В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Для нас NAB Show 2015 оказалось очень удачным: наши разработки отметило экспертное сообщество. Международная ассоциация производителей вещательного оборудования и решений IABM, крупнейшая организация, оказывающая влияние на формирование мирового рынка поставок оборудования для телевещания, ежегодно проводит престижный конкурс IABM Game Changer Award, вручая награды компаниям, “изменившим правила игры на рынке”. В конкурсе есть с десяток номинаций, в каждой определяются три финалиста, и из них – один победитель. Более 120 компаний, в том числе и “Кьюлид-жент”, подали заявки в номинацию “Service” – софт как услуга, оборудование как услуга или услуга вообще. Независимое жюри, в которое вошел 31 авторитетный эксперт индустрии, выбрало трех финалистов, представивших наиболее интересные и перспективные разработки. И мы со своим решением по предоставлению услуг облачного сервиса в части мониторинга качества вещания вошли в эту тройку! Сертификат об этом достижении нам вручили на NAB Show 2015, причем мы оказались единственной компанией из России, вышедшей в финал конкурса IABM Game Changer Award.
Наверное, отечественному читателю интересно узнать о российском присутствии на NAB. Наши компании на выставке были – те же, что обычно выставляются, и приехали даже те, кто не являются завсегдатаями. А вот поток российских посетителей, по статистике NAB, упал более чем в 2,5 раза.
Традиционно отрасль провела несколько аналитических исследований ситуации на рынке. Приведу несколько данных. Объем рынка составляет $48,5 млрд, из которых 47% приходится на страны Европы, Ближнего Востока и Африки (регион ЕМЕА), 36% – на весь Американский континент, 17% – на Азиатско-Тихоокеанский регион (АРАС).
Константин Правоторхов
Компания "Тракт"
– В каком направлении развивается отрасль? Какие тренды сейчас являются наиболее значимыми? – Основное развитие, с моей точки зрения, наблюдается в видеоиндустрии. Вектор развития направлен на интеграцию всех технологических процессов и отделов телеканала с применением стандартных интерфейсов. В радиоиндустрии развитие смещается к разработке комплексных решений одним производителем. Не обошлось на выставке без решений для визуального радио. Компания Vaddio продемонстрировала новую PTZ-камеру, которая автоматически перемещается вслед за движениями ведущего или диджея. Камера самостоятельно снимает изменяющуюся картинку без помощи оператора, что прекрасно подходит для бюджета радиошоу.
– Какие новинки оборудования и решений вы отметили для себя?– Если вкратце, то облачные сервисы. У каждого экспонента были какие-то разработки, в том числе и у Orad. Также я отметил для себя обсуждение возможности предпроизводства, выпуска опытного продукта через облако.
– Общие впечатления о мероприятии.– Производителям решений для радио сейчас непросто. На мой взгляд, спрос сдвигается в сторону лаконичных и простых в использовании систем автоматизации радиовещания. Также производители сейчас уделяют внимание удаленному доступу к системе, в том числе через мобильные приложения для смартфонов. Еще один из трендов – интеграция с социальными сетями и Web-службами. В целом NAB Show по-прежнему является значимым и полезным мероприятием отрасли. Помимо новинок, важных разработок и тенденций можно почерпнуть бесценный опыт коллег и найти стратегических партнеров.
Исследования показывают, что кризис 2009 года окончательно миновал. Довольно серьезный взрывной рост, наблюдающийся с 2011 года, привел к тому, что наконец-то в 2014 году этот рост объемов продаж сопровождался и ростом объемов прибыли компаний, а не просто доходов. До этого большинство компаний, несмотря на существенный рост с точки зрения продаж, показывали пусть небольшие, но все-таки убытки. Вообще рост индустрии составил порядка 2,6%, что неплохо. При этом крупные компании выросли на 0,5% в среднем, а мелкие – на 5,5–6%, и это хороший знак. Если раньше индустрия была очень глобальна, то теперь в отрасль приходит все больше представителей IT, и наверное, это основной тренд. Крупный игрок, несмотря на то, что всерьез влияет на идеи, уже не управляет рынком в целом – прежде всего потому, что происходит унификация c точки зрения аппаратного обеспечения, и телевидение перестало быть отраслью с эксклюзивным специализированным оборудованием, оно перешло на так называемое СОTS – аппаратное обеспечение, доступное с полки.
Очень большой шаг сделан в сторону перехода на программные решения. Из трендов этого года, который отметили почти все крупные игроки: наконец-то ТВ перестало относиться к облаку, как к поделке, игрушке, чему-то незначащему. Два года назад почти все телевизионщики говорили: “Облако – это айтишники, нам это не надо, не интересно, распродавайте свои программульки кому-то другому”. Сейчас все как минимум готовы обсуждать облачные решения. Пример – Disney и PBS подписали соглашения с Sony, Imagine Communications о переводе некоторых некритичных процессов в облако. При этом Disney собирается перевести в облако хранение, производство и вещание – пусть не сразу, пусть постепенно, пусть начиная с второстепенного контента, но, тем не менее, это тренд. Когда крупнейший на рынке консорциум делает такой шаг, это знак – облако прочно вошло.
Александр Ермаков
Генеральный директор BroadView Software в России
– В каком направлении развивается отрасль? Какие тренды сейчас являются наиболее значимыми?– Во-первых, ожидаемо спал ажиотаж на 3D-технологии – на выставке их было практически не заметно. Мода прошла, и 3D заняло свою небольшую нишу. Во-вторых, идет планомерное повышение четкости: почти все производители в этом году заявили поддержку 4K. Кто-то пробует предоставить и большие "K", однако уже не так активно. Еще год–другой, и эта мода пройдет.
– Какие новинки оборудования и решений вы отметили для себя? – Из относительно нового в этом году было представлено большое количество всевозможных беспилотных аппаратов-дронов и технологий работы с ними. Как правильно закрепить камеру, как настроить радиоканал, как управлять аппаратом и камерой и самое сложное – как обработать видео, чтобы получить картинку телевизионного или кинокачества. Все это очень интересно и многообещающе. Перспективы открываются огромные, но эта отрасль только в начале своего развития. Интересно посмотреть, куда это все приведет.
– Общие впечатления о мероприятии.– Выставка, по моим ощущениям, была несколько скучновата – заметно меньше посетителей и новинок. Вообще, интерес к России и интерес со стороны России, как и ожидалось, сильно упали в этом году. Есть еще определенная надежда на выставку IBC, которая пройдет в сентябре в Амстердаме. Для BroadView основной темой выставки в этом году стали задачи "On Demand". Это условное название отдельного способа распространения и монетизации контента. Это всевозможные SVOD (типа Стрим, А-Медиа и т.п.), iTunes, Google Play и т.п. Наша компания предоставила свое решение по многоплатформенному планированию распространения такого контента. Получилось нечто невероятно удобное и мощное.
Очень хорошо продаются облачные решения, которые не относятся к бизнес-критическим. Многие, с кем мы говорили на выставке, рассказывали, что продажи облачного сервиса более чем в 5 раз сокращают средний цикл продаж – с полугода практически до месяца. Плюс возможность быстро осуществлять так называемую upsell, когда, условно, продав на $1 сегодня, ты через неделю продаешь на $20, потому что компания, которая начала пользоваться облачным решением, вкусила и поняла, что это им интересно и нужно. Это самый главный тренд, который удалось уловить.
Отмечу еще один тренд – перемещение основной доли прибыли отрасли в сервисы и поддержку. Раньше большая часть прибыли шла от продажи дорогостоящих аппаратных и даже программных решений. Опрос, проведенный в этом году, показал, что для всех первым по приоритетам в выборе решения является не только то, что оно делает, но и то, насколько хорошо оно поддерживается, есть ли сервисы. Никому не нужна прекрасная камера сама по себе. Всем нужна камера, которой будут пользоваться несколько лет, к которой существуют разные прибамбасы, которую можно поставить на постгарантийное обслуживание и делать это где угодно – это важно. То же самое касается и сервисов как услуг вообще. Для операторов, которые все больше переходят на OPEX-модели, а не на CАРЕХ, очень важно, чтобы у поставщика была сервисная модель. Никто не хочет и не может вкладывать буквально каждые полгода деньги в новое оборудование (а индустрия развивается стремительно), всем надо постепенное поэтапное прогнозируемое вложение, которым можно управлять в соответствии с ростом или, наоборот, сжатием бизнеса.
Если текущая ситуация с прибыльностью по аппаратному обеспечению находится на уровне от - 0,3 до +0,1, то по сервису и софту как сервису прибыльность может достигать 50–60%. Это безумная норма прибыли, которую можно получать даже маленьким компаниям. Поэтому они и показывают лучший результат, чем гиганты, вынужденные тащить за собой тяжелую промышленную аппаратную индустрию и связанные с ней издержки.
Самый явный технологический тренд – это дроны, дроны, дроны. Причем обязательно оснащенные 4К. Дроны везде – практически на каждом стенде квадрокоптер, которым можно управлять с планшета, айфона. Это и робототехника в самом модном ее проявлении, и новая возможность для журналистики – социальной и профессиональной. Раньше ты становился социальным журналистом, снимая на свой айфон в толпе, теперь дрон может снять крупный план. Замечу, что в США, например, высота до 100 метров является нелицензируе-мой. Огромное количество съемок, ранее требовавших согласования, вылетов на вертолетах, теперь становится доступнее и дешевле. Но с точки зрения трудовых навыков оператор дрона – это другая профессия, нежели видеооператор: нужно уметь не только выбирать нужные планы, работая с видоискателем, но и одновременно управлять дроном.
О Big Data не говорит только ленивый, с большими данными связывали не менее большие надежды и ожидания. Но все оказалось не так просто. Да, у операторов, которые занимаются поставкой контента и его продвижением, появляется совершенно невообразимое количество данных о привычках, поведении, интересах пользователей и моделях их смотрения. И в какой-то момент показалось: вот она – модель Big Data, – мы ее и щелкнем как орешек, и дойдем до каждого потребителя, и увеличим свою прибыль... Но чтобы по этим массивам данных построить какие-то байесовы алгоритмы решений, деревья, их нужно правильным образом обрабатывать.
Самая большая сложность – как интерпретировать данные, извлекая важную и ранее не известную информацию. Выборка становится не 2000 человек на 75 млн домохозяйств, а 75 млн человек, и ты, правильно задав вопрос, можешь получить ответ от каждого. Но какой он, этот правильный вопрос, кому ты хочешь его задать и в какой форме? Машинный анализ, конечно, важен, но правильная постановка вопросов – это уже не айтишная тема, а социологическая. Сейчас щелкают именно этот орешек. Индустрия честно признается, что пока разумного ответа на этот вопрос нет. И многие расстаются с появившимся было мнением, что с Big Data можно обойтись без Nielsen, TNS, GFK, что сейчас-то мы и сами все померяем. Но оказалось, что собранные с помощью айтишни-ков 500 Гбайт информации о поведении пользователей не дают ничего. Нужен правильный человек, который правильно задаст вопросы и правильно интерпретирует ответы пользователей.
NAB – это не только телевидение, но и индустрия видеоразвлечений. Демонстрируется все больше VR, виртуальной реальности, причем качество – отрисовка, скорость обработки – просто фантастическое. Это совершенно потрясающая вещь с технологической точки зрения, а с точки зрения индустрии развлечений это, конечно, бомба! Волосы дыбом встают, насколько здорово это делается, мгновенно забываешь обо всей амуниции – шлеме, огромных наушниках.
Это не столько виртуальная, сколько дополненная реальность: размещение на поверхности настолько хорошо, что неожиданное дрожание пола, которое симулируется изображением, заставляет тебя подпрыгивать, и ты начинаешь действовать в соответствии с моделью, которую заложили создатели, чтобы продемонстрировать тебе возможности этого шлема.
Алексей Данилов
Директор компании "СТРИМ Лабс"
– В каком направлении развивается отрасль? Какие тренды сейчас являются наиболее значимыми? – Идет объединение всех телекоммуникационных способов медийной передачи – телевидение, Интернет и мобильная связь сливаются в экстазе. Особенно сильный, на мой взгляд, тренд – уход телеканалов в Интернет, в ОТТ. Однако и традиционные рынки остаются, и даже "аналог" живее всех живых! Примером тому может служить подписание контракта на поставку в 2015 году 170 наших 16-канальных аналоговых плат Stream MS416 в компанию Envivio, занимающую лидирующие позиции в обработке и предоставлении мультиэкранной видеоинформации. Продажа им наших SDI-плат Stream MH4LM не вызывает недоумения – все понимают, что SDI-то уж точно пока жив, но вот контракт на поставку аналоговых плат в 2015 году не очень укладывается в голове, когда смотришь на все эти новые технологии на стендах.
– Какие новинки оборудования и решений вы отметили для себя?– Ничего супернового не заметил, к сожалению или к счастью. Все допиливают свои продукты, понемногу сливаются и поглощаются, в общем, идет нормальная рыночная возня.
– Общие впечатления о мероприятии. – Я надеюсь, что хоть на этот раз организаторы откажутся от пропаганды идеи роста количества посетителей, потому что количество падает год от года. Зато растет качество, хотя это критерий субьективный, но все же откровенных идиотов точно становится меньше. Безусловно, выставка нужна, хотя бы как место встречи с имеющимися клиентами, поскольку старый аналоговый метод коммуникации, с рукопожатиями и обнимашками, все равно остается непревзойденным с точки зрения укрепления отношений. Это для нас 11 выставка NAB, и мы, конечно, безмерно горды этим. Она далеко и дорогая, но есть люди, которых мы не встречаем ни на IBC, ни в других местах, где выставляемся, поэтому в следующем году, естественно, тоже будем на том же месте. Show must go on!
Если индустрия захочет это приобретать, как только VR станет массовым, в этом сегменте появятся деньги, начнется уменьшение, ускорение, повышение качества и т.п. Это явный и многообещающий тренд.
В завершение хочу вернуться к своему же обзору другой мощной выставки – IBC 2014 (Broadcasting № 6, 2014). Тогда в Амстердаме Чарли Вогт, глава Imagine Comuni-cations и Gates Air, настойчиво продвигал идею перехода на унифицированные платформы, к чему многие отнеслись весьма скептически.
Сейчас, спустя полгода, на NAB Show все увидели: прорывная концепция перехода на унифицированную платформу в телевидении, предложенная Imagine Communication, “выстрелила”, и компания на целый год опередила своих конкурентов.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2015
Посещений: 8155
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций