Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Управление медиакомпанией: как обыграть кризис. Часть 2

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Управление медиакомпанией: как обыграть кризис

Часть 2

Как ни странно это может прозвучать, определенный интерес сейчас представляет запуск новых бизнесов. Если компания теоретически имеет таковую возможность, то рынок дает определенные преференции в следующем ключе: медиабизнес характеризуется достаточно высоким уровнем технологической насыщенности, при этом используемые технологии имеют тенденцию достаточно часто (с периодичностью в 3~5 лет) обновляться.


Андрей Дорофеев

Ведущий консультант Media Consulting Group

Те компании, которые давно занимают свою рыночную нишу, подчас не имеют возможности с той же периодичностью перестраиваться на новые технологии в силу сложившихся инфраструктурных, управленческих и прочих нюансов -ведь, как известно, зачастую проще и дешевле сделать все "с нуля", чем перестроить и модернизировать уже имеющееся хозяйство. В этой ситуации компании-новички получают возможность выйти на рынок технологически оснащенными современнейшим образом, что само по себе зачастую является конкурентным преимуществом, так как позволяет реализовать больше качественных и нужных потребителю сервисов, при этом дополнительным бонусом будет выступать репутационная "чистота" компаний, в противовес старым игрокам, не успевшим должным образом подготовиться к финансовому кризису и, возможно, допустившим некоторые промахи в обслуживании потребителей в этой связи. Разумеется, основным риском здесь будет являться отсутствие опыта на новом рынке и в новом бизнесе, лучшей защитой от которого может быть найм в штат соответствующего специалиста или использование помощи консалтинговой компании.

Если же компания обладает финансовыми резервами, то самое время "прибирать к рукам" подешевевшие активы. Главное, на что стоит обратить внимание, - как не переплатить или не получить меньше в рамках проводимых сделок, а основной помехой в приобретении активов, конечно же, является отсутствие опыта в М&А. Вполне логично, что помощь компании, имеющей опыт в подготовке и проведении таких сделок, будет нелишней.

Ну и, конечно же, самое бюджетное, практичное и необходимое из действий, которые сейчас нужно предпринимать, -это проведение реорганизации и систематизации приобретенных ранее активов. При кажущейся очевидности этого утверждения многие пренебрегают первоочередной необходимостью наведения порядка в своем собственном хозяйстве, а ведь это - самый простой и малозатратный способ повысить эффективность компании. В силу определенных причин, связанных со спецификой внутренней среды компании, кадровых взаимоотношений и ряда других факторов, зачастую проще и результативнее под эту задачу нанять в штат нового человека либо же обратиться за помощью в консалтинговую компанию соответствующей специализации.

Возвращаясь к важности вопроса правильного стратегического позиционирования компании, можно сделать следующий итоговый вывод: эффективно функционирующая система стратегического управления позволяет компании реагировать на "кризисы" не в авральном порядке, а с помощью процедур принятия решений, отработанных на более мелких "изменениях внешней среды".

Примеры из реальной практики медиа-компаний

Рассмотрим несколько примеров, взятых из реальной практики отечественных медиакомпаний.

Пример 1

Не принимающие непосредственного участия в операционном управлении собственники крупной компании, оказывающей услуги на медиарынке, не могут прийти к единому пониманию вопроса выбора путей развития компании, в результате чего компания стаг-нирует и не имеет возможности развиваться. После обращения за помощью к внешним консультантам совместными усилиями собственники приходят к единой позиции и транслируют это понимание топ-менеджменту компании. Выработка согласованной позиции собственников дает возможность определить однозначный путь дальнейшего развития компании, в результате исключается риск неэффективного использования ресурсов, возникающий в условиях стратегической неопределенности, а также серьезно уменьшается риск возникновения конфликтов руководства с собственниками (рис. 1).

Пример 2

Крупный издательский дом выпускает несколько изданий, часть из которых имеют сходный профиль ("ТЗ: Техника III тысячелетия" и "Sync: Технологии будущего", а также Mountain bike и Mountain bike action). По каждой из этих пар изданий в силу крайней схожести тематики наблюдается перекрытие аудиторий, что влечет за собой, с одной стороны, дублирование издержек на развитие каждого из них и размывание рекламодателей, не способных сконцентрироваться на четком сегменте целевой аудитории по одному или другому изданию, с другой. В результате принимается решение объединить эти группы в единые издания, и тогда вместо двух пар тематически пересекающихся журналов издательский дом начинает выпускать только два консолидированных издания: "ТЗ" и Mountain bike. Результатом этого логичного действия становится рост концентрации аудитории по каждому из единых изданий, что увеличивает прозрачность и эффективность работы через них рекламодателей. В целом этот пример иллюстрирует утверждение, что правильные действия по упорядочиванию и структуризации имеющихся у компании активов в условиях кризиса помогают выстроить более целенаправленную работу с клиентами и потребителями, а также сократить издержки ведения бизнеса (рис. 2).

Пример 3

Крупная компания-вещатель работает на территории всех регионов РФ. При этом в ряде регионов компания вещает через собственные телестанции, в других регионах - через локальных сетевых партнеров. В одном из ключевых для компании регионов она приобретает телестанцию сетевого партнера, что выводит компанию в регион напрямую. Как мы видим, несмотря на кризис, компания пошла на приобретение стратегически важного актива, дающего прямой выход в важнейший регион (кризис, вероятно, даже улучшил условия сделки для компании). Этот стратегический шаг дал компании гарантию стабильности присутствия в регионе и снял необходимость делиться с партнером доходами от региональной рекламы (рис. 3).

Приведенные примеры демонстрируют наглядные и вполне осязаемые преимущества от применения в бизнесе стратегического подхода, основные постулаты которого можно сформулировать следующим образом:

  • не следует принимать стратегических решений из сиюминутных соображений:
  • следует тщательно анализировать существующую стратегию развития бизнеса с целью понять, как сохранить или улучшить позиции компании на своем рынке в новых условиях, а также найти решение, как использовать текущее состояние отрасли для открытия новых стратегических ниш.


Продолжение следует.

(В следующем номере мы более подробно рассмотрим элементы "Система управления" и "Оптимизация издержек".)

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2009
Посещений: 11425

  Автор

Андрей Дорофеев

Андрей Дорофеев

Ведущий консультант MEDIA CONSULTING GROUP

Всего статей:  17

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций