В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
- Существует ли конкуренция между спутниковыми и кабельными операторами?
- Да, существует. В городах с большой плотностью застройки, куда уже пришел кабельный оператор, предоставляющий качественную услугу, спутниковым компаниям будет достаточно сложно развиваться... Но в России есть огромное количество мест, куда кабельный оператор не придет никогда, и там у спутникового ТВ неоспоримое преимущество. Примером может служить даже Европа - там очень высокий уровень проникновения кабельных операторов, но и спутниковое ТВ там тоже хорошо себя чувствует, не говоря уже об Америке или Канаде. Вообще же, основная борьба за абонента разворачивается на этапе активного роста сетей. А после того как заканчиваются планы развития кабельных операторов на определенной территории, конкуренция становится более “спокойной". Идет борьба за удержание абонента. Эта задача упрощается ввиду того, что вообще-то абоненты не склонны менять провайдеров теле
визионной услуги. И здесь главное для оператора (кабельного или спутникового) - не допустить грубых ошибок.
- Изменится ли бизнес спутниковых операторов после перехода на цифровое вещание?
- Несомненно, изменится. На первом этапе фактором, способствующим развитию спутникового телевидения, являлась недоступность эфирных каналов на большой территории России. Тогда, да и сейчас тоже, во многих населенных пунктах России на эфирную антенну принималось лишь два-три канала в плохом качестве. Ну а после перехода на цифру в 2015 году для федеральных каналов вопрос качества приема стоять уже не будет, и тогда кабельным и спутниковым операторам придется вести свой бизнес, основываясь на других конкурентных преимуществах. Здесь, мне кажется, наибольшее внимание они должны будут уделять своей контентной стратегии. За счет сегментации клиентов и соответствующей “нишевости" как у кабельщиков, так и у спутниковых операторов всегда будут конкурентное преимущество и возможность сохранять свою аудиторию, даже когда DVB-T развернется в полном объеме. Но, вообще, после перехода на наземное цифровое вещание всем платным операторам в нашей стране будет сложнее зарабатывать деньги по сравнению с их коллегами из западного мира... Я имею в виду такой фактор, как высокая привлекательность контента наших эфирных федеральных каналов: следует признать, что массового зрителя они вполне удовлетворяют. То есть за рубежом подписываются на платные пакеты, чтобы посмотреть что-то более интересное, чем довольно пресные эфирные каналы. А у нас покупают тарелку “Триколора", чтобы просто иметь возможность смотреть недоступные через эфир федеральные бесплатные каналы, которые несут мощный программинг. Это, несомненно, определяет некую специфику нашего рынка платного ТВ и заставляет операторов думать о 2015 годе уже сейчас.
- Ждет ли рынок спутникового ТВ период слияний и поглощений?
- Процессы слияний и поглощений, естественно, более часты для фрагмен-тированного рынка. Рынок же спутникового телевидения в силу его природы можно считать нефрагментирован-ным. Как правило, спутниковые операторы в любых странах изначально занимают доминирующие позиции, и их соответственно немного. В США, например, всего две спутниковые платформы: Dish Network и DirecTV. Одну или две сделки М&А, которые могут произойти на нашем рынке в обозримом будущем, вряд ли правильно будет называть периодом слияний и поглощений.
- Стоит ли на сегодняшний день проблема нехватки спутниковой емкости и как решается этот вопрос?
- Если говорить о спутниках для непосредственного телевизионного вещания, то эта проблема очень остро стояла до начала 2010 года. Но, как известно, в конце 2009 года в 36-ю позицию полетел Eutelsat W7, и сейчас вопрос дефицита спутникового ресурса можно считать на некоторое время решенным. С другой стороны, острая нехватка емкости в течение всех предыдущих лет совершенно однозначно определила сегодняшнее поведение основных ее пользователей: большая часть транспондеров была зафрахтована задолго до запуска Eutelsat W7. Сейчас некоторое количество емкости пока еще остается, но мы прогнозируем дефицит, который начнется в скором времени... Хотя и не такой острый, как раньше.
- Какие на сегодняшний день существуют технологии спутникового вещания и какие из них вы считаете наиболее перспективными ?
- Радикально новых технологий пока нет. Если мы говорим о сегменте непосредственного спутникового вещания, то это хорошо всем известный стандарт DVB-S. Какое-то время назад его эволюция привела к появлению более современного DVB-S2. Эта технология позволяет более эффективно использовать частотный ресурс, то есть с одного мегагерца можно “снимать" большее количество мегабит. В сочетании с более современным стандартом компрессии MPEG-4 возможно существенно (при определенных условиях более чем в 2 раза) увеличить количество каналов, транслируемых через каждый транспондер спутника при неизменном или более высоком качестве картинки. Если говорить о перспективах чуть более широко, то следует отметить, конечно, эволюцию абонентских устройств. Нужно ждать появления на российском рынке нового типа ресиверов. Новизна будет заключаться в наличии жесткого диска (ну или твердотельной памяти) и канала обратной связи с оператором. В случае если возможен не просто канал обратной связи, а подключение к широкополосному Интернету, то мы получаем так называемый гибридный бокс с памятью. Правильное и продуманное сочетание этих функций превращает традиционную модель спутникового ТВ в нечто совершенно иное, чем то, к чему мы все привыкли и рассматриваем как неизменную данность. У меня нет никакого сомнения, что именно в этом направлении будут развиваться технологии спутникового ТВ в ближайшие несколько лет. В Америке с проникновением DVR (спутниковых ресиверов с жестким диском и возможностью записи видеокон-гента), которое уже три года назад составляло порядка 30% рынка спутникового и кабельного ТВ, поменялась сама манера телесмотрения. Люди могут “проматывать" рекламу, могут быть не привязанными ко времени выхода передачи, смотреть одну программу, одновременно записывая другую...
- Заказывать видео...
- Это немного другой функционал. Это технология Push Video-on-Demand, когда через спутник закачивается определенное видео на жесткий диск - всем абонентам один и тот же контент (допустим 20 фильмов), потом путем нажатия кнопки на пульте можно посмотреть какой-то из этих фильмов, заплатив за этот просмотр. А, скажем, через неделю контент полностью или частично заменяется, опять же через спутник. Хотя мне кажется, это направление развития будет тупиковым, потому что гибридный сет-гоп-бокс может качать видео через ШПД (конечно, при его наличии в доме) и выводить его на тот же самый телевизор. И здесь нет ограничения в 20 фильмов в неделю (условно), и в полной мере можно реализовать "длинный хвост". А при PVoD "длинный хвост" невозможен.
Вообще же, распространение вот этих боксов нового типа даст большие возможности для развития новых бизнес-моделей и заставит эволюционировать старые.
- Ваша компания предлагает новую услугу для каналов. В чем суть вашего предложения?
- Как я уже говорил, в связи с запуском Eutelsat W7 появилось некоторое количество свободной транспондерной емкости в 36 градусах восточной долготы. Но еще задолго до этого события мы исследовали потребности отдельных каналов, которые не входили в пакет ни одного из операторов... Почему не входили - ну, такая ситуация сложилась как вследствие собственной контентной политики самих платформ, так и вследствие того, что у платформ просто не было достаточного количества емкости. Одним словом, имелся неудовлетворенный спрос. Поэтому, когда емкость появилась, определенное ее количество мы оставили для нашей собственной “розничной" программы, которую назвали “СЦЕНА". На “СЦЕНЕ” мы предоставляем вещателям комплексную услугу, основная составляющая которой - аренда емкости на спутнике. Каналы на спутник мы поднимаем посредством нашего собственного телепорта, который находится в Сколкове. Помимо этого, мы можем делать переприем с других спутников, можем организовать доставку сигнала до нашего телепорта и по земле - у нас партнерские отношения с ведущими наземными операторами связи... Дополнительно могут проводиться такие операции, как “полицейская запись", наложение бегущей строки (если это необходимо) и пр. Буквально через несколько недель мы будем готовы организовать включение расписания и информации о программах в EPG...
Все эти задачи, стоящие перед каналами, мы легко и с удовольствием решаем. Решаются и более сложные проблемы, возникающие, например, когда кому-то необходимо создать и запустить новый канал. Таким стартапам мы предоставляем полномасштабную услугу по запуску канала от начала до конца: консультируем по поводу получения лицензии кабельного вещания, регистрации средства массовой информации, по маркетингу, по стратегии и на тему того, как при оптимальных усилиях и затратах получить необходимую аудиторию... Суммарная аудитория, из которой мы можем предоставить каналу - участнику “СЦЕНЫ” -его зрителя, достаточно велика - порядка 15 млн домохозяйств, из которых около 7 млн - это только абоненты непосредственного спутникового вещания (DTH), остальные - абоненты кабельных операторов и IP TV, которые тоже получают сигнал с двух наших спутников (W4 и W7) в 36-й позиции. Эта точка на геостационарной орбите для отечественного спутникового ТВ является основной в том смысле, что предоставляет доступ к наибольшей аудитории по сравнению с любыми другими орбитальными позициями, а если говорить о DTH, то к количеству абонентов в десятки раз большему, чем аудитория всех других орбитальных позиций, вместе взятых. И мы имеем честь пригласить вещателей именно в эту орбитальную позицию, то есть на “СЦЕНУ".
- Что необходимо абоненту, чтобы смотреть такой канал у себя дома?
- Необходимо иметь спутниковую тарелку, направленную в 36 градусов, и ресивер одной из российских спутниковых платформ.
- Что, на ваш взгляд, не хватает современным неэфирным каналам для привлечения большего числа абонентов?
- Эта проблема располагается в двух плоскостях - качество контента и техническая возможность быстрого получения большой аудитории. Контент - это, конечно, более сложная задача. Здесь существует некое подобие замкнутого круга: для того чтобы канал начал зарабатывать больше доходов от рекламы, необходимо улучшать его наполнение. Но если компания развивается по рекламной модели, то недостаток доходов от рекламы в самом начале жизни канала может привести к проблемам в приобретении или изготовлении качественного контента. Вот в этом случае необходимым для успеха условием является как раз быстрый доступ к большой аудитории. Для этого нужно или встать на платформу “НТВ-Плюс" или “Триколора", или взойти на “СЦЕНУ”. А далее, по мере того как канал прогрессирует в качестве, у него появляется возможность сделать свой контент платным, то есть перейти со “СЦЕНЫ” на ту или иную платную платформу и получать доходы не только от рекламы, но еще и от абонентской платы, собираемой платформой со своих телезрителей. Получается некая эволюционная модель, для которой наша “СЦЕНА" может являться первой ступенькой.
Более того, сейчас мы работаем с одной продюсерской компанией по несколько иной модели. У этой компании есть достаточно интересные идеи, и мы готовы участвовать в запуске ее нового канала, инвестируя наш собственный спутниковый ресурс.
Беседу вела Анна Заварзина
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2010
Посещений: 12262
Статьи по теме
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций