Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Смотреть или не смотреть: тенденции развития платного телевидения в России

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Смотреть или не смотреть: тенденции развития платного телевидения в России

Смелые некогда прогнозы о том, что с развитием Интернета телевидение ожидает жалкое прозябание на периферии пользовательских интересов, явно не оправдались. Более того, аудитория по-прежнему хочет не только смотреть телевизор, но и готова платить за это деньги
Наталья Кузнецова
Директор каналов
Discovery Networks
в Северо-Восточной Европе

Кризис на руку

Рынок платного телевидения как в России, так и во всем мире продолжает демонстрировать рост, даже несмотря на опасения, что из-за экономического кризиса люди перестанут платить за то, что можно получать бесплатно, пусть даже в меньшем объеме. Более того, кризис, как это ни парадоксально звучит, сыграл только на руку отрасли. Вечера у телевизора оказались одной из самых недорогих форм досуга: стоимость месячной подписки на пакет каналов, как правило, ниже, чем, например, билета в кино. К тому же с развитием технологий платное телевидение становится все более доступным и разнообразным, стараясь удовлетворить зрителей, запросы которых становятся все более требовательными.

Что же касается громких заявлений о том, что телевидение пасует перед нашествием Интернета, то и здесь все обстоит иначе – телевидение вовсе не собирается сдавать своих позиций. Наоборот, сегодня все идет к тому, что Интернет и телевидение объединятся в единую информационную среду – абонент будет иметь некий единый аккаунт, получая возможность и смотреть ТВ, и пользоваться Интернетом, причем где угодно и когда угодно. В США подобные сервисы, которые называются TV Everywhere, уже достаточно популярны. Появляются они и в России, и рано или поздно также превратятся в мейнстрим.

В погоне за абонентом

По данным аналитической компании J'son & Partners Consulting, к концу 2010 года к услугам платного телевидения в России были подключены 16,3 млн домохозяйств. По сравнению с 2009 годом прирост составил 12,4%, и аналитики предсказывают, что эта тенденция сохранится еще несколько лет. По прогнозам J'son & Partners Consulting, к 2016 году охват платным телевидением в России может достичь 43% домохозяйств.

Одним из ключевых факторов роста для российских операторов платного телевидения является переход абонентов с базовых пакетов на расширенные. Абонентская плата становится все ниже, и раз ница уже не столь велика – увеличивая расход на незначительную для него сумму, зритель получает несколько десятков дополнительных каналов.

На руку операторам сыграло и развитие социального телевидения. Под социальным телевидением понимаются услуги, которые включают бесплатные каналы и их дополнительную техническую поддержку. Абонент платит лишь за установку или эксплуатацию оборудования, и эта сумма включается в общий коммунальный счет. Несмотря на то что эту услугу предоставляют именно операторы платного телевидения, социальное телевидение напрямую конкурирует с платным. Сейчас наблюдается переход абонентов социального ТВ на платные пакеты – зритель, получив несколько дополнительных каналов, хочет большего и готов немного доплатить, чтобы смотреть то, что ему нравится. Аналитики J'son & Partners Consulting предсказывают, что эта конкуренция в России станет особенно заметной к 2015 году, и все больше абонентов станут переходить от социального телевидения к платному из-за потребности в более разнообразном и качественном контенте, большем количестве каналов и т.д.

Наконец, еще один привлекательный для зрителей момент – это дополнительные интерактивные возможности и мультимедийные услуги, которые предлагают операторы платного телевидения. Так, тенденции, которые в России только зарождаются, в США или Великобритании уже давно стали привычным явлением. Поэтому на примере этих стран можно представить, каким станет платное телевидение в нашей стране через несколько лет.

Где угодно, когда угодно

Один из векторов развития платного телевидения во всем мире сегодня задают мобильные гаджеты, позволяющие смотреть любимые программы где угодно, используя для этого коммуникаторы, планшеты и тому подобные устройства. Так, в США к началу 2011 года 24,7 млн подписчиков получали контент с помощью мобильных телефонов и других подобных гаджетов, что на 41% превысило показатели предыдущего года. Для сравнения: в России, по данным Price-WaterhouseCoopers, сложившаяся аудитория мобильного ТВ составила всего 1 млн человек на начало 2011 года. Несмотря на это, российский рынок мобильного ТВ входит в топ-5 региона ЕМЕА (Европа, Ближний Восток, Африка) с объемом 13 млн долларов в 2010 году.

Другая тенденция, которая охватывает все больше и больше зрителей, связана с “отложенным телесмотрением”. На Западе запись телеконтента завоевала популярность еще в 70-е годы XX века, когда телезрители стали активно использовать аналоговые устройства по проигрыванию кассет (VCRs). Охват пользователей VCR достиг 91,2% домохозяйств в Великобритании в 2001 году, однако упал до 57% к 2008 году, когда зрителям стал широко доступен формат DVD и цифровая запись контента с использованием цифровых проигрывателей (DVRs). Сегодня DVR, также известный как персональный видеорекордер (PVR) или цифровой телерекордер (DTR), используется в 2/3 домохозяйств Великобритании. Число людей, которые просматривают программы в отличное от сетки вещания время, в Британии в 2010 году составило 94 млн, что на 18% выше показателя за 2009 год. В США, по данным на февраль 2011 года, услугой отложенного телесмотрения пользовались 38% зрителей.

Наконец, третья актуальная для Запада тенденция – VoD (Video-on-Demand), когда зритель выбирает из меню на экране то, что ему нравится.

Стоит отметить, что упомянутые технологии актуальны и для России, однако их охват в нашей стране значительно ниже, и скорее всего их активное развитие начнется после того, как произойдет повсеместный переход на цифровое вещание.

Три в одном

Конвергентные услуги – это тренд, который получает все большее развитие на Западе. Понятие Triple Play для США, Великобритании, других стран Европы стало обыденным – оно подразумевает, что один и тот же провайдер обеспечивает доступ в Интернет, услуги телефонии и телевидения. Существуют игроки рынка, которые позиционируют себя как Quadruple play – к трем упомянутым сервисам добавляется еще и мобильная связь.

Предоставление услуг в виде такого пакета выгодно как оператору, так и абоненту. Многие кабельные операторы Восточной Европы и США отмечают рост доли рынка за счет предоставления услуг Интернета, в то время как “текучесть” абонентов снижается. Для абонента, в свою очередь, доступны скидки за покупку пакета услуг, а также он получает единый счет.

Исследование “Discovery Спутник: Новое лицо современного телевидения”, проведенное компанией Discovery Communications, выявило любопытный факт: в случае с Triple и Quadruple Play услуги Интернета, как правило, уступают по приоритетности услугам по предоставлению ТВ-подключения. В то время как Интернет является всего лишь каналом связи, именно ТВ-сервисы развивают силу бренда провайдера. Многим кабельным операторам принадлежат собственные телеканалы, позволяющие расширять клиентскую базу. При этом авторы исследования отмечают, опираясь на опыт Великобритании, что интернет-провайдерам сложнее войти в медиаиндустрию, чем платному телевидению в индустрию предоставления телекоммуникационных и интернет-услуг.

Если говорить о России, то у нас принято говорить о том, что конвергентные услуги – это будущее отрасли. Если услуги ШПД и платного телевидения, предоставляемые одной и той же компанией, – это норма, то с мобильной связью все не так очевидно: пока это касается лишь крупнейших операторов мобильной связи, в основном в столичных регионах. Препятствуют развитию этой тенденции недостаточно развитые технологии, сложности с выдачей лицензий и т.п. Тем не менее если проанализировать западную ситуацию, то становится понятно, что именно конвергенция услуг способна обеспечить рост телекоммуникационного рынка в будущем, так что активное распространение Triple и Quadruple Play в России – вопрос времени.

Привлекательные технологии

Технологии активно прогрессируют, сердца зрителей завоевывают новые форматы и жанры, и здесь уже на первый план выходят не операторы платного телевидения, а поставщики контента. Те, кто подключается к услуге платного телевидения, предполагают, что они смогут смотреть то, что интересно именно им, и одновременно – что их будут удивлять и увлекать. Поэтому медиа-компании сегодня работают в тесном сотрудничестве с операторами, вместе развивая передовые технологии и предоставляя высококачественный, захватывающий контент.

Недавние исследования, которые провела компания Discovery Communications, показали, что огромный интерес у потребителей в последнее время вызывает формат 3D. Не исключено, что переход телевидения к 3D-вещанию может стать примерно таким же переворотом, каким в свое время в кино стало появление сначала звуковых, а затем и цветных фильмов. К примеру, по прогнозам Display-Search, количество телевизоров, позволяющих транслировать 3D, вырастет с 0,2 млн в 2009 году до 64 млн в 2018 году, а обороты 3D-телевещания на глобальном рынке составят $17 млрд.

Активно развивается и HD-вещание, обусловленное также развитием технологий. Зрители хотят еще более реалистичного изображения, и операторы включают в свои пакеты HD-каналы. В России таких каналов пока немного, но они есть, например, Discovery HD Showcase и Animal Planet HD, контент для которых всегда производится непосредственно в качестве HD, а также Eurosport HD, Fashion TV HD, HD LIFE, National Geographic HD.

Однако какими бы современными ни были технологии, они постоянно идут вперед, и то, что мы видим сейчас, – лишь очередной этап в развитии платного телевидения. Пройдет несколько лет, и появятся новые сервисы, платформы, иные способы телесмотрения. Какими они будут, пока можно лишь предполагать, но очевидно одно – телевидение продолжит развиваться вместе с технологиями, и мы по-прежнему будем готовы платить за то, чтобы смотреть любимые программы там, где нам это удобно.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2011
Посещений: 12032

Статьи по теме

  Автор

Наталья Кузнецова

Наталья Кузнецова

Директор каналов
Discovery Networks
в Северо-Восточной Европе

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций