Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новые реалии российского кино

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новые реалии российского кино

Журнал “Broadcasting” в прошлом году уже обращался к теме отечественного кинопроизводства. Тогда, подводя итоги 2012 года, и режиссеры, и продюсеры, и правительство, выделявшее средства на поддержку российской киноиндустрии, были озабочены ее плачевным состоянием. И, чтобы добиться реальных положительных результатов, было принято решение совместными усилиями выработать внятную систему государственной политики в области кино. Прошло некоторое время. Что изменилось? Как в этом году Фонд кино и Министерство культуры РФ распределили государственные средства на съемки фильмов? Что предпринимается для продвижения российского кинематографа на международном уровне с учетом новых геополитических реалий? Что теперь волнует кинематографистов?
Ирина Гоголева
Эксперт, член НАММИ

Ответы на эти вопросы были даны участниками круглого стола, посвященного вопросам кинематографии, который состоялся в День российского кино, 27 августа 2014 года, в МИА “Россия сегодня”.

Надо сразу отметить, что разговор в этом году шел уже не о выживании отечественного кино, а о его развитии и о том, что нужно сделать, чтобы это развитие не сдерживалось.

Зритель на российское кино пошел

Предыдущий, 2013 год по оценкам кинодеятелей уже был урожайным для отечественного кино – зрители пошли смотреть российское кино, и, по словам директора Фонда кино Антона Малышева, его доля в прокате поднялась до 18%. Еще более мощно стартовал для российской кинематографии 2014 год – на 17 августа текущего года доля отечественных фильмов в прокате составила уже 19,67%.

По словам директора департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслава Тельнова, к таким показателям удалось прийти в результате того, что в марте 2014 года на правительственном совете по развитию отечественной кинематографии были обсуждены насущные проблемы, а соответствующим ведомствам даны поручения, направленные на их решение. В целом, в 2014 году общий объем государственной поддержки российского кинематографа составил 6 млрд руб., из них 3 млрд были переданы Фонду кино, который распределяет эти средства между потенциально успешными в прокате проектами.

Все средства по линии Минкультуры в этом году уже распределены – в производство запущены 58 игровых фильмов, в их числе семь для детей и юношества. Поддержку получили проекты таких режиссеров, как А. Кончаловский, Ю. Кара, Е. Герасимов, А. Прошкин и др. Также в производстве находятся проекты 239 неигровых фильмов. Вячеслав Тельнов отметил, что два года назад неигровых фильмов было 450, но в этом году министерство пошло по пути сокращения их числа при одновременном увеличении стоимости съемок в целях производства более масштабных проектов.

Также он отметил существенное нововведение, примененное еще в прошлом году и явно пошедшее на пользу кинематографу, – это открытая (перед экспертной комиссией) защита проектов, претендующих на госфинансирование. Теперь еще на стадии защиты проектов члены комиссии могут поговорить с авторами, задать им вопросы и составить мнение о будущих работах.

Прерогативой последнего времени стала и международная деятельность по продвижению отечественного кино. Государством были выделены средства на проведение 56 кинофестивалей, как в России, так и за рубежом. А с 2011 года, года вступления России в Европейский фонд поддержки совместного кинопроизводства и проката, поддержку получили девять международных проектов, в большинстве своем с мажоритарным участием России.

По словам директора Фонда кино Антона Малышева, в 2014 году Фонд уже поддержал производство 27 картин студий-лидеров, среди них: “Экипаж” Николая Лебедева (“Студия “ТРИТЭ” Никиты Михалкова”), “Викинг” Андрея Кравчука (“Дирекция кино”), “Дуэлянт” Алексея Мизгирева (“Нон-Стоп Продакшн”). На эти цели было выделено 1,7 млрд руб., из которых 574 млн руб. – на возвратной основе. В ближайшее время попечительский совет Фонда кино распределит оставшиеся средства среди проектов компаний, не относящихся к лидерам отечественного кинопроизводства. Пока, отметил А. Малышев, Фонд кино при всем желании может поддерживать только около 50 картин в год: “Повышать долю российского кино очень сложно. Иностранные фильмы, которые выходят в отечественный прокат, – это картины с бюджетом порядка 200 млн долл., а у нас на поддержку всего зрительского кино в год – меньше ста”.

И, тем не менее, по оценкам секретаря Союза кинематографистов Олега Иванова, за 10 лет 15 картин превысили в прокате показатель посещаемости в 4 млн зрителей – это были фильмы-события, которые вызвали интерес у широкой аудитории. Кстати, из них только четыре относятся к жанру кинокомедий, а остальные относятся к самым разным жанрам, например, “Сталинград”, “Легенда № 17” и пр.

В своем выступлении О. Иванов заметил, что история любой кинематографии оценивается не по поражениям, а по победам. Именно те компании или кинодеятели, которые получили большее число призов на фестивалях, собрали большую зрительскую аудиторию, и составляют гордость отечественной кинематографии. Поэтому и была разработана стратегия поддержки лидеров отрасли, которая на сегодняшний день себя оправдала – сильные компании двигают индустрию вперед, а за ними тянутся независимые. За последнее время, кстати, число таких независимых компаний значительно увеличилось, они стали заметны на отечественном кинорынке, и у многих из них уже есть хорошие результаты.

Конечно, заметил О. Иванов, создание качественных фильмов – первоочередная задача. Но без увеличения количества фильмов качество повысить невозможно. Поэтому фильмов выпускать нужно примерно в два раза больше, около 150 (сейчас 80), тогда пропорционально увеличится и количество “звездных” картин. Такие пропорции характерны для кинопроизводителей во всем мире.

Коснулся выступающий и важного вопроса повышения доступности кинопродукции. Наряду с числом фильмов должно расти и количество залов, невзирая на увеличивающуюся тенденцию ухода зрителя в Интернет. Многие фильмы создаются именно для коллективного просмотра в кинозале, оборудованного современной техникой.

Приятно осознавать, что в этом году случился заметный выход наших фильмов на зарубежный экран – пионером в этом отношении стал фильм “Сталинград”, за ним очень приличные результаты проката получил “Вий”. Наши анимационные фильмы также вызывают интерес у зарубежного зрителя. Поэтому, заключил О. Иванов, с осторожным оптимизмом можно констатировать, что имидж российского кино возрастает и получает достойный отклик у широкой аудитории.

Возрождение киностудий

На круглом столе присутствовали директора двух отечественных киностудий – “Ленфильма” и “Студии им. Горького”. Примечательно, что оба руководителя смотрят на развитие своих киностудий весьма позитивно.

Генеральный директор киностудии “Ленфильм” Эдуард Пичугин уверенно констатировал факт возрождения киностудии – полностью ликвидирован простой на студийных комплексах, восстановлен весь технологический процесс. Сейчас студия работает над тремя картинами в разных жанрах – художественный фильм, сказка, исторический детектив. Параллельно идет активная работа над формированием нового пакета. И самое главное, отметил директор, на студии подошли к возрождению производства – создан сценарный и редакторский отделы, художественный совет. Что касается проката, то на студии появился продюсерский центр. Прокат фильма “Трудно быть богом” А. Германа был организован по всей стране, и его результаты как авторской кинокартины просто впечатляют.


Коснулся директор и проблемы, над которой “Ленфильм” работает совместно с другими киностудиями. Вот уже несколько лет прилагаются усилия по возврату прав на доход от показа коллекции фильмов, снятых в разные годы на киностудиях.

Директор “Киностудии им. Горького” Сергей Зернов в своем выступлении обозначил два аспекта деятельности киностудии – предоставление услуг кинопроизводства и продюсирование. Открытый продюсерский центр занимается инициированием проектов, работой с авторами, производством, развитием, продвижением и пр. Сейчас в работе находятся два фильма – художественный детский и полнометражный анимационный. В этом году разработана программа по развитию студии, она практически прошла согласование и в середине осени, вероятно, уже будет обнародована. За последний год студия на разной стадии и в разных областях их производства в той или иной мере работала над 75 фильмами. Благодаря всему этому объем дохода за последний год был увеличен на 40%. В последнее время на 25% было увеличено вложение в реконструкцию производственной базы. В дальнейшем эти работы будут продолжены. В следующем году будет праздноваться столетие киностудии, и этот год посвящен подготовке к празднованию юбилея.

Спикеры обсудили еще некоторые вопросы, касающиеся киноиндустрии, кинообразования, в частности, возможность организации практики для студентов и работы выпускников в кино (об этом рассказал ректор ВГИК Владимир Малышев).

На российских телеканалах будет больше исторических документальных проектов

Несколькими днями позже, 2 сентября, в том же МИА “Россия сегодня” прошла пресс-конференция министра культуры РФ Владимира Мединского, посвященная новым принципам финансирования Министерством культуры РФ документальных и исторических телепроектов.

В развитие темы министр пообещал, что будут выделены средства на документальные проекты и крупные многосерийные документальные фильмы, так как телеканалы в них заинтересованы, и работы увидит максимальное количество телезрителей. Первый канал уже транслировал документальный сериал “Первая мировая”, который создавался при поддержке Минкультуры на условиях софинансирования (бюджет составил около двух млн долл.). В картине воссозданы сцены масштабных сражений и штурмы крепостей, показаны воздушные налеты и кавалерийские атаки, применение отравляющих газов и первые танки.

На сегодняшний день в работе находятся еще несколько крупных проектов: на Первом канале – историческая драма “Екатерина Великая” (12 серий) и продолжение цикла “1812–1815” – документальный сериал “Заграничный поход”; на телеканале “Россия” – новая экранизация Михаила Шолохова “Тихий Дон” и документальный сериал “Романовы. Царское дело”. Еще один крупный проект – 17 фильмов об истории городов России, – ориентированный на зарубежных телезрителей, создается для телеканала RTVi.

В 2014–2015 годах при поддержке Минкультуры будут созданы 239 крупных документальных проектов, на которые выделяется 483 млн руб. Среди них “Молодая гвардия”, “Орден”, “Забытые войны России”, “Кронштадт”, “Декабристы”, “Лермонтов” и др.

В заключение напомним, что 95 лет назад, 27 августа 1919 года, Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела. Это решение стало отправной точкой для создания и развития великого (и любимого у народа) советского киноискусства, а день исторически стал датой рождения советского кинематографа. Сегодня, учитывая все происходящее в киноотрасли в последнее время, думаю, уже можно уверенно говорить, что российский кинематограф также найдет своего массового зрителя и почитателя как в России, так и за ее пределами.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2014
Посещений: 11822

Статьи по теме

  Автор

Ирина Гоголева

Ирина Гоголева

Эксперт

Всего статей:  36

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций