Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В "глубинке" все спокойно!

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

В "глубинке" все спокойно!


Владимир Маковеев
Вице-президент АКТР

С берега нам кажется, что все море волнуется,
но рыбы в глубине шторма не чувствуют

(из "Детской энциклопедии" )

Компания "Гротек" и журнал "Broadcasting" провели маркетинговое исследование "Современный рынок мультисервисных сетей в России" . Данный проект был подготовлен совместно с представителями ведущих компаний и независимыми экспертами отрасли телевидения и радиовещания. Исследование проводилось в рамках конференции "Платные услуги в мультисервисных сетях", которая прошла в сентябре 2006 г., а также на сайте журнала "Broadcasting" (www.broadcasting.ru). Выборочно на страницах журнала публикуются результаты исследования, а также комментарии специалистов. Более подробно с материалами исследования можно ознакомиться на сайте www.broadcasting.ru

Считаю результаты исследования рынка мультисервисных сетей, проведенного компанией "Гротек", очень интересными. Более того, думаю, что для многих наших читателей они будут неожиданными именно потому, что не принесли той самой неожиданности, несмотря на очевидность очень серьезных перемен в инвестиционном климате кабельной подотрасли за последние два-три года и всю сегодняшнюю шумиху в разноцветной прессе о спорах "олигархов".

Можно, конечно, спорить о степени репрезентативности данного исследования, проведенного на сайте журнала "Broadcasting" (www.broadcasting.ru) и в рамках конференции "Платные услуги в мультисервисных сетях". Однако я уверен, что это исследование по своей фактуре лучше многих других. Другое дело, что такие документы нужно уметь читать. Они правильно "звучат" только в историческом контексте, с учетом мирового опыта и в сочетании с другими аналитическими документами. И здесь мне приходит на ум аналогия с былыми передовицами главной советской газеты "Правда", которые для непосвященных казались набором общих фраз, а знакомые мне хитрецы могли точно предсказать содержание синих (Секретариат ЦК КПСС) и красных (Политбюро ЦК КПСС) пакетов, которые фельдъегери уже развозят по министерствам и ведомствам.

В этом свете, как мне кажется, самым важным результатом исследования являются новые данные о темпах прироста абонентской базы сетей (в среднем на 10% в год), что совпадает с теми оценками, которыми располагает Ассоциация кабельного телевидения России. Ведь сегодня уже никто не спорит, что в медиабизнесе резко изменились критерии успешной деятельности компаний: во главу угла ставятся прежде всего не прибыль и даже не рост продаж, а успехи в привлечении потребителей услуг, то есть развитие клиентской базы!

Однако 10% — это настолько большой рост, что в стране с нормальной рыночной экономикой заговорили бы о не совсем здоровом развитии рынка. В России же ситуация и вовсе необычна: реальный охват кабельным телевидением населения страны, кажется, достиг насыщения — более 70% (городского — более 90%), однако почти половину этой цифры составляют слегка модернизированные (на 20-30 телеканалов) бывшие системы коллективного приема телевидения (СКПТ), для "упрощения жизни" не поменявшие свой формальный статус. Поэтому указанные в исследовании цифры прироста на самом деле означают темпы реконструкции старых коаксиальных сетей с применением современных гибридных технологий и систем разделенного доступа.

Это полностью подтверждается взглядами участников опроса на перспективность тех или иных информационных технологий, а также данными о пакетах транслируемых телеканалов и наличии дополнительных сервисов. Весьма симптоматичным мне кажется тот факт, что в этом добровольном исследовании приняли участие в основном крупные (по российским меркам) кабельные компании, способные осуществить такую реконструкцию, стремящиеся к прозрачному бизнесу и пытающиеся понять его законы.

Сколько сейчас в России кабельных компаний — точно не знает никто, даже наша Ассоциация. Два года назад, основываясь на своих данных, мы предложили Минсвязи России согласиться на вполне правдоподобную общую оценку рынка, равную 7000 кабельных операторов (при менее чем 1500 выданных операторских кабельных лицензий), и Л.Д. Рейман довольно скоро озвучил данную цифру в одном из своих выступлений. Теперь она наверняка увеличилась, несмотря на все слияния и поглощения.

Технологическое развитие обусловило возможность прихода на рынок услуг телевидения игроков смежных рынков: операторов телефонной связи и Интернет-провайдеров. Это, в свою очередь, заставляет кабельных операторов развиваться более агрессивно. К тому же развитие IP-технологий обусловило техническую возможность превращения сетей кабельного ТВ в настоящие мультисервисные сети.

Я уже много лет в разных "ипостасях" занимаюсь вопросами развития телевидения в нашей стране и хорошо усвоил, что Россия, к сожалению, находится на окраине мирового информационного сообщества. Наш рынок информационных услуг — менее 2% от мирового, а происходящие на нем процессы в среднем на 10-15 лет как по форме, так и по содержанию отстают от США. Причем эта непреднамеренная преемственность имела место и в советские времена, но, естественно, со значительно большими "завихрениями". В свете проведенного исследования интересно отметить, что в американской прессе теперь часто встречаются сетования о том, что в США уже выросло целое поколение, которое понятия не имеет о возможности бесплатного приема программ телевидения из эфира.

Российский телекоммуникационный рынок, развивающийся в несколько раз быстрее экономики страны в целом, всегда привлекал инвесторов. Причем следует отметить, что наибольший интерес проявляют именно российские инвесторы, в том числе и те, для кого телекоммуникационный бизнес не является профильным. В нашем кабельном телевидении уже начала вырисовываться давно и хорошо отработанная транснациональными компаниями структура, поскольку платное телевидение в России стало выгодным объектом для инвестиций. Доход на душу населения растет у нас быстрее, чем в любой развивающейся стране: население сокращается ежегодно на 1%, а доход растет на 15% в год. Это очень много! Так же быстро растет платежеспособный спрос на услуги. По официальной статистике, почти 2/5 населения России по уровню своих расходов уже приблизилась к европейскому, и в структуре этих расходов уверенно повышается доля информационно-развлекательных услуг.

Телерадиовещание всегда было и остается процессом всемирным, следовательно, в соответствии с мировой тенденцией, в нашей стране на внутреннем кабельном рынке должны будут появиться очень крупные игроки. Поэтому наиболее важной тенденцией развития рынка следует считать процессы консолидации внутри кабельного сообщества: малые компании ищут пути снижения издержек, льготный доступ к привлекательному контенту, юридическую помощь и защиту. В ближайшие два-три года в России неизбежно появление кабельных операторов национального масштаба, поскольку уже возникли телекоммуникационные системы, способные интегрировать действующие местные кабельные сети в региональные и национальные. Такие процессы происходят и в богатых США, и в небогатой Польше: около 10 крупных операторов национального масштаба владеют 90% абонентской емкости систем многоканального вещания и муль-тисервисных сетей. Наш журнал не раз писал об этом.

История повторяется: нечто очень похожее происходило в России лет десять назад в эфирном телерадиовещании. Сегодня в стране, я полагаю, уже почти не осталось независимых эфирных телерадиокомпаний-одиночек. Пришла пора кабельных компаний.

Очень показательны мнения участников опроса по болезненным проблемам перехода на цифровые технологии. Организаторы исследования, по-видимому, не решились задать прямой вопрос о сегодняшней доле цифрового вещания, но косвенные оценки по характеру предоставляемых услуг подтверждают, что в России, как и в ведущих странах мира, в кабельном телерадиовещании нет тенденции к немедленному и поголовному переходу на цифру — все решают конкретные условия.

Однако темпы цифровизации достаточно высоки: российское кабельное сообщество в последние годы перешло от экстенсивной экономики к интенсивной, остро конкурентной. Цифровые технологии позволяют расширить спектр услуг, применить более эффективные системы условного доступа, биллинга и т.д. Поэтому в кабельных сетях такой переход происходит естественным путем, без шума и истерик; новые сети строятся только цифровые, модернизация также возможна только цифровая, новое оборудование на рынке -уже все цифровое. Я с интересом читаю об этом в журнале "Broadcasting".

Тем не менее большая часть участников опроса, похоже, пока еще живет устаревшими представлениями о расстановке приоритетов в проблемах перехода на вещание в цифре: финансовые, правовые, технологические. Действительно важными проблемами, уже ощущаемыми крупными компаниями в России и тормозящими развитие цифрового телевидения в глобальном масштабе, являются: охрана интеллектуальной собственности и обеспечение контентом. Данные проблемы пока еще не оценены должным образом участниками исследования. И это весьма тревожный симптом, говорящий об общей незрелости российского кабельного рынка. Не будем, однако, здесь слишком строги: основную массу опрошенных в данном исследовании составляют технические специалисты, которые видят стоящие перед компанией проблемы, образно говоря, "из-под палубы". Но я лично вижу в этом серьезную недоработку АКТР и нашей профессиональной прессы.

Особенно важна теперь сфера интеллектуальной собственности. Явное несовершенство российских законов должна устранить ч. 4 Гражданского кодекса РФ, которая в настоящее время торопливо создается в связи со вступлением России в ВТО под напором США. Достаточно ясно, что самые важные, сложные и дорогостоящие проблемы ближайшего будущего, скорее всего, связаны со взаимодействием кабельных компаний с многочисленными теперь российскими и зарубежными обществами по коллективному управлению авторскими и смежными правами, которым с недавних пор "мешают спать" пришедшие в нашу подотрасль инвестиции. Следует учесть, что эти наши "партнеры", в особенности зарубежные, охотно пользуются правовым невежеством новых, малых и дальних компаний. И никакая кабельная компания в одиночку с таким нашествием не справится. Нужно поднимать общественность.

В результатах исследования по-прежнему большое значение придается правовым и лицензионным вопросам: вся наша законодательная и нормативная база в телерадиовещании создавалась 10-15 лет назад и соответствует тогдашним проблемам эфирного телерадиовещания. Она неприменима к современным аналоговым многоканальным вещательным системам, а уж к цифровым мультисервисным сетям — подавно.

Нужно признать, что по правовым проблемам в последние год-два был де-факто достигнут некоторый прогресс. Операторские и вещательные кабельные лицензии снова выдаются, и, казалось бы, можно работать спокойно, но де-юре решения пока нет: оба курирующих отрасль министерства лишь закрыли глаза на правовые несуразности, поскольку для пересмотра законодательных и нормативных документов потребовалась бы нереальная в данный момент согласованность их действий.

Однако на этапе консолидации рынка такие паллиативные решения уже недостаточны: сделка о купле-продаже кабельной компании всегда может быть объявлена незаконной любым прокурором. Такая ситуация не позволяет в полной мере пользоваться рыночными методами оценки стоимости компании. Нужно более настойчиво добиваться полной прозрачности процедуры лицензирования для повышения защищенности кабельного бизнеса.

В заключение должен сказать, что меня весьма порадовали высокие оценки, полученные журналом"Broadcasting", что еще раз подтверждает его лидерство среди родственных изданий.

Считаю себя обязанным от имени АКТР поблагодарить издательство "Гротек" за ценную инициативу и большую работу, которая позволяет по-новому "высветить" проблемы и перспективы нашей наиболее динамично развивающейся сферы российского информационно-телекоммуникационного бизнеса.

Будем оптимистами — впереди у нас много интересного!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2006
Посещений: 10223

Статьи по теме

  Автор

Владимир Маковеев

Владимир Маковеев

Заместитель председателя редакционного совета

Всего статей:  69

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций