В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
— В 1992 году вы одним из первых разглядели перспективы телекоммуникационного рынка. Из чего исходили?
- Я по образованию радиоинженер, это моя профессиональная деятельность. В 1992 году, когда я работал на Московской товарной бирже, проблема связи для биржевого движения и брокеров была номер один. Невозможно делать бизнес без качественных каналов связи. Пришлось вспомнить базовое образование, посмотреть возможности применения тех или иных технологий и выбрать модель, которая в конце концов полностью себя оправдала. Из Московской товарной биржи вышло два крупнейших проекта в области телекоммуникаций - “Вымпелком" и “АКАДО”.
— Как возникла идея создания АКТР?
- Ассоциация изначально была задумана как общественная площадка для людей, имеющих разные мнения. Я считаю, нам удалось сделать ее достаточно авторитетной организацией, к мнению которой прислушиваются. Если изначально АКТР возникла как объединение профессионалов кабельного телевидения, то сейчас это профессиональное объединение и операторов, и производителей контента, и подрядчиков, то есть не только кабельных операторов, а всего, что связано с мультимедийным бизнесом и широкополосными сетями. В настоящий момент АКТР преследует цели более широкие, чем это было вначале.
— Какие проблемы и вопросы были самыми актуальными в начале деятельности АКТР, а какие актуальны сейчас?
- Основным вопросом как было тогда, так и осталось сегодня - это взаимодействие государства с телевизионными структурами. Только если вначале этим занимались исключительно с точки зрения кабельного телевидения, то теперь - с позиции цифрови-зации всей страны. Задачи тем самым усложнились и расширились, но в общем нам понятно, как их решать, и определенных успехов за эти годы мы уже добились.
— В конце 2009 года вы готовили поправки в закон “О СМИ" и “О связи"? Были ли они учтены?
- Да, эти поправки были поддержаны Министерством связи и массовых коммуникаций. В настоящий момент они находятся в очередном режиме согласования с различными министерствами и ведомствами. У нас, к сожалению, изменение законодательства не носит быстрый характер и, к сожалению, зачастую в рамках согласования здравый смысл тонет. Положительным является то, что во властных структурах растет понимание, что законодательству требуется комплексное изменение не только в области связи, но и в СМИ. Наша позиция в том, что это нужно делать вместе, при этом очень быстро. Очевидно, что законодательство должно опережать формирование рынка, а не следовать в хвосте.
— И насколько еще может затянуться согласование?
- Я думаю, к 2015 году все закончится.
— На какой стадии сейчас находятся переговоры АКТР и РАО?
- На стадии очередной электорации ответа РАО на очередные наши предложения.
— Прогресс в переговорах есть?
- Вы знаете, мы готовы решать этот вопрос, но, к сожалению, внутри РАО нет определенной позиции, так как внутри данной организации произошли кадровые изменения, а это сводит на нет все предыдущие переговоры, поэтому приходится ждать. Наша позиция по этому вопросу довольно понятна и стабильна, у нас нет кадровых изменений.
— В связи с последними публикациями в деловых изданиях невозможно не задать вопрос о судьбе компании "АКАДО”...
- У компании “АКАДО” блестящая судьба, но если вы имеете в виду, что ее кто-то купил...
— Да, именно это.
- В бизнесе это нормально. Всегда есть те кто хочет купить и те кто желает продать. Задачей акционеров является постоянная оценка компании. Поскольку последние три года ходят слухи о нашей покупке и цена с каждым годом возрастает, нас это не может не радовать.
— То есть в ближайшее время продажа компании не предвидится?
- У меня информации о продаже миноритарного пакета компании нет. Тем более если учесть, что в последних публикациях в качестве покупателя был назван “Связьинвест", который находится на стадии долгой реструктуризации.
— Тем не менее тенденция слияния кабельных операторов и операторов связи существует, особенно если вспомнить покупку “Мультирегио-на" компанией МТС...
- Как на любом развивающемся рынке, тенденция слияния существует, это совершенно нормальное явление.
— Как, учитывая последние события, рынок будет развиватьсяв дальнейшем?
- Рынок будет консолидироваться. Будут интегрироваться услуги, будут интегрироваться операторы, поставляющие эти услуги. Ведь фактически изменение технологий, которое мы наблюдаем сейчас, связано с тем, что к абоненту приходит единый цифровой поток, причем не важно откуда. Он приходит через кабель, через эфир, через спутниковых, мобильных операторов, set-to-box цифрового телевидения, через Интернет - не важно, пути могут быть разными. На сегодняшний день в центре внимания то, как формируется контент, какие его части с теми или иными услугами покупает абонент, - вот какой рынок мы имеем сейчас. Исходя из этого будут интегрироваться операторы, для того чтобы предоставлять вместе конечную услугу.
— Какое количество игроков останется на рынке?
- Я думаю, что будет 3-5 серьезных игроков.
— Но если отрасль в итоге поделится, то какую роль будет играть АКТР?
- АКТР играет роль, связанную с отражением общих тенденций и общих проблем всех участников рынка, не только операторов связи рынка, но и владельцев прав, подрядчиков, абонентов. Любая общественная организация имеет право на жизнь. Пока существует рынок, кто-то должен отстаивать общие интересы, есть конкуренция, а есть общие интересы, и они обычно сводятся к тому, чтобы были четкие правила игры, единая система координат, в рамках которой может конкурировать услуга.
— Вы также являетесь президентом НАДИКС (Национальная Ассоциация домовых информационно-коммуникационных сетей). Какую функцию несет на себе эта организация?
- Там произошла та же самая картина, как и с АКТР, мы тоже способствовали развитию этого рынка, просто домовые сети перешли из разряда маленьких частных структур, оказывающих только интернет-услугу, к мультисервисным сетям, которые оказывают услугу и доступа в Интернет, и цифрового телевидения, и IP-
телефонии, поэтому это та же самая тенденция интеграции услуг.
— Чем отличается деятельность АКТР от НАДИКС?
- Пока это еще разные сегменты рынка, разные технологии, разные требования, поэтому и там и там есть свои групповые интересы, но, конечно, на каком-то этапе они сольются.
— Вы только что вернулись с выставки IBC. Ваши впечатления о выставке, что было хитом в этом году?
- Виден бурный рост интерактивных услуг, всего, что связано с поиском этих услуг, упрощение работы с абонентами, ну и, конечно, формат 3D, который шагает стремительно. Я убежден, что, как многие анонсируют, через два года будет безочковая технология, и в моем понимании это будет такой же революционный процесс перехода, каким был переход от черно-белого вещания к цветному. То есть переход к технологии 3D, появление продуктов, каналов 3D становится уже массовым явлением, я думаю, через два года будет уже прорыв в этом направлении.
— И как это повлияет на бизнес кабельных операторов?
- Только в сторону улучшения. Чем больше продуктов, тяжелых и разных, тем выгоднее операторам кабельного телевидения. Потому что в этом смысле они гораздо конкурентоспособнее, чем эфирные операторы, так как эфир конечен, у него есть ограничения по пропускной способности, по качеству сигнала, а у кабельных операторов нет таких проблем, поэтому все, что связано с тяжелым сигналом, это в первую очередь в интересах кабельщиков.
— А какова в таком случае судьба эфирных каналов?
- Эфирные каналы сейчас делятся на тех, которые попали в первый мультиплекс, и остальных, потому что не очень понятно, что такое второй и третий мультиплексы. Но мы с радостью всех ждем в кабеле. Ведь большинство эфирных каналов, по сути, являются кабельными, потому что основная масса абонентов принимает их через кабель. В городах с населением 200 тыс. плюс порядка 90% абонентов получают эфирные телеканалы через кабель. А города с меньшим населением, где еще есть эфир, их не интересуют, так как Гэллап их не измеряет. В Москве эфирное телевидение, на мой взгляд, вообще не нужно, потому что никто им не пользуется и вряд ли будет пользоваться в условии такой конкуренции на рынке операторов. Я обычно каждый год, когда проходят “круглые столы", спрашиваю: “Ну что, сколько людей в зале осталось, которые принимают эфирный сигнал?” В прошлый раз осталось, наверное, человек пять.
— Произойдет ли в результате перераспределение рейтинга?
- Вы знаете, все развивается по пути специализации продукта, поэтому все новые каналы специализируются на определенной тематике. А основные федеральные каналы до сих пор построены по принципу все в одном: спорт, кино, новости, то есть некая мешанина. Но они отдают себе в этом отчет, поэтому то, что делает Константин Эрнст в “Цифровом телесемействе", это и есть подготовка к тому, что покупать каналы будут именно семействами, ведь сейчас информации столько, что в рамках одного канала ее просто не уместить. Поэтому, по мере того как развивается рынок платного телевидения, по мере внедрения новой экономической модели и понимания того, как правильно должен быть устроен рынок, ситуация будет меняться. Конечно, “Первый канал", ВГТРК, НТВ являются некими брендами, но все двигаются в сторону деления на большое количество цифровых каналов.
— Какое из ваших достиженийв отрасли вы считаете наиболее значимым? АКТР или "АКАДО”?
- Ну, это разные вещи. АКТР -это общественная организация, я считаю заслугой, что она столько лет существует и является авторитетной, нам удалось избежать скандалов и проблем, получилась очень конструктивная организация. А с точки зрения собственного бизнеса “АКАДО” для меня это не безразличный проект, я здесь уже много лет, он хорошо развивается и будет развиваться дальше.
Беседу вела Анна Заварзина
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2010
Посещений: 10267
Статьи по теме
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций