Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Кино России: индустрия, правительство, зритель

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Кино России: индустрия, правительство, зритель

Развивается ли в России индустрия кинопроизводства? Как повысить качество и конкурентоспособность отечественного кино? Какова эффективность государственной поддержки кинематографии? Каким должно быть российское кино? Ответы на эти и другие вопросы попытались дать участники конференции "Кино России: индустрия, правительство, зритель", прошедшей в МГУ в последний день февраля 2013 года
Ирина Гоголева
Эксперт, член Национальной ассоциации
исследователей массмедиа

Организаторами этой конференции, посвященной основным проблемам киноотрасли, стали ООО "Универс-Консалтинг" (проект Movie Research) и Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее Фонд кино). Направление для обсуждения задал доклад управляющего партнера Movie Research Олега Иванова. В нем он озвучил некоторые статистические данные, говорящие о том, что 2012 год стал для нашего кинематографа серьезным испытанием.

Кино в цифрах

В 2012 году на экраны российских кинотеатров вышли 84 отечественных фильма и 396 зарубежных картин. Более чем 3 тыс. кинозалов посетили 176 млн зрителей. По итогам 2012 года сумма кассовых сборов выросла на 10% и составила 39,4 млрд руб. Но из них на долю отечественного кино пришлось лишь 6,1 млрд руб. (15,5%). При этом настораживает и тот факт, что увеличение кассовых сборов вызвано не ростом посещаемости (она возросла по сравнению с прошлым годом всего на 1,6%), а фактическим повышением цены билетов, которая в среднем составила в прошлом году 225 руб.

Последние инициативы законодателей об установлении со следующего года квоты на показ в кинотеатрах российских кинофильмов (не менее 20% от всего проката) приведут к уменьшению посещаемости отечественных фильмов

По прогнозам эксперта, в текущем году можно повысить долю отечественного кино до 17,4%. Но для этого, по мнению О. Иванова, необходимо увеличить как минимум в два раза (до 20 в год) число российских фильмов для массовой аудитории (более 1,5—2 млн зрителей) при общем увеличении выпуска фильмов минимум до 150.

Также О. Иванов призвал привлечь в кинопроизводство реальное частное возвратное финансирование в объеме не менее 3 млрд руб. Не менее важно значительно повысить результативность и эффективность государственной поддержки. А для этого следует ввести ключевые показатели деятельности, такие, например, как:

  1. Конкурентоспособность отечественного кино. Доля фильмов, поддержанных Фондом кино, и доля всех отечественных фильмов по посещаемости и кассовым сборам в прокате.
  2. Эффективность государственной поддержки кинематографии. Число посещений фильмов на 100 руб. государственной поддержки.
  3. Инвестиционная привлекательность проектов. Доля внешнего возвратного финансирования в общем бюджете фильмов, поддержанных Фондом кино.
  4. Возвратность финансирования. Доля средств, возвращаемых Фондом кино по результатам проката, относительно суммы средств, вложенных Фондом в производство и прокат.

В заключение он отметил, что Россия — один из самых привлекательных мировых рынков киноиндустрии. По уровню посещаемости она занимает четвертое место в Европе и девятое место в мире.

Пока еще не поздно...

Выступивший затем Сергей Сельянов, генеральный директор ООО "Кинокомпания "СТВ", отметил, что при настоящем положении дел доля российского кино будет неуклонно падать примерно на 1% в месяц и остановится на 5—6% (ведь страна, что бы там ни было, не может обойтись без своего кинематографа). Но для того чтобы этого не произошло, считает С. Сельянов, нужно резко модернизировать систему образования и подготовки кадров, прежде всего сценаристов и режиссеров, потому что сегодня в стране нет достаточного количества квалифицированных специалистов. И это первоочередная задача для Министерства культуры, которое осуществляет государственную политику в киноотрасли. Для этих целей, продолжил он, необходимо дополнительно выделить до 150 млн руб.

Телесериалы по-прежнему сохраняют свои позиции как самый популярный жанр на телевидении. Именно им отводится наибольшая доля эфирного времени на федеральных каналах

В целом же, считает С. Сельянов, было бы правильным весь бюджет, который выделяется на кинематограф и сейчас делится между Минкультуры (прежде всего производство авторских кинокартин) и Фондом кино (фильмы для массового зрителя), передать фонду. Продюсер убежден, что это позволит эффективнее и свободнее управлять выделенными деньгами. Пока же, по его мнению, идет неэффективное расходование выделенных средств. При этом он называл неправильным разделение кино на зрительское и какое-либо другое. Хорошее кино либо есть, либо нет, считает генеральный директор ООО "Кинокомпания "СТВ". А те ключевые показатели, о которых говорил Олег Иванов, нельзя применить ко всем фильмам.

Выступивший следующим продюсер и режиссер Ренат Давлетьяров, генеральный директор ФГУП "Интерфест", убежден, что самая главная и самая трудная задача — вернуть зрителя в кинотеатры. А для этого нужно искать пути к любому зрителю.

Присоединившийся к разговору Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино", сконцентрировал свое выступление на том, что все проблемы отечественного кино возникают из-за того, что как не было раньше, так и нет до сих пор системной государственной политики в отношении киноиндустрии".

Сегодня Министерство культуры не отвечает за три рынка из четырех, связанных с кинопоказом:

  1. Показ кино на телеканалах. Российского кино на телеканалах практически нет (немного на ТК "Звезда" и еще кое-где). А в основном оно "передвинуто" к "ночному народу", к показу не в прайм-тайм.
  2. Показ кинофильмов в Интернете. Этим никто не управляет, стратегии здесь тоже нет, хотя этот рынок составляет порядка 400 млн долл.
  3. Рынок DVD. Он сегодня просто "убит".

И только один рынок — кинотеатры — находится в ведении Минкульта. Но последние инициативы законодателей об установлении со следующего года квоты на показ в кинотеатрах российских кинофильмов (не менее 20% от всего проката) приведут к уменьшению посещаемости отечественных фильмов. Профессионалы считают, что, в частности, это приведет к росту цены билета, а мы, заметил Д. Дондурей, по средней цене билета уже только на 40% отстаем от США и в следующем году наверняка их обгоним. Квотирование может привести еще и к тому, что зритель, который сегодня имеет много возможностей посмотреть то, что он хочет, из кинотеатров просто уйдет.

Доля фильмов российского производства на телевидении, в отличие от кинотеатрального показа, в 2012 году выросла до 20%

Выступающий коснулся и идеи увеличения количества производимых отечественных фильмов. При этом он отметил, что нельзя рассчитывать только на то, что "мы удвоим производство, и все будет хорошо". "Даже если мы инвестируем в кино не 4 млрд руб., а 4 млрд долларов — толку не будет". Нужна только системная политика, затрагивающая и содержание фильмов, и ориентацию на зрителя, и затраты на продвижение и т.д. Сегодня в стране нет ни соответствующей инфраструктуры, ни профессиональных кадров, способных создавать кино голливудского уровня, ни знаний, ни современных анимационных студий, мало кинотеатров. За 12 лет новой киноиндустрии не создана система альтернативного проката. Меняются руководители, а системы все нет, заключил Д. Дондурей.

Федор Бондарчук, режиссер, продюсер, соучредитель ЗАО УК "Главкино", в своем коротком выступлении подчеркнул, что в киносообществе сейчас существует редкое единение по многим вопросам, в частности по поводу квотирования. Он отметил, что лидеры отрасли и эксперты прекрасно понимают друг друга, а вот государство их пока слышать не очень хочет. Среди главных задач, которые предстоит решить, он назвал борьбу с пиратством и введение системы электронных билетов.

Все последующие выступавшие, среди которых присутствовали и продюсеры, и режиссеры, и представители прокатных организаций, были во многом согласны с основными докладчиками. Они также отмечали, что индустрия сегодня, как никогда, консолидирована. А к пониманию того, что нужно делать, необходимо только приложить политическую волю и выстроить стройную систему.

Присутствующая на конференции Елена Сизова, представляющая Комитет культуры ГД РФ, заметила, что тот цеховой пыл и солидарность, которые сложились в последнее время, нужно использовать. Поэтому законодатели ждут от отрасли предложений, и чем больше их будет, тем больше вероятность того, что какие-то из них получат форму законопроектов.

Кино на ТВ

Участникам конференции был представлен очередной итоговый статистический сборник "КиноСтатистика", ежегодно издаваемый Movie Research и содержащий исчерпывающую информацию о состоянии российской киноиндустрии за прошедший календарный год. Один из его разделов посвящен кино на телевидении. Среди тенденций, которые просматривались в 2012 году экспертами, было отмечено:

  • телеканалы увеличивают количество комедий и детективов;
  • на ТВ растет число фильмов российского производства;
  • 85% сериалов на российском ТВ — отечественного производства;
  • латиноамериканские сериалы полностью исчезли с российского ТВ.

Телесериалы по-прежнему сохраняют свои позиции как самый популярный жанр на телевидении. Именно им отводится наибольшая доля эфирного времени на федеральных каналах. Художественные фильмы находятся лишь на третьем месте после развлекательных программ. Телеаудитория существенно отличается от аудитории кинотеатров, прежде всего по возрастному признаку. В связи с этим телевещатели все больше внимания уделяют советскому кинематографу и увеличивают количество кинопродукта в сетке вещания. Но для обеих категорий зрителей самыми любимыми остаются комедии и приключенческие фильмы.

Достоянием российской киноиндустрии озабочены и режиссеры, и продюсеры, и правительство, которое продолжает выделять немалые средства на ее поддержку

Доля фильмов российского производства на телевидении, в отличие от кинотеатрального показа, в 2012 году выросла до 20%. Социологи отмечают и то, что по-прежнему не ослабевает любовь зрителей к отечественным сериалам, которые доминируют в эфире, и их доля недосягаема для сериалов зарубежного производства. В среднем на шести российских каналах ("Первый", "Россия", НТВ, СТС, РЕН ТВ, ТНТ) они занимают 20% эфирного времени. По результатам 2012 года появился новый канал-лидер, чьи зрители смотрят сериалы, — НТВ (27%). Лидер 2011 года по показу ситкомов — канал СТС — потерял 7% на сериалах, но увеличил на 5% (до 27%) эфирного времени на показ художественных фильмов. Это самый большой показатель присутствия фильмов на российских каналах.

С 2009 года тройка лидеров среди наиболее предпочитаемых сериальных жанров неизменна: комедия, детектив, мелодрама. По итогам 2012 года детективному жанру удалось приблизиться к многолетнему лидеру — комедиям. Комедийные жанры наибольшей популярностью пользуются на каналах СТС и ТНТ, доля комедийного контента составляет соответственно 69 и 82%.

Приводятся в сборнике данные и о двадцатке самых популярных сериалов. Наибольший рейтинг у сериала "Ласточкино гнездо" ("Россия 1"), а наиболее высокая доля (24,2%) у мелодраматического сериала "Гюльчитай" ("Россия 1"). Большинство сериалов из топовой двадцатки — это или мелодраматические жизнеописания с различными перипетиями, или истории о российских блюстителях порядка.

Позиции самой производящей компании, по данным Movie Research, второй год подряд удерживает компания "Фовард-фильм" (37 сериалов!). Среди них "Ментовские войны", "Мент в законе" и пр.

Как показала прошедшая конференция, состоянием российской киноиндустрии озабочены и режиссеры, и продюсеры, и правительство, которое продолжает выделять немалые средства на ее поддержку. Но чтобы добиться реальных положительных результатов, нужно совместными усилиями выработать внятную систему государственной политики в области кино. И в самое ближайшее время. Кто против?

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2013
Посещений: 10831

Статьи по теме

  Автор

Ирина Гоголева

Ирина Гоголева

Эксперт

Всего статей:  36

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций