В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
С 12 по 16 сентября выставочный комплекс RAI Amsterdam был похож на муравейник: экспоненты и посетители безостановочно двигались из зала в зал, из корпуса в корпус. Одни стенды собирали толпы людей, праздно интересующихся новыми разработками, другие скромно стояли в сторонке, ожидая только своего целевого посетителя. Но аудиторию нашли практически все участники, так как выставка собирает десятки тысяч специалистов из различных сфер деятельности со всего мира.
В этом году особенно порадовала сама организация мероприятия. Посетители и участники IBC имели возможность воспользоваться удобным приложением для смартфонов и планшетов, разработанным при содействии компании BlackMagic-Design. Приложение позволяло с легкостью ориентироваться в выставочных и конференц-залах, оптимально планировать встречи и иметь всю необходимую информацию о мероприятии под рукой.
Так что же нового показали на выставке IBC-2014?
В прошлом году в сегменте онлайн-телевидения наметился некоторый застой. Среди вещателей и сервис-провайдеров не было полного понимания того, как внедрить их онлайновые телевизионные продукты на всех основных платформах. Из-за этого возникали некоторые сомнения относительно дальнейшего развития “Телевидения 2.0” в целом как востребованной и прогрессивной услуги. Операторам требовалась передышка, чтобы рассмотреть основные ключевые факторы, такие как монетизация, и отойти от устаревших систем. Поставщики же в свою очередь использовали это время для консолидации и укрепления своих позиций.
Вот несколько примеров. Ведущий разработчик телевизионных онлайн-платформ Brightcove закончил интеграцию с UnicornMedia и Zencoder, создав видеоплеер, который загружает контент на 70% быстрее конкурирующих сервисов, включая YouTube. Крупнейшая телекоммуникационная сеть Австралии TelstraCorporation готова приобрести поставщика онлайновых телесервисов Ooyala. Датский провайдер ОТТ-услуг Xstream объявил о том, что мажоритарным акционером компании стал фонд прямых инвестиций Capidea. По мнению генерального директора, новая структура собственности сделает компанию сильнее в будущей конкурентной борьбе за крупных клиентов.
Игроки рынка считают, что консолидация позволит уменьшить количество поставщиков онлайн-услуг, предлагающих только единичные решения. Оставшиеся компании будут по-настоящему универсальны и смогут удовлетворить потребности не только медиаиндустрии, но также промышленности, образования, банковского сектора и т.д.
Среди интересных разработок сегмента онлайн-телевидения – персонализация контента на различных устройствах. Например, специальные PayTV приложения от Rovi и Ericsson позволяют хранить данные о предпочтениях человека в его аккаунте и формировать рекомендации по просмотру видео. Ericsson пошел еще дальше: по планам его облачная платформа MediaFirst будет не только охватывать все CDN, но и сможет распознавать человека (через сигнал от мобильного телефона, например), оказавшегося рядом с телевизором, чтобы сразу загрузить его аккаунт и предложить оптимальный контент.
С постепенным переходом на Телевидение 2.0 начинает появляться проблема удаленного управления. Обычные пульты уже не отвечают ни требованиям пользователя, ни требованиям поставщика. Компания Rovi сделала ставку на голосовое управление, разработав новый голосовой контроллер. А вот Philipsu-Wand посчитал более прогрессивным разработку пульта с применением инфракрасной технологии, которая позволяет пользоваться им как указкой, курсором выбирая на экране телевизора нужные команды.
Количество контента, доступного в системе VoD, неуклонно растет. Вместе с этим растет и количество пользователей. Поставщикам все сложнее и сложнее планировать распространение контента так, чтобы он появлялся в нужное время в нужных географических точках на нужных устройствах. Компания BeBanjo первой представила программное решение подобных задач, хотя до появления реального спроса ей пришлось ждать более пяти лет. Облачный сервис позволяет составлять расписания, планировать отправку и доставку контента по заданным параметрам.
Еще один тренд OTT-сегмента – желание аудитории смотреть видео в прямом эфире. Компания Broadpeak заметила это во время проведения Чемпионата мира по футболу в Бразилии и сразу принялась за разработку технологии nanoCND, позволяющей операторам эффективно транслировать контент в реальном времени миллионам пользователей по всему миру, используя только несколько мегабит в секунду из пропускной способности канала. По словам президента компании, это стало возможным благодаря реализации многоадресной поддержки для ABR-форматов.
Конечно, очередную попытку выйти на массовый рынок сделал 4К. Залы, посвященные телевизионным технологиям, пестрели впечатляющими демонстрационными экранами и экспозициями. Многие считают, что сейчас спрос на 4K-технологию и девайсы является искусственным. Некоторые поставщики предсказывают, что реальная дата массового внедрения 4К совпадет с крупными спортивными мероприятиями в 2016 году: Олимпийские игры, Чемпионат Европы по футболу, Чемпионат мира по хоккею. Другие более пессимистичны, считая, что отрасли потребуется еще много лет, чтобы перестроиться на вещание в ультравысоком качестве.
Но пока практики сомневаются, теоретики смотрят в будущее в специальном зале IBCFutureZone. Японская телерадиокомпания NHK (JapanBroadcastingCorporation) презентовала прототип студийной видеокамеры с разрешением 8K (7680 4320) и частотой кадров 120 к/с. “При таком разрешении зритель легко может увидеть размытие при движении, поэтому повышенная частота кадров очень важна”, – сказал Наричика Хамагучи (Narichika Hamaguchi), главный специалист по планированию и координации научных исследований компании. Прототип камеры имеет три матрицы по 33 Мпкс каждая. В планах также выпустить камкодер с одной матрицей.
Для просмотра такого ультракачественного видео потребуется 8К-дисплей с частотой 120 Гц, который компания также представила на выставке. Кроме того, желательно использование 22.2-канальной аудиосистемы (кстати, это тоже разработка NHK).
А как же передача такого мегавидео? Создатели признают, что это большая проблема, которую они собираются решить запуском собственной спутниковой вещательной системы и использованием HEVC-кодирования. По планам NHK насладиться всеми прелестями 8К пользователи смогут к 2020 году.
Воспринимать IBC как событие, посвященное исключительно видеотехнологиям, стало традиционным явлением. Оно и понятно, ведь объем телевизионного рынка в десятки раз больше радиовещательного, а значит, и количество состоятельных участников, способных оборудовать собственный стенд на международной выставке, значительно выше. Тем не менее, десятки экспозиций IBC-2014 были посвящены радиотехнологиям – программному обеспечению и оборудованию.
За последние годы в радиовещании не случилось никаких громких прорывов. Все по-прежнему медленно, но верно движутся в сторону цифровизации и полному переходу на IP-технологии. С одной стороны, это упрощает систему, повышает ее функциональность и отказоустойчивость. С другой, возрастает роль сервисного обслуживания, так как современный микшерный пульт уже не отремонтировать с помощью одного паяльника.
Центром внимания на стенде одного из самых известных производителей оборудования для радиовещания TelosSystem стал новый модульный сетевой пульт AxiaFusion. По словам вице-президента компании Марти Сакса (Marty Sacks), их инженеры провели большое количество времени на радиостанциях, наблюдая за рабочим процессом, чтобы создать пульт, реально отвечающий требованиям радиовещательной среды.
Одна из особенностей AxiaFusion в том, что конструкция пульта состоит из модулей с разным количеством фейдеров. Так, по желанию заказчика, микшерная консоль может иметь от 8 до 28 фейдеров в единой конфигурации или до 40 фейдеров в сборной конфигурации. Это позволяет удовлетворить потребности радиостанции любого масштаба. Кроме того, в AxiaFusion реализована технология виртуальных фейдеров, благодаря которым можно контролировать дополнительные источники через программное обеспечение.
На стенде другого производителя оборудования AEQ был представлен всем известный микшерный пульт Capitol с обновленным дизайном и опцией IP-audio, позволяющей использовать современную технологию передачи звука AoIP по стандарту Dante. Хотя изначально этот испанский производитель поддерживал создание единого технологического стандарта Ravenna, в основу которого был заложен LiveWire от Axia. Новый пульт Capitol поступит в продажу в скором времени.
Продолжим тему новых консолей. Немецкий производитель Lawo представил виртуальный микшерный пульт Crystal CLEAR, обладающий простым и интуитивно понятным сенсорным интерфейсом. Концепция “радио без пульта” уже несколько лет привлекает внимание производителей оборудования, и с каждым годом разработки в этой области становятся все более зрелыми. Некоторые считают виртуальные консоли очень актуальным направлением в связи с широким распространением устройств с сенсорными экранами. Операторам эфира больше не понадобится переключать свое внимание между физической консолью и эфирным плеером: управление плеером и пультом можно будет выполнять непосредственно с монитора. Виртуальный пульт также позволит выполнять настройку внешнего вида консоли в зависимости от нужд оператора и будет иметь возможность удаленного конфигурирования. К сожалению, прежде чем такой пульт сможет быть реально внедрен на радиостанцию, потребуются значительные доработки. До сих пор не устранены проблемы задержек при смене конфигурации и обработке некоторых команд.
Тот, кто все же боится отказываться от физической консоли, но готов поэкспериментировать, мог познакомиться с мобильным приложением для дистанционного управления микшерным пультом DHD 52 Mixer-RemoteControl на стенде системного интегратора SingleMaltAudio. Программа позволяет управлять консолью через iPad, что, по мнению разработчиков, может быть полезным при отсутствии сотрудника в аппаратной. В любом случае, это приложение может стать первым шагом к переходу на виртуальный микшерный пульт.
Движение наметилось на рынке программного обеспечения для радиостанций. Все больше крупных софтверных компаний меняют курс в сторону телевидения и приостанавливают разработку специализированных приложений для радио. Например, на стенде такого гиганта, как Dalet, про радио говорят с большим скепсисом, переключая свое внимание на телевизионщиков.
С другой стороны, на международный рынок выходит все больше маленьких компаний, предлагающих чаще всего не полную систему автоматизации, а какие-то отдельные приложения. При этом разработчики уверяют, что языковая локализация и интеграция со сторонними программами не проблема. Зато есть другая проблема – демоверсия. Так как большинство систем автоматизации полностью завязаны на использование SQL-базы данных, разработчики не предоставляют демодистрибутивы. Правда, некоторые согласны организовать удаленную демонстрацию.
Единственная российская система автоматизации радиовещания, которая была представлена на выставке, это Digispot. Компания-производитель анонсировала выход следующего поколения программного обеспечения Digispot III, представив публике обновленный плеер, и новую версию 2.16 Digispot II с поддержкой визуального радио, коммутационной матрицы и инфопанели.
Видеоаспект для многих производителей программного обеспечения становится все более привлекательным с финансовой точки зрения из-за востребованности видеоконтента среди медийщиков и обычных потребителей. Согласно отчету Cisco, видеопросмотры в 2013 году составили 66% мирового интернет-трафика, а к 2018 году этот показатель достигнет 79%.
Чтобы привлечь слушателей, многие радиостанции по всему миру стремятся организовать живое видеовещание в дополнение к радиопрограмме через Интернет. При этом они не стремятся получить полноценное телевидение – это совсем другие расходы на оборудование, программное обеспечение и производство контента. Неудивительно, что визуальное радио до сих пор продолжает оставаться одним из основных трендов, хотя впервые на IBC оно было представлено в 2011 году.
Стоимость типового решения по визуализации с профессиональным оборудованием начинается от 10 тыс. евро – такой проект интересен практически всем производителям программного обеспечения. Поэтому как радийщики, так и телевизионщики пошли по пути дополнения своих программных продуктов соответствующим решением (Digispot, Win-Media и др.). Те, кто отказались от самостоятельной разработки подобного приложения (Enco, DavidSystem, Audisi и др.), сделали ставку на интеграцию со сторонними компаниями, имеющими в своей продуктовой линейке готовые решения по визуализации (VidiGo, Orad, Plux-box и др.).
Сразу две компании (Netia и Enco) презентовали свои мобильные приложения аудиомонтажа, предназначенные для выездной работы журналиста. Программы позволяют записывать аудиодорожку, прослушивать и редактировать ее прямо на планшете, а затем отправлять готовый файл в общую базу данных по Интернету. Хотя сейчас нельзя сказать, что приложения обоих производителей работают стабильно, но при соответствующих улучшениях мобильная программа монтажа может стать востребованным инструментом в борьбе за оперативность предоставления новостей и иметь спрос среди крупных радиостанций. В данный момент для пользователей доступны две версии приложения под Android и iOS. Интеграция с другими мобильными платформами не запланирована.
Другое решение проблемы удаленного доступа к производственному процессу – веб-интерфейсы и облачные сервисы. По словам некоторых экспертов, это обеспечивает гибкость, к которой давно стремится весь творческий персонал медийных компаний. Чаще всего в облака заводятся приложения, отвечающие за создание и редактирование контента. Распространение же по-прежнему происходит централизованно с основной рабочей станции. Несмотря на то, что вендоры возлагают большие надежды на решения для удаленного доступа, компания WinMedia уже столкнулась с первой облачной неудачей, попытавшись предложить онлайн базу данных. Сервис не стал пользоваться ожидаемым спросом, скорее всего, из-за высоких требований к безопасности хранения и передачи данных, а также из-за банальной привычки радиостанций иметь контент на своих серверах.
Интеграция с социальными медиа – вот еще одна тенденция развития программного обеспечения для радиостанций, хотя среди производителей нет согласия, какие именно функции должна предложить соответствующая утилита. Одни считают, что достаточно автоматически публиковать в социальной сети текст, введенный диджеем; другие предлагают транслировать расписание и отслеживать статистику пользователей, отреагировавших на то или иное сообщение; третьи пробуют реализовать отправку в социальную сеть любого контента (музыка, текст, видео, картинка) из базы данных. Видимо, из-за некоторого непонимания целей и, главное, потребностей аудитории, которые должна решить интеграция, ни один из производителей до сих пор не предложил ни одного внятного и востребованного решения.
Гораздо интереснее выглядят отдельные приложения, позволяющие радиостанции общаться со своими слушателями на сайте. Сама идея не выглядит оригинальной, однако компания BroadcastElectronics сделала из нее довольно востребованный за рубежом онлайн-сервис под названием Commotion, который позволяет аудитории радиостанции общаться с диджеями и между собой, проводить опросы, голосования и т.д. При этом радиостанция имеет полный доступ к площадке общения своей аудитории. Разработчики сервиса также предлагают своим клиентам создать собственное брендированное мобильное приложение, которое слушатель может бесплатно скачать в AppStore или GooglePlay. Радиостанции остается только заплатить деньги, все остальное сделает Commotion.
Согласно официальной статистике, в этом году количество участников IBC выросло на 4%. Основной прирост приходится на участников из Восточной Европы и Азии. К сожалению, непонятно, к какой географической категории составители статистики относят Россию. Тем не менее, по сравнению с предыдущими годами можно было все чаще и чаще услышать вокруг русскую речь.
У России нет единого выставочного пространства, как, например, у Бельгии, Франции и Бразилии, которые объединили некоторых своих производителей под единым стендом, уменьшив их издержки. Поэтому отечественные компании равномерно распределились по залам выставки в зависимости от своей сферы деятельности.
Российские экспоненты представляли сферу услуг на базе спутниковых ресурсов (“ГПКС”, “Газпром космические системы”), телевизионное оборудование (Triada-TV, “Профитт”, “Мовиком”), программное обеспечение для автоматизации вещания (ARTOS-TV, “Стрим Лабс”, Digispot), услуги системной интеграции (“Тракт”, “Окно-ТВ”) и др.
Наиболее широко были представлены решения для телеиндустрии. SmartLabs демонстрировал интерактивные ТВ-сервисы в IPTV-, OTT-и гибридных DVB-сетях. Компания Netris рассказала о своих достижениях в области OTT/IPTV, видеонаблюдения и видеоконсалтинга. Soft-lab – NSK представил свою виртуальную студию с поддержкой 4K. “МАРТ” (Мощная Аппаратура Радиовещания и Телевидения) презентовала свою продукцию оборудования для передачи теле- и радиосигнала.
Помимо “завсегдатаев” в выставке приняли участие и молодые компании. Так, в тренде востребованных мобильных решений оказался динамично развивающийся интегратор “Системный Дом Деловые Партнеры” с мобильным терминалом для организации прямых трансляций.
В IBC-2014 первый раз в качестве системного интегратора приняла участие компания “Тракт”. Ранее она всегда участвовала в выставке исключительно как разработчик системы автоматизации радиовещания DigispotII, но в этом году решила представить собственные комплексные проекты по созданию и переоснащению радиокомплексов.
Ежегодно организаторы IBC вручают серию наград IBCAward тем компаниям, которые внесли наибольший вклад в развитие вещательной индустрии. И этот год не стал исключением.
Премии IBC-2014 Award были вручены в номинациях “Международное признание за мастерство” (победитель – FIFA TV); “Инновации в создании контента” (победитель – SkySports); “Инновации в управлении контентом” (победитель – SkyNewsArabia); “Инновации в передаче контента” (победитель – TurnerSports); “Лучшее исследование в рамках конференции” (победитель – Italy's RAI).
Кроме того, были номинации, победители в которых выбирались прямо во время проведения выставки, – IBC-DesignAward. Независимая судейская комиссия обошла все стенды в 14 залах, чтобы выбрать самых интересных и стильных экспонентов. Победителями в трех номинациях IBC DesignAward стали компании Sony, Tech4home и Veset. Второе место в номинации “Лучший маленький стенд со свободным дизайном” занял совместный стенд компании “Тракт” и ее немецкого партнера SingleMaltAudio.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2014
Посещений: 14021
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций