроль вещания – эти и другие потребности пользователей сегодня должны быть реализованы в системе. Притягательность браузерных решений состоит в том, что они кроссплатформенны в отличие от мобильных приложений, разрабатываемых только для iOS или только для Android.
Передовиком в данной тенденции стал бренд Dalet, разработчики которого вынесли на web-платформу 90% функций системы, оставив при этом интерфейс десктопной версии. Это очень удобно для пользователей, которым не придется привыкать к новому внешнему виду программы.
Компания David Systems сделала ставку на работу с контентом. По их мнению, больше всего пользователям не хватает централизованного хранилища, доступ к которому можно получить из любой точки планеты через Интернет. Поэтому компания представила web-решение Content Manager. Базовые инструменты системы очевидны (общий доступ, категоризация, администрирование и т.д.), а вот среди особенностей – чувствительность к контексту. Контекстуализация (способность восполнять недостаток информации на основе фоновой информации, полученной из контекста) якобы позволяет системе автоматически ранжировать материал и предлагать его для наиболее подходящих площадок, создавая прообраз таргетированного радио.
Говоря о системах автоматизации радиовещания, web-интерфейс реализован такими компаниями, как Netia (Франция), Enco (США) и Audisi (Нидерланды). Приложение iSnippet от Netia позволяет журналистам записывать материал и передавать его в эфир с места событий, а Cloud Management представляет собой облачное хранилище системы. На отечественном рынке тоже есть решение, которое поддерживает управление эфиром через web-браузер. В системе Digispot II реализованы возможности работы с эфирным расписанием (включая подслушку элементов), работы с редактором склеек, записи voice-треков (речевых вставок), работы с медиа БД (в том числе удаленная загрузка новых элементов), управление эфирным плеером.
Трудно поверить, как много жизнеспособных решений по предоставлению видео- и аудиоуслуг предлагает современный рынок. От традиционных телевизионных приставок и FM-приемников, работающих в любой среде передачи контента, до полностью виртуализированных сервисных платформ.
Многие компании предлагают все инструменты создания, обработки, доставки и получения контента, которые могут находиться в помещении заказчика, в публичном облаке, в частном облаке или же иметь комбинированную структуру. Поскольку обычно заказчик хочет замыкать все эти инструменты на один административный центр, проблемы по удаленному управлению за последние годы были полностью решены.
Единственный аспект, который до сих пор находится в развитии, это кодирование контента в облаке. Большинство крупных производителей кодеков продвигают решения, которые обеспечивают обработку в реальном времени, однако похвастаться хорошими результатами могут пока не все. Можно ожидать развитие этого направления в ближайшие годы.
В радио к облачным сервисам до сих пор относятся скептически. Казалось бы, при такой популярности рынок должен пестрить cloud-решениями для вещателя. Однако пока пользователи готовы работать на удаленных платформах только с контентом (база данных, редакция), оставляя все, что связано с плей-аутом, на локальных ресурсах.
RCS “летает в облаках”. Компания считает себя лидером облачных решений в сфере радиовещания, утверждая, что предлагает самые надежные, полнофункциональные и продуманные технологии. В сервисе The Selector Cloud, которые она презентовала, пользователь может создать единую базу данных для всех своих радиостанций, составлять расписания, которые затем отправляются в локальную систему автоматизации, редактировать медиафайлы, выполнять некоторые сервисные операции, проводить аналитику и строить отчеты. Доступ к сервису осуществляется через кроссплатформенный web-интерфейс Selector 2GO. Главным преимуществом облачных платформ RCS считает отсутствие необходимости обновлять софт самостоятельно, что позволяет снизить затраты на обслуживание системы и штат технических специалистов.
Еще один облачный сервис Pluxbox RadioManager предлагает воспользоваться различными инструментами для создания контента и расписания, интеграции с соцсетями, координации журналистов и т.д. Как и любой современный ресурс, он максимально автоматизирует рутинную работу редакторов и даже имеет набор шаблонов, по которым можно строить сетку вещания.
Несмотря на то, что в два предыдущих года заметно выделялась тенденция интеграции систем автоматизации вещания с социальными сетями, в этом году новинок или интересных инструментов почти не наблюдалось. Возможно, разработчикам не хватает понимания, как это может быть полезно конечному пользователю.
Но Broadcast Bionics продолжает двигаться в сторону интеграции с социальными сетями. Это один из немногих разработчиков, который не просто считает данное направление перспективным, но и предпринимает шаги по его развитию. В прошлом году его система управления телефонными коммуникациями PhoneBOX демонстрировала инструменты анализа и сбора статистики из соцсетей. В этом году компания презентовала настоящую социальную студию – приложение OASIS (On Air Social Interaction Server), которая может управлять социальными аккаунтами радиостанции (отсылать сообщения, менять статусы), агрегировать в ленту редактора сообщения слушателей по выбранным параметрам (по ключевым словам, по количеству лайков), запускать опросы, моментально “расшаривать” созданный на радиостанции контент по соцсетям и другим внешним ресурсам. Контент, который приложение автоматически собирает из социальных медиа, может просматриваться редактором в режиме реального времени, отсылаться в отдел новостей или ведущему в эфир. Таким образом, тема прямого эфира или новостного выпуска всегда может совпадать с настроением слушателей.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что практически все известные системы автоматизации (Netia, Dalet, Digispot, Enco, David Systems и т.д.) поддерживают визуальное радио. Как правило, это не их собственное решение, а интеграция с имеющимися технологическими комплексами (VidiGo, Orad), что позволяет использовать большую функциональность, а ресурсы разработки пустить на обеспечение совместимости, а не на создание нового продукта. Кстати, в конце 2015 года компания VidiGo была куплена другим лидером рынка визуализации вещания Chyronhego, а Orad за 65 млн долл. приобрела компания Avid.
В этом году даже удалось встретить “коробочный вид” визуального радио. Компания StudioCast предложила видеосистему для радиостанций “под ключ”. Набор оборудования включает камерный парк, блок управления камерами, IP-блок для подключения микрофонов, планшет с виртуальным микшерским пультом. Можно также использовать штатный плеер с открытым API для интеграции в существующую систему автоматизации вещания.
Раз уж речь зашла о коробочных продуктах, то box style – еще один тренд этого года. Нет-нет, да и встретишь готовое аппаратно-программное plug-and-play решение. Интересно, что чем более широкий спектр задач призван решить коробочный продукт, тем меньше у него шансов стать любимчиком аудитории. Тестируя такие решения на выставках, легко понять, насколько разные потребности не только у вещателей в разных странах, но даже у вещателей одного региона.
Компания “Тракт” разработала коробочное решение B-Radio для стран развивающихся рынков. Решение ориентировано на небольшие радиостанции и интернет-вещателей, которые не могут позволить себе дорогостоящие комплексы европейских производителей. В полностью готовый к эксплуатации набор входят микшерный пульт, телефонный гибрид с поддержкой Bluetooth, AoIP-кодек, специальная конфигурация системы автоматизации вещания Digispot II Box, набор кабелей и подробный мануал по сборке. Предполагается, что собрать и запустить радиостанцию из коробки сможет даже далекий от технических вопросов человек.
О том, какое большое значение придают безопасности и надежности вещательной инфраструктуры, можно судить по количеству разработок, связанных с мониторингом. Широко распространены как аппаратные, так и полностью программные решения.
Компания WorldCast Systems объявила о новом флагмане своей линейки IP-устройств мониторинга Audemat Control, который легко впишется в уже существующую вещательную инфраструктуру. Он поддерживает 64 цифровых входа/выхода и 24 аналоговых входа, имеет экстрагируемый модем и съемный SSD-диск, может отсылать нотификацию.
Устройство FM-мониторинга А30 представила компания 2WCOM. Оно имеет 2 встроенных FM-тюнера, которые работают независимо, MPX-вход, MPX-выход, аудиовходы и выходы, а также возможность принимать два MP3-потока. А30 также может использоваться как блок резерва при ретрансляции, отслеживая параметры входящего потока. В случае деградации сигнала он автоматически отдает на выход входящий сигнал с одного из встроенных FM-тюнеров.
Сразу два российских разработчика представили свои мониторинговые решения. На объединенном стенде России сервис FM-мониторинга, состоящий из 4-канального тюнера ТР-705, устройства удаленного контроля ТР-706 и приложения FM Tapper, демонстрировала компания “Тракт”. Он предназначен для своевременного получения информации о наличии вещания в заданных городах, качестве вещания и контенте, вышедшем в эфир.
Другая российская компания Saymon предложила рынку программный инструмент бизнес-аналитики, работающий с гетерогенными системами (например, Интернет вещей). Она позволяет визуализировать IT-ландшафт, контролировать ключевые технические индикаторы, мониторить доступность каналов связи, оборудования, серверов, анализировать данные и т.д. Открытые программные API, модульная архитектура и качественно прокомментированный, доступный для анализа код открывают перспективы отраслевых специализаций комплекса, в том числе в сфере телерадиовещания.
Ведение качественных репортажей с места событий прямо через смартфон журналиста становится все реальнее. Сразу несколько компаний ведут разработки в этой области, правда, с некоторыми различиями: кто-то делает ставку на промежуточные устройства, а кто-то – на основные.
Компания Digigram пошла по первому пути, представив компактный предусилитель Q-Mic, который может подключаться к любому репортажному микрофону и смартфону. Вкупе с мобильным приложением Igoya *Mobile он превращается в корпункт прямо на месте событий. Для полнодуплексной передачи аудио в студию, продакшен или ньюс-рум нужно всего лишь подключение к Интернету. В этом году в качестве промо компания готова подарить мобильное приложение и один предусилитель при покупке аудиокодеков Igoya *Call или Igoya *Call/LE IP, наличие одного из которых обязательно на радиостанции для приема потока со смартфона.
Такого же пути придерживаются компании Rode и Sennheiser. Rode выпустила аналогичное решение i-XLR, которое может подключаться к iPhone и iPad. Дополнительный выход позволяет подключить наушники для контроля процесса интервью. Отличие решения Clip-mic Digital от Sennheiser в том, что маленький репортажный микрофон идет в комплекте. Он легко подключается к iPhone, не требует дополнительной настройки и легко поместится в сумке/сумочке любого выездного журналиста. Мобильные приложения позволяют не только отправлять аудиопоток в студию, но и редактировать запись прямо на телефоне.
Другой подход к репортажам продемонстрировала Yellowtec, которая выпустила обновленный репортажный микрофон iXm c Wi-Fi-модулем. Никаких кабелей не требуется, он подключается напрямую к телефону. Прослушивать и обрабатывать аудиозаписи можно через специальное мобильное приложение от ENCO. Стоимость микрофона с Wi-Fi – около тысячи долларов. Проводные аналоги с предусилителями значительно дешевле.
Еще один явный и набирающий обороты тренд – это софтовизация оборудования. Программные решения по обработке звука, интерфейсы управления и контроля позволяют упростить инфраструктуру радиостанции, а также сэкономить на разворачивании или модернизации комплекса.
Самый яркий пример – это программная аудиообработка, качество которой уже практически не уступает аппаратной. При этом программа с высококачественными алгоритмами обработки звука может стоить в разы дешевле самого простого аппаратного FM-процессора и поддерживать передачу MPX-сигнала и RDS-данных через высокочастотную звуковую карту. Преимущества программных аудиопроцессоров для многих очевидны: стоимость внедрения и обслуживания, масштабируемость, многопоточность, простота интеграции. Один из лидеров этого рынка, компания Stereo Tool, тоже была на выставке, правда, ничего революционного не представила.
Компания Telos Alliance в сотрудничестве с Nautel Broadcast показала новаторский комбинированный FM-кодек – μMPX (или micro MPX), разработанный специально для FM-радиостанций. С его помощью можно передавать высокочастотный FM-сигнал с аудиопроцессора через относительно маленький пропускной канал 320 кбит/с прямо на передатчик через IP.
В системе автоматизации Digispot II была реализована идея встроенного аудиопроцессора, что, по мнению разработчика, избавляет пользователя от дополнительной работы по поиску стороннего поставщика, привыкания к новому интерфейсу. Это также облегчает настройку приложения, так как ни пользователю, ни производителю не надо заниматься вопросами адаптации – все приложения в системе автоматизации освоены и максимально интегрированы между собой.
Посетители стенда Lawo смогли увидеть интересные разработки в области виртуального радио. Серия продуктов RLAY получила зрительскую награду “Best Of Show” на выставке NAB. По мнению Кларка Новака (Clark Novak), специалиста по маркетингу, вещатели сразу поняли, что виртуальное радио способно спасти их деньги и время за счет замены дорогих аппаратных аудиопроцессоров, телефонных гибридов и кодеков относительно недорогим программным обеспечением.
Ранее компания уже презентовала виртуальный микшерный пульт Crystal Clear. Два года назад его демонстрация прошла не очень успешно: были задержки и ошибки в обработке некоторых команд. Для софтверных решений такая опасность будет существовать всегда, так как стабильность зависит не только от программного обеспечения, но и от характеристик железной платформы, где оно установлено.
В этом году ставка была сделана на другое – на виртуальное радио… и опять в стиле box! Ребята предложили публике стильный рюкзак, в котором помещается ноутбук с виртуальной консолью RLAY VRX4 (на 4 фейдера) или RLAY VRX8 (на 8 фейдеров), микрофон, наушники и блок ввода/вывода с поддержкой AES67. Дополнительно на ноутбук может быть установлено программное обеспечение RLAY Virtual Patch Bay, которое обеспечивает аудиообработку, кодирование и стриминг потока в Интернет, а также выполняет функции телефонного гибрида.
Микшерные пульты – отдельная тема выставочной экспозиции. На фоне всеобщих изменений и крайностей особенно заметно, что дизайн консолей отличается завидным постоянством. Новации касаются разве что материалов и цветов, а вот пользовательский интерфейс трогать пока не решаются.
Очевидно, что многие компании стараются сделать свои консоли более изящными и стильными. Это особенно заметно на фоне гигантов рынка, которые не придают значения внешнему виду. Флагман всемирно известной Axia пульт Fusion выглядит “гостем из прошлого” по сравнению с некоторыми новичками, которые, скорее всего, все же уступают ему в качестве. Но с тех пор, как в моду вошла визуализация радио, презентабельность студий начинает играть роль.
Еще одна тенденция – объединение функций вещательного и монтажного пульта. Тенденция возникла не на пустом месте. Она связана с тем, что все большую популярность набирают небольшие интернет-радиостанции, которые тоже хотят вести живые эфиры, но не располагают площадями и ресурсами медиахолдингов. Такие пульты стоят в разы дешевле и занимают мало места. И, как показала выставка, они также интересны представителям стран третьего мира, которым нужны простые понятные пульты за простые понятные деньги.
Один из таких пультов и представила компания “Тракт” – на смену громоздким предшественникам выходит консоль ТР-7 “Джинн”, которая совмещает функции вещания, записи и ретрансляции, имеет встроенный телефонный гибрид с Bluetooth, а по размеру близка к бумажному формату А3. На выставке был представлен рабочий прототип, а начало выпуска запланировано на май 2017 года.
Переход к использованию сенсорных экранов тоже отражается на студийных устройствах. В том или ином виде виртуальные консоли предлагает не только Lawo, но и ряд других производителей. В том числе – всемирно известный “стиляга” Yellowtec. Этот производитель, как и всегда, представил выверенный до миллиметра микшерный пульт Intellimix, в котором механические фейдеры трансформировались в виртуальные. G-Touch – так называются сенсорные каналы, на которых положение виртуального ползунка отображается с помощью светодиодов. Решение не предполагает полной виртуализации. Пульт по-прежнему состоит из двух частей (настольной и рэковой, где находятся аудиоинтерфейсы и процессор пульта), имеет четыре виртуальных фейдера, поддерживает AoIP-протокол Dante, удаленное управление от системы автоматизации, сохранение настроек на внешнем носителе и т.д.
Как сказал один из спикеров конференции IBC 2016 Доминик Делпорт, глобальный управляющий директор Havas Media (Париж, Франция), “полувековая вечеринка закончилась”, имея в виду, что производители и вещатели вынуждены трансформироваться и отвечать на все новые вызовы индустрии. В этом году IBC 2016 посетило 55 796 человек из более чем 160 стран за шесть дней работы конференции и выставки. Львиная доля компаний и решений, представленных в рамках IBC, относится к ТВ- и видеотехнологиям, поскольку объем этих рынков значительно превышает масштабы радиоиндустрии.
Согласно докладу Питера Уайта (Peter White), генерального директора IABM, общий объем рынка медиатехнологий в 2015 году составил 49,3 млрд долл. Это на 4,3% меньше, чем в предыдущий год. В целом падение связано с валютными колебаниями, продолжающейся консолидацией рынка (в этом году “жертвами” поглощения стали Orban, Orad, VidiGo и др.), переходом пользователей от модели капитальных вложений к модели операционных расходов, поголовной софтовизацией и возрастающим спросом на услуги вместо продуктов.
Тренд перехода на использование услуг (в первую очередь сюда относятся облачные решения) привел к тому, что этот сегмент рынка начал уверенно превалировать в общем объеме – 55,4% против 46,6%, которые приходятся на оборудование и программное обеспечение. Снижение доли сегмента продуктов не стало неожиданностью, эта тенденция наблюдается уже четвертый год подряд (падение спроса фиксируют с 2012 года). А вот для сегмента услуг это оказалось неожиданностью. Падение на 4,2% стало первым с 2006 года.
Неприятное впечатление от этих цифр должен сгладить тот факт, что в 2016–2017 годах рынок должен стабилизироваться и снова начать расти. Такой прогноз делают как эксперты в отчете GMVR, так и ключевые игроки рынка, которые ожидают хороших результатов в конце этого года. Обратить внимание нужно еще и на то, что общее падение не свидетельствует о всеобщем упадке: какие-то направления индустрии активно развиваются, а какие-то просто подходят к логичному завершению жизненного цикла.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2016
Посещений: 7639
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций