Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телевидение будущего

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телевидение будущего

Я никогда не думаю о будущем. Оно наступает достаточно быстро.
Альберт Эйнштейн
Понимание того, что научно-технический прогресс неразрывно связан с телевидением, у нас заложено на уровне обывателя. Ведь каждый помнит афоризм персонажа фильма “Москва слезам не верит”, утверждающего, что в недалеком будущем на смену многим формам искусства и средств массовой информации (кино, театр и т.п.) придет “одно сплошное телевидение”, тем более что, по словам другой героини, “через двадцать лет вообще все изменится”

Андрей Дорофеев
Ведущий консультант
Media Consulting Group
Руководитель проекта
“КудаДеньги.ру”

Телевидение сегодня и завтра

В прогнозах подобного рода всегда заложена толика лукавства, доля оптимистичного максимализма, капелька веры в чудеса и неизменная надежда, что завтра будет лучше, чем вчера. Признаться, и автор этих строк в своем детстве, к примеру, мечтал о наступлении XXI века, образ которого достаточно четко коррелировал с видеорядом фильма “Гостья из будущего” – антигравитационные средства передвижения, межзвездные перелеты, телепортация, города будущего – сердце сладко сжималось в предвкушении возможности пожить в “эту пору прекрасную”. Отшумели восьмидесятые, промчались девяностые, куранты пробили начало нового века и нового тысячетелетия… а мир, казалось, и не думал меняться.

Лишь позже, оглядываясь назад, начинаешь понимать, что прогресс не всегда идет тем путем, который представляется самым очевидным по фильмам и книжкам про будущее, но порой неожиданные открытия и новые технологии способны стремительно менять настоящее, тут же очерчивая новые перспективы и горизонты нового будущего. Впрочем, нередко бывает и так, что понятия, введенные в наш обиход авторами фантастических романов, задают вектор движения научной мысли, вспомним хотя бы Карела Чапека, придумавшего слово “робот” и применившего это понятие в пьесе “Россумские универсальные роботы”.

Как бы то ни было, представляется разумным строить прогноз о будущем телевидения на основе нескольких постулатов:

  • Анализ существующих технологий и трендов их развития.
  • Анализ моделей организации телевизионных систем в будущем.
  • Анализ факторов развития технологий в смежных областях.
  • Синтез модели телевидения будущего на основе проведенного выше анализа.

Первый постулат в общем-то достаточно прост. Среди самых актуальных технологических трендов развития телевидения – повышение качества картинки и ее трехмерность. Производители телевизоров стремительно переориентируются на выпуск моделей, поддерживающих HDTV, все больше появляется различных вариантов 3D-панелей. Соответственно растет производство HDTV- и 3D-контента. Как следствие, рынок требует больше оборудования для съемок и постпродакшна в этих форматах. Вопросы и сомнения здесь могут возникнуть лишь в том, какие платформы телевидения высокой четкости и 3D-контента возьмут верх.

Любопытно вот что. Похоже, что вопреки некоторым былым прогнозам Интернет не убьет телевидение, так же как телевидение в свое время не убило театр. Здесь можно наблюдать очень интересный момент, который будет изложен чуть ниже, но сперва давайте определимся с терминами.

Что подразумевать под понятием “телевидение”? Телеприемник, на который приходит телесигнал из студии вещателя по кабелю, эфиру или оптоволокну? Скорее нет, чем да. Сегодня термин “телевидение” приобретает другой смысл, телевидение становится интерактивной визуальной средой, а какими аппаратными средствами и инфраструктурой реализуется доступ к этой среде – уже не так важно.

Возвращаясь к прогнозам про “убийство” телевидения Интернетом, можно отметить, что наметился другой тренд, не столь криминальный. Интернет и телевидение перестают конкурировать, а делают шаг навстречу друг другу. Интернет отвечает за создание инфраструктуры передачи данных (то есть любых сетей, в которых может распространяться цифровой сигнал), а телевидение – за содержание этих самых данных, контент. Подтверждением уже сегодня является многообразие платформ (как стационарных – телевизоры, сеттоп-боксы, персональные компьютеры, так и мобильных – iPad, коммуникаторы, ноутбуки, а также и гибридных, например телевизоры с возможностью выхода в Интернет и т.п.).

Симбиоз технологий и платформ должен порождать не переток ТВ-аудитории в Интернет, а появление новых форм конвергентных медиа. С ростом пропускной способности каналов связи и удешевлением цифровых систем видеопроизводства все больше появляется видеоконтента, изначально созданного для размещения в Сети, а ключевая сильная сторона Интернета – возможность для абонентов коммуницировать между собой – теперь может использоваться и в телевидении нового поколения. В целом абонент становится более мобильным, а имеющаяся в его распоряжении аппаратная база (стационарные и мобильные устройства) позволяет ему в теории, используя свой единый уникальный профиль, потреблять контент в любое удобное время вне зависимости от физического расположения абонента.

К ключевым факторам формирования телевидения нового поколения можно отнести технологические (рост вычислительных возможностей цифровых систем и пропускной способности каналов передачи данных) и системные – интерактивность как проявление обратной связи. Из всего этого вытекает необходимость формирования рынком новых моделей вещания.


В настоящее время традиционное ТВ строится по жесткой модели программирования вещания – существует программная сетка, в соответствии с которой каждый телеканал передает абоненту поток контента. Как дополнительные сервисы могут быть использованы “видео по запросу”, “цифровой видеомагнитофон” и т.п. В интернет-моделях современного ТВ больше степеней свободы с точки зрения выбора потребляемого контента – есть плей-лист или каталог программ, пользователь выбирает то, что интересно ему, и тут же смотрит.

В новых моделях вещания понятие “телеканал” постепенно стирается. Уже не важно, где абонент смотрит программу – дома по телевизору, в кафе на планшете или в троллейбусе на смартфоне. Это частности. Ключевым понятием становится не “телеканал”, а “агрегатор”. Агрегатор обладает правами на хранящийся у него контент и обеспечивает абоненту возможность выбирать, что смотреть сейчас. На смену программной сетке приходят “смарт-плей-листы”, ведь ключевое свойство цифровых сетей – возможность обеспечения обратной связи/интерактивности. Система сама наблюдает за вкусами и пристрастиями пользователя, она может формировать набор интересных именно ему плей-листов (разумеется, при сохранении возможности предлагать готовые решения, например плей-листы по жанрам или зрительским рейтингам).

В отличие от современных телеканалов, вещаемых на определенной частоте по кабелю или в пакете кабельного оператора через созданную им инфраструктуру, по большому счету агрегатор уже не привязан к физической среде передачи данных. Агрегатор – это ресурс в сети, адаптированный под обработку абонентских запросов и хранящий определенную статистику по предпочтениям абонента.

В итоге и рекламная модель претерпевает изменения. Теперь реклама может доставляться таргетированно и адресно нужным абонентам. Сбывается мечта маркетологов – обеспечено близкое к 100% попадание в аудиторию! Финдиректора ликуют – оптимизируются затраты на рекламу! Даже абоненты подобрели – никто больше не агитирует сорокалетнего холостяка в пользу гигиенических прокладок.

Таким образом, рынок формирует более четкую модель с распределением функций по производству, агрегации и доставке контента до потребителя, и споры “кто кому платит” теряют экономический смысл. Провайдеры физической среды доступа (операторы ШПД и иже с ними) получают деньги с абонента за предоставление доступа к сетевым агрегаторам контента. Агрегаторы получают деньги от рекламодателей и в случае платного распространения определенных категорий контента – с абонентов. Но абонент больше не оплачивает ненужные ему каналы, включенные в пакет оператора, и не смотрит “лишнюю” рекламу.


Наиболее ярко такой принцип уже находит отражение в интернет-радиостанциях, которые являются агрегаторами аудиоконтента, и пользователь может прослушивать как потоковое вещание сформированных программной дирекцией плей-листов, так и формировать плей-листы на свое усмотрение. Существуют даже “агрегаторы агрегаторов”, которые находятся уровнем выше, – можно выбирать не только интересную композицию, но и радиостанцию, которую абонент хочет прослушать в данный момент. Аналогичный подход применим и к телевидению.

Если эта модель, такая гармоничная в теории, будет жизнеспособной и на практике, то телеканалы в их нынешнем виде потихоньку сменятся на новый тип организации – сетевой агрегатор контента. Они по-прежнему смогут закупать контент у сторонних производителей или создавать свой собственный, они по-прежнему смогут формировать определенную программную политику (только теперь не в виде сетки выхода программ в эфир, а в виде своего рода папок, куда можно группировать контент по определенным метатегам – жанр, производитель и т.п.), но фактор физической привязки к абоненту “растворится” в глобальном интернет-пространстве. Если сейчас смотреть программы телеканала “XXL” в городе Челябинске могут только абоненты, подключенные к определенному оператору, который имеет этот канал в своем пакете, то в будущем любой имеющий доступ в Интернет сможет на определенных политикой канала условиях мгновенно подключиться к просмотру через любое из своих абонентских устройств.

Уже сейчас ведутся разработки по созданию интеллектуальных алгоритмов мониторинга предпочтений аудитории с помощью обратных связей в системах агрегации контента, так что обрисованная выше модель “нового телевидения” в принципе сегодня жизнеспособна, хотя в реальности немногие проекты на этом поле реализуются в подобном ключе.

Еще одним фактором, который в недалеком будущем способен оказать влияние на телевидение, является игровая индустрия. Возможно, виртуальные пространства миров, подобных Second Life, будут перенесены в новую информационную среду телевидения будущего. В этом случае получится мощный синергетический эффект от слияния трех отраслей: интернет-коммуникации, телевидения и виртуальной реальности искусственных миров вкупе с элементами искусственного интеллекта, внедренных в цифровую среду. В качестве дополнительного инструментария скорее всего в подобных системах может использоваться подход дополненной реальности, а после – и полноценная виртуальная реальность. Но это, видимо, относится к чуть более далекому будущему, что требует от нас готовности шагнуть в своем прогнозе еще немного дальше.

Шагнем чуть дальше

Возвращаясь к технологическим новшествам, посмотрим на ситуацию под другим углом.

Фактически система удаленной передачи аудиовизуального произведения подчинена одной конечной цели – воздействию на рецепторы зрителя, в первую очередь зрительные и слуховые. Телевидение высокой четкости, трехмерное телевидение – это способ “обмануть” зрение, добившись более реалистичной картинки, чтобы усилить эффект присутствия. В настоящее время ведутся исследования и уже существуют определенные наработки в области воздействия также и на обоняние, и в области передачи тактильных ощущений.

Для этого создаются “трехмерные” очки, шлемы виртуальной реальности, ведутся разработки в области создания тонких экранов (телевизор-контактная линза), говорят о возможности нанесения цифровых татуировок, которые позволяют транслировать тактильные ощущения. Конечно, возникает вопрос – много ли найдется пользователей, готовых идти на такие жертвы ради более реалистичного восприятия телепрограммы, но, как известно, “на всяк товар свой купец”.


В целом можно предположить, что дальнейшая эволюция абонентского оборудования может пойти по двум направлениям:

1. Новые поколения оконечного приемопередающего оборудования (аналог современных ТВ, “айпадов", шлемов виртуальной реальности и т.п.), которое вслед за появлением новых решений будет видоизменяться, становиться мобильнее, интерактивнее и все более тонко “обманывать” органы чувств.

2. Вживляемое оборудование, воздействующее напрямую на нервную систему человека, имитируя сигналы с рецепторов органов чувств. И вот здесь мы вплотную приближаемся к интереснейшей технологии, вероятное появление которой в начале 1960-х годов описал гениальный футуролог Станислав Лем в своей книге “Сумма технологий”, назвав ее “Фантоматикой”. Суть ее заключается в создании действительности, которая для разумных существ, живущих в ней, ничем не отличалась бы от нормальной реальности, но подчинялась бы другим законам. В рамках данной статьи нет смысла подробно описывать эту во всех отношениях интереснейшую технологию вкупе с вытекающими из нее возможными проблемами этического и юридического свойства, но вероятность направления развития телевидения будущего в эту сторону представляется как минимум ненулевой.

В целом же ставка на все большую реалистичность, возможность коммуницировать и воздействовать на виртуальную реальность телевизионного виртуального пространства должны сохраниться. Зритель будет обладать большими возможностями в рамках цифрового мира.

Помимо развлекательной миссии, телевизионные технологии всегда служили и практическим целям: исследовательский зонд с телекамерой может помочь увидеть происходящее там, где человеку оказаться не под силу, – в кратере вулкана, в морских глубинах, открытом космосе, желудке больного, энергоблоке атомной электростанции и т.п. Технологии виртуальной реальности позволят создавать максимально приближенное к действительности отображение исследуемых объектов и пространств. А телеконференции и телемосты будущего скорее всего будут похожи на заседание совета джедаев с воссозданием максимально реалистичных условий на виртуальной площадке для всех присутствующих собеседников, за тем лишь исключением, что виртуальный банкир не сможет нанести действительный физический урон виртуальному оппоненту-строителю. А пользователи, ограниченные в плане физической активности, смогут без труда вливаться в виртуальные сообщества и общаться напрямую в виртуальном пространстве. Помимо всего этого, в виртуальное пространство можно транслировать потоки развлекательного контента – где еще, как не в “виртуале” мальчик из Нальчика сможет пригласить девочку из Ганы в кинотеатр на просмотр старого фильма с Митхуном Чакроборти? Каким оно будет, телевидение будущего? Давайте посмотрим лет через двадцать…

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2011
Посещений: 16194

Статьи по теме

  Автор

Андрей Дорофеев

Андрей Дорофеев

Ведущий консультант MEDIA CONSULTING GROUP

Всего статей:  17

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций