Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Вместе ищем, как заработать

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Вместе ищем, как заработать

В сентябре в Амстердаме прошла очередная индустриальная выставка IBC 2016, которая традиционно собирает тех, кто создает, управляет и доставляет медийный контент до потребителя в любых средах по всему миру. Я регулярно участвую в международных событиях такого формата, но IBC 2016 удивила прежде всего тем, что из более чем 70 запланированных на выставке встреч состоялись все до одной. Более того, все они прошли вовремя и с партнерами, и с заказчиками, и с представителями сообщества и прессы. Такого результата у меня не было никогда
Андрей Гайнулин
Директор ООО “Кьюлиджент.Ру”, к.т.н.

Русские вернулись

Пожалуй, самая важная новость, по сравнению с двумя предыдущими выставками, – это то, что русские вернулись. Общее количество посетителей на IBC 2016 несколько снизилось, но при этом русская речь слышалась везде – было большое количество посетителей и участников, которые приехали из России, Белоруссии, Казахстана. Много было российских заказчиков, операторов услуг связи и вещания, поставщиков решений, и это приятно.

Четко и целенаправленно

Отмечу изменение качественного состава потока посетителей. Из сотен побывавших на нашем стенде, наверное, менее 5% были посетителями с “общим интересом”. Большинство шли целенаправленно, хорошо подготовившись, настроившись на обсуждение конкретных решений и достижение конкретных результатов. Общаясь со многими, заметил, что сам процесс посещения выставки стал более организованным – приезжают на меньшее количество дней, но более четко планируют свой маршрут по выставке, заранее бронируют время встреч и достаточно строго придерживаются намеченного плана. Это новая культура посещения выставки, которая очень сильно повышает эффективность работы на ней и качество лидов, которые генерируются по ее результатам.

Куда все движется: совместимость и облако

Мне показалось, что основным трендом индустрии стал так называемый best of breed, то есть сборная солянка из лучших компонентов, каждый из которых – лучший в своей маленькой нише. Мы видели 7–8 лет назад так называемые one stop shop, то есть стенды, на которых предлагалось покупать решения под ключ и не иметь никаких проблем с совместимостью.

Сейчас вопрос совместимости (я связываю это с тем, что в индустрию пришли IT-гиганты) стал вопросом № 1. В этом году все производители, анонсирующие, что пользуются стандартами SMPTE 2022-X, демонстрировали, как их решения работают между собой в IP-interoperability зоне – своего рода лаборатории. Все, кто анонсируют совместимость определенных классов и стандартов, представляли свои решения для тестирования, и в рамках этой зоны собирали сеть “каждый с каждым”, в которой устройства различных производителей выступали источником сигнала для устройств других различных производителей. С помощью объективных средств контроля можно было убедиться, что эта совместимость действительно обеспечивается на том уровне, на котором производители ее заявляют. Это чисто IT-шный момент. Это то, к чему в свое время благодаря стандартизации пришли производители IP-коммутаторов, маршрутизаторов, шлюзов и пр., и то, что является очевидным для специалистов, проектирующих сети связи. Сейчас этот all-IP-тренд как обязательное условие повлек за собой тренд на гарантированную совместимость и отсутствие проблем взаимодействия между компонентами различных производителей. Это новый шаг для индустрии именно с точки зрения, я надеюсь, движения в сторону унификации и резкого снижения как цены самих компонентов, так и порога вхождения в индустрию для многих небольших компаний, которые делают маленькие, но очень интересные устройства и решения с классными идеями. У маленьких стартапов появляется возможность предложить не только что-то для классических IT-ниш – облако, сервисы, управление чем бы то ни было, – но и для телевидения, причем для его тяжелого традиционного студийного сегмента. Когда-то Black Magic сказал, что телевидение – это не обязательно дорого. Сейчас за счет еще большего упрощения технологической платформы, обеспечивающей обмен данными, заняться телевидением может позволить себе и “коллектив из гаража”.

Олег
Березин

Генеральный директор компании “Невафильм”, глава российской секции SMPTE

С одной стороны, масштабного рывка выставка IBC в этом году не показала, но это и ожидаемо – следующий цикл технологического прорыва мы ждем в 2020 году.

В то же время продолжает наращиваться и развиваться история качественного нового кинопоказа. В очередной раз на IBC Big screen голливудский мэтр Энг Ли продемонстрировал с помощью современных кинотехнологий уровень, к которому движется индустрия. Представленные фрагменты его новой картины “Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча” были показаны в формате 3D с разрешением 4K, частотой 120 кадров в секунду и потрясающей яркостью 28 футламберт. Это не просто цифры – за ними стоят непередаваемые впечатления, которые получают зрители, то есть это те технологии, о которых мы говорим и которые, как мне кажется, так или иначе изменят стандарты кинопоказа.

Не могу сказать, что посетителей из России стало меньше: интерес к главным отраслевым событиям на развивающихся рынках не падает.

По-прежнему актуален тренд на облачные решения, виртуализацию и тому подобные OTT- и интернет-решения, запросы на масштабируемость. От обсуждения, нужно это или не нужно индустрии, перешли к решению проблем с использованием приемов, которые позволяют это сделать максимально эффективно. Нашей компании это очень импонирует, поскольку наши решения не только могут быть адаптированы для облака, но и изначально разрабатывались как совместимые с облаком и для работы в нем.

Гибридная модель управления персональной рекламой

Еще один фактор, влияющий на индустрию, – определенность, что 4К-контенту быть. Принятие решения о том, что Олимпиада 2018 года будет сниматься и транслироваться в 4К, и, следовательно, миграция всей инфраструктуры Южной Кореи на новую технологическую платформу является своего рода якорем, что и позволит 4К удержаться и в комбинации HEVC – 4К и неких новых стандартов распределения двинуться вперед. В свою очередь, это подтянуло одну очень новую, интересную и совершенно неожиданную для меня демонстрацию, которая появилась на IBC.

Михаил
Кожин

Начальник отдела развития телевизионных платформ “АКАДО Телеком”

Выставка показала, что рынок движется, с одной стороны, в Ultra HD, с другой – в персонализацию пользовательских интерфейсов и их разнообразие.

Постепенно растет производительность “железа”, одновременно ужесточаются требования к производительности со стороны ПО. С MIPS архитектура процессоров постепенно переходит на ARM, но это процесс небыстрый.

По сравнению с предыдущей выставкой и участников, и посетителей из России и стран СНГ, на мой взгляд, в этом году было больше. Видимо, сказывается некоторая стабилизация в экономике.

Я бы сказал, что развитие рынка сильно замедлилось, революционных идей, увы, нет: производители и интеграторы предлагают то же, что и год, и два года назад.

Происходят слияния и поглощения, заметны процессы оптимизации, когда-то лидирующие игроки исчезают с рынка, и, возможно, навсегда.

IBC – это традиционно “домен”, на котором превалируют решения для европейского рынка, на котором законодателем мод является DVB-стандарт. А в этом году на выставке было немало производителей, которые демонстрируют решения для ATSC3.0, то есть классического североамериканского стандарта, который еще используется разве что в Южной Корее – как раз для Олимпиады. Оказалось, что ATSC3.0 в сочетании с 4К вдруг дал ответ на вопрос, как можно попробовать изобрести заново модель монетизации рекламы – классической телевизионной, рекламы смотрения на больших экранах всей семьей и при этом рекламы со смотрением на планшетах и прочих мобильных устройствах. Ответ оказался очень простой: гибридная модель управления персональной рекламой. Что это означает? У эфирного (и кабельного тоже) ТВ есть одно очень существенное преимущество – оно позволяет, экономя дорогостоящий ресурс, доставить очень тяжелый, но одинаковый контент сразу огромному числу пользователей. Но при этом эфирное ТВ не обладает достаточной возможностью для персонификации этого контента. Интернет-ТВ – ОТТ, IPTV – обладает уникальными, поистине безграничными возможностями по персонализации просматриваемого контента, однако создает огромную нагрузку на сеть передачи данных. Потому что если контент персонализированный, то количество копий этого контента равно количеству пользователей, которое его одновременно смотрит. Чтобы миллиону пользователей смотреть контент одного типа, нужна одна копия контента, передаваемая по сети связи, а для того, чтобы миллиону пользователей смотреть персонализированный контент, нужен миллион копий, соответственно, и в миллион раз больше нагрузка ложится на сети связи. Реализация такой истории на текущий момент становится невозможной.

Михаил
Ротко

Директор по развитию “Видау системс”

– Судя по выставке, в каком направлении движется рынок, на ваш взгляд? Какие технологические и маркетинговые тренды будут превалировать в следующем году?
– Выставка этого года характеризовалась деловитостью, максимальной конкретностью, направленной на максимально быструю монетизацию разработок. В приоритете технологии, обеспечивающие скорейшую отдачу. Сейчас мы являемся свидетелями начала массового развертывания рынка телеиндустрии в сторону UHDTV1, чему немало способствует практическая реализация SDI 12G (4К по одному кабелю) и наконец согласованный ITU-R в июле 2016 года свод рекомендаций для HDR-телевидения, учитывающий оба варианта создания HDR-картинки (PQ и HLG), а также описание процесса перехода между ними. С другой стороны, технологии, требующие серьезных разработок и вложений, такие как IP 2022-6, до поры до времени ушли в тень и перестали быть наиболее анонсируемыми событиями.

– Какие технологии и решения показались вам наиболее интересными? Каковы ваши впечатления в этом году от IBC?
– Весьма любопытной показалась технология, получившая IBC-2016 Innovation Award от компании Edit-Share, позволяющая расширить возможности работы при производстве программ с применением распределенных систем, построенных по принципу “центральный офис – корпункты”. Наша компания занимается внедрением систем управления данными для решения задач производства, вещания, архивов и новостей, и, на наш взгляд, такие решения имеют серьезную перспективу, в том числе и в нашей стране. Опыт, который пробрела компания Endemol, использовавшая данную технологию при создании своего реалити-шоу, позволившую сократить в два раза временные расходы по сравнению с привычными технологиями, однозначно говорит о ее потенциале на рынке.

Интересно было взглянуть на очередные вехи в продвижении технологий Visual Perceptive Media, создающие видеопрограммы, исходя из ваших индивидуальных предпочтений и окружающей вас реальности (местоположения, погоды, актуальных новостей в эфире, любимой музыки и списка продуктов в вашем холодильнике), – здесь много такого, чему еще предстоит удивиться. Но это вопрос будущего, а вот что меня действительно поразило – это интерактивная голографическая реклама с применением технологий компании Novaline. То, что делает известное голландское рекламное агентство на концертных и презентационных шоу, – просто фантастика. И такая 3D-фантастика воплотится в витринах крупнейших автомобильных и спортивных брендов, начиная уже с ближайшего Рождества. А в будущем году доберется и до нас.

– В чем отличие выставки этого года от предыдущей? Меньше ли стало приезжать специалистов из России?
– По сравнению с прошлым годом выставка стала более масштабной, технологичной и в то же время реалистичной, большинство из представленного проверено и отлажено для внедрения на телеканалах. На мой взгляд, выросло и количество посетителей. В этой ситуации трудно судить о количестве специалистов именно из России. Конечно, не все смогли приехать в этот раз, но те, кто был, использовали возможности выставки более эффективно. Думаю тех, кто не был на IBC, мы встретим уже на отечественных отраслевых форумах Шаболовка 2.0 и НАТЭКСПО этой осенью.

– Показала ли выставка развитие или, наоборот, стагнацию рынка?
– Полагаю, это начало нового витка развития. На старте сейчас целый пакет перспективных технологий и продуктов в разной степени готовности. Если же говорить о России – да, трудное время, но на рынке происходит движение, и это движение тоже вперед. Здесь говорят за себя показатели российских производителей оборудования, которые, несмотря на кризис, сочли необходимым заявить о себе уже не только на наших выставках, но и в рамках IBC, представив на российском стенде оборудование, ПО, свой опыт и специалистов.

В рамках модели ATSC3.0 предложен компромиссный подход, предполагающий, что вся тяжеленная неподъемная 4К-трансляция и доставка некоего общего ядра контента продолжает производиться по воздуху до так называемого home gateway или другого устройства, которое позволяет развернуть это в доставку, аналогичную доставке персонализированного контента внутри уже даже не домовой сети, а сети домохозяйства или квартиры. И при наличии интернет-соединения у этого домового устройства обеспечить очень глубокую персонализацию просматриваемого контента для данного конкретного пользователя в части конкретных рекламных предпочтений, новостей, анонсов и т.п. Получается квазиперсонализированная модель, когда, с одной стороны, есть общая возможность просмотра качественного тяжелого хорошего контента (скелет контента остается неизменным), а все остальное – легковесное, та часть контента, которую можно персонализировать (новости, анонсы, отбивки, реклама), – персонализируется за счет анализа предпочтений пользователя, включающего его потребление Интернета, нахождение информации в поисковиках и т д. И этот контент в живом режиме или подготовленный заранее выкачивается, помещается на этот домашний gateway, чтобы использоваться в показе квазиперсональной версии телепрограммы каждому из пользователей, который смотрит ее на своем персональном устройстве, или предлагается обобщенная версия, если ее смотрит вся семья на огромном 4К-телевизоре.

Вот это сочетание, как мне кажется, вдохнет новую жизнь в понимание того, что эфирная реклама не мертва и не проигрывает битву контекстной рекламе. Наоборот, она собралась с силами, научилась самому лучшему у контекстной рекламы и ледоколом рванет на новый виток. Скорее всего, начнется это в Южной Корее, потом в Северной Америке, впоследствии, возможно, и в остальных частях мира. Теоретически в стандарте DVB возможность инкапсуляции трафика аналогично тому, как это делается в ATSC, есть, и ее можно развить.

Как заработать

Вот это представление новой модели и есть, собственно, то, за чем большинство телевещателей приезжает на выставку. Главный вопрос: “Ребята, у вас столько технологий. Расскажите, как нам заработать. Как потратить, мы понимаем. Расскажите о новой модели, как заработать денег”. Кто-то, наконец, пусть не до конца, пусть не стопроцентно надежно, смог сформулировать, как в век прорывных информационных технологий телевидение с Интернетом могут вступить в некую синергию и выстрелить новым драйвером роста потребления качественного контента, который стоит потреблять по-разному, не перегружая сеть, и на большом экране, и на смартфоне с учетом персональных предпочтений.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2016
Посещений: 6259

Статьи по теме

  Автор

Андрей Гайнулин

Андрей Гайнулин

Директор ООО “Кьюлиджент.Ру”, к.т.н.

Всего статей:  33

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций