В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Основные трудности российских компаний, как производителей, так и интеграторов, зачастую кроются в отсутствии:
Как и многие российские предприятия из разных сфер, производители телерадиовещательного оборудования, именно аппаратной его части, сталкиваются с нехваткой квалифицированных кадров и с зависимостью от импортных комплектующих продукции. Некоторым удалось перенести часть производства из-за рубежа в Россию или сохранить его на имеющихся мощностях в свете импортозамещения, например компаниям Logocam, LES, “Профитт”, “Тракт”, SHBP и другим. Однако некоторые производственные процессы не так просто перенести из того же Китая: либо себестоимость возрастет в разы, либо просто нет возможностей.
“Так как в России практически отсутствуют производственные отрасли, которые обеспечили бы изготовление разработанного инженерами VIDAU оборудования, после неудачных попыток “домашнего” производства все было перенесено в Китай. Сейчас невозможно найти нормального токаря, а из алюминия у нас качественно льют только пивные банки. Про изготовление линз Френеля я вообще промолчу. Даже с учетом скачка доллара производство светильников в Китае выходит в разы дешевле, чем в России”, – рассказал Григорий Чинцов, бренд-менеджер Vidau Systems.
На протяжении “Шаболовки 2.0” одним из лейтмотивов обсуждений и переговоров была оптимальная концепция взаимодействия на рынке. Сегодня цепочка потребитель – интегратор – производитель представляет собой лабиринт, в котором легко запутаться, так как отсутствует четкая дифференциация задач и обязанностей.
Пожалуй, самый запутанный отрезок – это производитель – интегратор. Интеграторы не всегда заинтересованы в отечественных аналогах, так как продавать и внедрять импортное привычнее, и его репутация зачастую хорошо известна потребителю. К тому же нередко интеграторы имеют собственное производство, например VIDAU Systems разрабатывает ПО, “Окно ТВ” и “Тракт” – и ПО, и аппаратные решения. Сегодня основная роль интегратора – это проектирование и подбор оптимальных решений для комплекса, которые образуют единую рабочую схему.
Производители не всегда знают, какие доработки требуются их продуктам, и что ждет потребитель. В идеальной ситуации интегратор как посредник транслирует потребности рынка производителю. Однако компания, занимающаяся разработкой и производством, тоже может быть заинтересована в прямом контакте с потребителем, чтобы зарабатывать больше, особенно если у нее есть собственные ресурсы для технической поддержки и гарантийного обслуживания. Так легче получить обратную связь и быть в курсе актуальных потребностей заказчиков.
Потребитель, в свою очередь, волен выбирать, к кому обращаться, – к интегратору или к производителю. Зачастую выбор обусловлен квалификацией технического персонала и ресурсами вещателя для самостоятельных работ по инсталляции, настройке и т.д.
Одним из позитивных примеров взаимодействия интегратора с производителем и потребителем стал резервный комплекс ВГТРК на Шаболовке, когда производитель не взялся за инсталляцию, а предложил услуги интегратора. В связи с этим ВГТРК агитирует придерживаться концепции “каждому свое”, в которой производитель поставляет оборудование, а интегратор берет на себя не только создание комплекса, но и его поддержку.
Выставка была поделена на технологические секции: АСБ (аппаратно-студийный блок), Машинный зал, АЦ-КРА/АПБ (центральная коммутационно-распределительная аппаратная/аппаратно-программный блок), радиостудия. Для системных интеграторов в области телевещания и их партнеров был выделен целый павильон. Еще одна площадка была отведена для проведения переговоров, презентаций, где ждали посетителей около 20 отечественных производителей и разработчиков.
В первую очередь посетители “Шаболовки 2.0” знакомились с системными интеграторами. Помимо проектов для телекомпаний “Окно-ТВ” представил прототип IP-видеороутера на базе российского SDN-коммутатора. Отечественное решение использует интернет-протокол и является коммутационно-распределительным ядром телекомплекса, а IP-видеотракт позволяет заменить стандарт SDI. Разработанный прототип позволяет создать открытую систему взамен “черных ящиков”, которые сейчас распространены на рынке.
Партнер компании “Окно-ТВ”, оператор связи STV (ОАО “Спутниковое телевидение”), представил на “Шаболовке 2.0” услуги по распространению и доставке телевизионных и радиосигналов. Вещание STV, охватывающее 95% территории РФ, ведется посредством отечественных спутников “Экспресс-АТ1” и “Экспресс-АТ2”, запущенных в 2014 году.
По словам Никиты Салтанова, руководителя департамента контента, использование спутников серии “Экспресс-АТ” значительно экономит средства федеральных вещателей, так как данные КА принадлежат ФГУП “Космическая связь”. Это является гарантией стабильности вещания и его независимости от негативных внешнеэкономических факторов и иностранного капитала, при этом качество предоставляемых услуг соответствует мировым стандартам.
Интегратор S-Pro Systems продемонстрировал результаты состыковки отечественных продуктов в рамках комплекса для ВГТРК “Калуга-1”. “Матричные коммутаторы для видео- и звуковых сигналов, а также свитчеры видео производства ЛЭС-ТВ размещены в АПБ. Микшеры, система мониторинга и измерения уровня звука, обработка звука, синхрогенератор и свитчер звука для АСБ предоставлены производителем телевизионного и оптического оборудования “Профитт”. Системы служебной связи тоже отечественные”, – рассказал Иван Шадрин, глава телерадиодепартамента. Российский разработчик Bram Technologies внес лепту в телекомплекс на Шаболовке в виде системы автоматизации вещания AutoPlay, системы планирования и формирования новостной верстки NewsHouse, а также различных серверов. Например, видеосерверы AZIMUTH позволяли записывать и воспроизводить до 16 видеоканалов или осуществлять IP-вещание.
Различные по масштабу и доле отечественных решений проекты и за плечами VIDAU Systems. В первую очередь выделяются резервный комплекс для ВГТРК на базе продуктов Bram Technologies и Первый крымский телеканал, отечественное оборудование на котором составляет 70%. Кроме того, команде интегратора удалось собрать ПТС для канала ОТВ во Владивостоке практически полностью из отечественных устройств. Как и S-Pro systems, интегратор VIDAU активно сотрудничает с российскими производителями, например с упомянутыми ЛЭС-ТВ и “Профитт”.
На стенде корпорации ДНК была представлена производственная студия NewTek TriCaster и виртуальная студия на ее основе, которая, как и программно-аппаратный микшер AllMix, способна работать на базе портативного компьютера. AllMix был представлен инженерным центром “Графика”. “Данный микшер – это оптимальное решение по созданию телевизионного контента в режиме реального времени с наложением графики и использованием виртуальных студий для небольших телеканалов”, – считает Городилов Михаил Андреевич, руководитель проекта компании “Графика”.
Отдельное внимание и место в АСБ было уделено радиостудии на базе отечественного студийного оборудования. В рамках радиокомплекса были представлены программно-аппаратные решения для радиовещания собственного производства компании “Тракт”. Системный интегратор и производитель в радиовещании развернул систему визуализации радио, позволяющую формировать видеоряд в дополнение к аудиоконтенту и автоматически переключать камеры в студии.
Особый интерес посетителей вызвали первый российский цифровой микшерный пульт ТР-4 и индикатор громкости ТР-702 – оба продукта являются собственной разработкой компании. “Хотелось бы особо отметить, что в этом году у нас целый ряд различных новинок: это и телефонный гибрид с Bluetooth, который может быть частью пульта или отдельным устройством, и блок автоматической ретрансляции ТР-116, который совмещает функции усилителя-распределителя, коммутатора, звуковой карты и опциональной 6-полосной обработки звука, и многое другое. Также нами разработан Web-интерфейс в рамках системы автоматизации Digispot II, позволяющий удаленно управлять радиоэфиром. Мы считаем, что за Web-технологиями будущее всей индустрии систем управления медиаконтентом и автоматизации радиовещания”, – рассказал Петр Молчанов, руководитель отдела технической поддержки и продаж.
Решения для радио также представила компания “Дигитон Системс” на стенде в переговорной зоне. Представители компании демонстрировали шестиканальный усилитель-распределитель для наушников DHA.600, вещательную станцию DRC.110, рабочее место журналиста DRS.320 и звуковую карту TUSB.110.
Среди производителей были компании, чья деятельность отчасти относится к телевещанию, а отчасти – к смежным отраслям. Например, Stream Labs, разработчик как телевизионных компьютерных систем, так и оборудования для видеонаблюдения, или Movicom с собственными роботизированными комплексами и спецтехникой как для телесъемок, так и для кино.
Одной из примечательных разработок было миниатюрное устройство производства SHBP на базе собственного 265-кодека для передачи контента в прямой эфир. Emerlink Video позволяет транслировать репортаж из любой точки планеты, причем решение существенно дешевле импортного аналога и более компактно. Полностью российская разработка, тем не менее, имеет импортные комплектующие, так как, по словам Антона Бакланова, представителя компании, элементной базы в России, к сожалению, нет.
Среди отечественных решений для освещения телестудий были представлены продукты трех компаний. Бренд светового оборудования ACE от Vidau Systems уже более 10 лет известен на российском рынке и включает в себя студийные светильники, штативы, системы крепления, диммеры и другое оборудование, необходимое для освещения студий и выездных съемок. Среди отечественных разработок, полностью производимых в России, были представлены диммеры, рассчитанные на работу с максимальной нагрузкой 24 часа 7 дней в неделю. Они продлевают срок службы галогенных ламп, что немаловажно с учетом их высокой стоимости.
“Несмотря на неудачи в изготовлении светильников в России, мы пытаемся расширить спектр изделий, производимых у нас. Нам удалось наладить производство кофров для выездных осветительных комплектов, штативов, светильников, аккумуляторных сетов в России, так как для этого есть квалифицированные мастера и кое-какое сырье. Не все. Некоторые комплектующие все равно приходится закупать в Китае, но мы уже сделали шаг к тому, чтобы не быть зависимыми от постоянных скачков доллара, таможен, санкций и других “прелестей”, связанных с чистым импортом”, - рассказал Григорий Чинцов, бренд-менеджер VIDAU Systems.
Из представленных решений Logo-cam в России производится светодиодное (кроме серий ML и LK) и люминесцентное световое оборудование. “Сейчас в ассортименте больше светодиодного света, чем галогенного. Если в прошлом году соотношение по количеству продаж студийного света было 1:2, то в этом году оно уже достигло 1:1. Несмотря на кризис, в ассортименте компании появились новинки, например вся серия Studio Led, которая заменяет галогенные светильники мощностью 1/2/5 кВт, при потреблении электроэнергии в 10 раз меньше. Также мы выпустили LED Light mini – портативный светильник для видеографов и фотографов и заменили в приборах Logocam светодиоды на диоды CREE последнего поколения”, – поделилась Анастасия Химандритова, менеджер отдела продаж “Пролэнд”.
“Светоч-Сэмлайт”, еще один разработчик и производитель профессионального светового оборудования различного назначения, также представлял свои решения. Компания серийно выпускает более 20 видов прожекторов и светильников и свыше 40 видов силовых и коммутационных устройств.
Открытие конференции провел Алексей Земский, инициатор мероприятия и экс-заместитель генерального директора ВГТРК, а теперь новый генеральный директор телеканала НТВ. Среди почетных гостей и спикеров были Александр Жаров, руководитель Роскомнадзора, Антон Златопольский, первый заместитель генерального директора ВГТРК, Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ, и другие.
Основная цель конференции и организованных напротив конференц-зала переговорных столов – это общение между системными интеграторами, производителями и вещателями, пользователями аппаратно-программных решений. Основными посетителями “Шаболовки 2.0” стали специалисты ВГТРК, причем из различных региональных филиалов. Однако выставка не стала внутренним мероприятием государственного вещателя, среди посетителей были и коммерческие московские вещатели, в том числе “Первый канал”, ЕМГ, а также представители различных организаций.
Александр Афанасьев, руководитель производственно-технического департамента ВГТРК, считает, что первый шаг в построении цепочки потребитель – интегратор – производитель получился достаточно успешным. Уже сейчас планируется проведение аналогичного мероприятия в следующем году и, скорее всего, в павильонах большей площади.
“Данная выставка и конференция способствовали более тесным контактам между сотрудниками компаний и уже существующими клиентами. Многие наконец-то познакомились лично”, – поделился впечатлениями Станислав Середницкий, заместитель руководителя отдела технической поддержки компании “Тракт”.
В целом выставка дала понять, что отечественное оборудование и ПО есть, они действительно работают, причем в реальных проектах, правда, пока не выполняют всех задач теле- и радиокомпаний. Производители по-прежнему говорят о необходимости смягчить кредитные условия, и не только в рамках отбора Фонда развития промышленности Минпромторга, критерии которого позволили одобрить лишь 12 проектов из 900, а объем которого в 2015 году составил 20 млрд руб. Однако возможность таких реформ не обсуждалась, в противовес было выдвинуто предположение, что инвестиции могут предложить крупные телехолдинги.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2015
Посещений: 8381
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций