В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей Дорофеев
Портал "КудаДеньги.ру"
Второй инструмент привлечения средств - это регистрация публичной компании. В данном случае компания получает возможность провести размещение части своих акций (как правило, не более 20-25%) в свободном обращении (так называемом free-float) на фондовом рынке. Другими словами, это вывод акций компании на биржу.
В этом случае компания понесет затраты на приведение бизнеса (стартапа) в соответствие с обязательными требованиями (отчетность по стандартам МСФО, реструктуризация корпоративной структуры компании, привлечение инвестиционного банка и т.п.), оплату услуг консультантов, оплату проведения листинга, оплату работы маркет-мейкеров и, разумеется, временные затраты (обычно процесс подготовки компании к IPO занимает не менее года).
И в случае с формированием паевого фонда, и в случае с IPO компании фактически формируют новый продукт для продажи на рынке - паи или акции, который необходимо должным образом осветить для потенциального покупателя путем проведения PR-кампании. Однако все понесенные затраты в случае успеха с лихвой окупаются достигнутым результатом. При этом максимально возможные финансовые потери ограничиваются бюджетом, необходимым для создания фонда или выхода на биржу - собственнику не надо закладывать в залог другие свои активы и бизнесы, которые при любом исходе останутся при нем.
К основным рискам такого привлечения капитала относятся:
1) недостаточность привлеченного капитала. В этом случае максимальные потери составляют размер затрат на организацию процесса формирования фонда или выхода на биржу;
2) неблагоприятная рыночная ситуация. Так как большую часть времени поведение биржевых активов подчиняется общей конъюнктуре финансовых рынков, то в периоды резкого падения всех рынков акции отдельно взятых компаний также рискуют неоправданно упасть в цене. Со временем колебания цен сглаживаются и акции приходят к уровню справедливой рыночной стоимости, но неудачный выбор времени размещения может резко отдалить наступление этого момента. Так, из примера, показанного на рис. 1, видно, что размещение акций в период интервала I (когда разразился мировой финансовый кризис и все без исключения биржевые активы падали в цене) несет в себе значительные риски падения стоимости акций (и соответственно уменьшение стоимости компании), а выход на рынок в начале интервала II, напротив, представляет интерес с точки зрения быстрого (с некоторой спекулятивной составляющей, разумеется) роста рыночной капитализации компании. Бесспорно, закрытые паевые фонды защищены от этого риска, так как пайщики не могут вывести оттуда деньги или продать свой пай по любой, даже несправедливо низкой цене в неподходящий для инициатора стартапа момент.
Дополнительным аргументом в пользу использования такого инструментария является специфика медиабизнеса. Многочисленная практика показывает, что банки и крупные инвестиционные компании зачастую крайне неохотно идут на кредитование и инвестирование в проекты такого рода в силу следующих причин:
1) отсутствие у финансирующей стороны экспертов, способных со стороны реалистично оценить перспективы таких проектов;
2) специфическая структура собственности - большую долю в структуре активов у медиакомпаний составляют нематериальные активы: объекты авторского права, опыт и квалификация персонала, аудитория телеканала, посещаемость веб-ресурса и т.п. - не каждый банкир сразу сможет понять, что делать со всем этим добром в ситуации “когда и если" инициатор проекта не может отвечать по своим обязательствам.
При этом в случае выхода компании на открытый рынок зачастую инвесторы “объявляются” сами - это происходит, когда они видят, что стоимость акций компании растет как на дрожжах, что является для них лучшим индикатором перспективности, заменяет самое блестящее экспертное мнение и дает четкое понимание, что “пристроить это добро" по ценам, скорее всего превышающим стоимость входа, получится вне зависимости от того, как будут обстоять дела с другими бизнесами и заложенными под обеспечение кредита капстроениями инициатора проекта.
Текущая ситуация, когда финансовые рынки еще не вернулись в русло устойчиво растущего тренда, представляется удачной для начала подготовки к формированию фонда или проведения IPO. К моменту, когда мировая экономика вернется на рельсы устойчивого роста (а хочется верить, что рано или поздно такой момент наступит), инициаторы проектов уже проведут подготовительную работу и будут, что называется, во всеоружии. Это, наверное, подтверждает и грядущее IPO “Профмедиа" - ведь, говоря языком профессиональных трейдеров, момент для “входа в рынок" весьма удачный.
Применению этих технологий на отечественном рынке в настоящий момент мешает ряд факторов, таких как отсутствие широкой практики проведения IPO в медиасфере, незнание/непонимание собственниками и топ-менеджментом сути процедуры выхода на открытый рынок, страх перед неудачей при оглядке на зарубежный опыт. Этот страх не в последнюю очередь основан на памятном кризисе доткомов, разразившемся в марте 2000 года, когда произошел обвал индекса высокотехнологичных компаний Nasdaq. Однако и здесь надо четко проводить дефиниции - кризис доткомов возник по причине чрезмерного раздутия “пузыря" на рынке Интернет-компаний , и повторение его именно в этом формате маловероятно.
Кроме того, ситуация на отечественном рынке тогда и теперь отличается от упомянутой. Вспоминается пример, когда автор статьи общался с собственником достаточно крупного коммерческого Интернет-проекта, интересовавшимся возможностью проведения IPO своей компании на фондовом рынке. В приватном разговоре, в частности, собственник изложил свое видение перспектив на основе имеющегося у него опыта, которое заключалось фактически в следующем:
1. Когда твоей проект начинает оживать, вокруг него, как пчелы вокруг цветка, начинают осторожно кружить инвестиционные компании. Каждая оценивает цветок и, видя активность других, спешит вонзить в него свой хоботок первой. Так и вывод проекта на публичный рынок создает ему дополнительную репутацию и является мощным привлекающим институциональных и частных инвесторов фактором.
2. В настоящее время ситуация на инвестиционном рынке такова, что те, кто не боится осуществлять венчурные инвестиции, проявляют сейчас высокую активность. При этом собственник четко понимает, что, даже если капитализация его интернет-компании будет чрезмерно и спекулятивно раздута, ее успеют еще трижды перепродать, прежде чем вообще возникнет вероятность падения ее справедливой стоимости. Причем, как было уже замечено выше, повторение кризиса доткомов в его оригинальном сценарии сейчас практически невозможно.
Что уж говорить о теле- и радиокомпаниях, которые, с точки зрения обывателя (да и, что греха таить, многих профессиональных инвесторов), являются более серьезными бизнесами, чем “какой-то сайт в Интернете" (к сожалению, уровень понимания перспектив этой ниши пока недостаточно высок), поэтому представляется, что инвесторы могут проявить к ним значительный интерес.
В любом случае как традиционные, так и малоосвоенные нашим рынком инструменты имеют свои плюсы и минусы (рис. 2), и подходить к принятию решения необходимо, тщательно взвесив все “за" и “против". А вывод из всей этой истории может быть только один. В ситуации, когда старые и привычные инструменты привлечения инвестиций не работают, имеет смысл заняться изучением других способов найти деньги для строительства бизнеса. И пусть многие инструменты сейчас кажутся экзотичными для отечественного рынка, но именно здесь может крыться залог будущего успеха и возможность обойти конкурентов за счет современного подхода к ведению бизнеса и использования расширенного круга возможностей, предоставляемого современным финансовым рынком.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2010
Посещений: 11346
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций