В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Рынок платного телевидения как в России, так и во всем мире продолжает демонстрировать рост, даже несмотря на опасения, что из-за экономического кризиса люди перестанут платить за то, что можно получать бесплатно, пусть даже в меньшем объеме. Более того, кризис, как это ни парадоксально звучит, сыграл только на руку отрасли. Вечера у телевизора оказались одной из самых недорогих форм досуга: стоимость месячной подписки на пакет каналов, как правило, ниже, чем, например, билета в кино. К тому же с развитием технологий платное телевидение становится все более доступным и разнообразным, стараясь удовлетворить зрителей, запросы которых становятся все более требовательными.
Что же касается громких заявлений о том, что телевидение пасует перед нашествием Интернета, то и здесь все обстоит иначе – телевидение вовсе не собирается сдавать своих позиций. Наоборот, сегодня все идет к тому, что Интернет и телевидение объединятся в единую информационную среду – абонент будет иметь некий единый аккаунт, получая возможность и смотреть ТВ, и пользоваться Интернетом, причем где угодно и когда угодно. В США подобные сервисы, которые называются TV Everywhere, уже достаточно популярны. Появляются они и в России, и рано или поздно также превратятся в мейнстрим.
По данным аналитической компании J'son & Partners Consulting, к концу 2010 года к услугам платного телевидения в России были подключены 16,3 млн домохозяйств. По сравнению с 2009 годом прирост составил 12,4%, и аналитики предсказывают, что эта тенденция сохранится еще несколько лет. По прогнозам J'son & Partners Consulting, к 2016 году охват платным телевидением в России может достичь 43% домохозяйств.
Одним из ключевых факторов роста для российских операторов платного телевидения является переход абонентов с базовых пакетов на расширенные. Абонентская плата становится все ниже, и раз ница уже не столь велика – увеличивая расход на незначительную для него сумму, зритель получает несколько десятков дополнительных каналов.
На руку операторам сыграло и развитие социального телевидения. Под социальным телевидением понимаются услуги, которые включают бесплатные каналы и их дополнительную техническую поддержку. Абонент платит лишь за установку или эксплуатацию оборудования, и эта сумма включается в общий коммунальный счет. Несмотря на то что эту услугу предоставляют именно операторы платного телевидения, социальное телевидение напрямую конкурирует с платным. Сейчас наблюдается переход абонентов социального ТВ на платные пакеты – зритель, получив несколько дополнительных каналов, хочет большего и готов немного доплатить, чтобы смотреть то, что ему нравится. Аналитики J'son & Partners Consulting предсказывают, что эта конкуренция в России станет особенно заметной к 2015 году, и все больше абонентов станут переходить от социального телевидения к платному из-за потребности в более разнообразном и качественном контенте, большем количестве каналов и т.д.
Наконец, еще один привлекательный для зрителей момент – это дополнительные интерактивные возможности и мультимедийные услуги, которые предлагают операторы платного телевидения. Так, тенденции, которые в России только зарождаются, в США или Великобритании уже давно стали привычным явлением. Поэтому на примере этих стран можно представить, каким станет платное телевидение в нашей стране через несколько лет.
Один из векторов развития платного телевидения во всем мире сегодня задают мобильные гаджеты, позволяющие смотреть любимые программы где угодно, используя для этого коммуникаторы, планшеты и тому подобные устройства. Так, в США к началу 2011 года 24,7 млн подписчиков получали контент с помощью мобильных телефонов и других подобных гаджетов, что на 41% превысило показатели предыдущего года. Для сравнения: в России, по данным Price-WaterhouseCoopers, сложившаяся аудитория мобильного ТВ составила всего 1 млн человек на начало 2011 года. Несмотря на это, российский рынок мобильного ТВ входит в топ-5 региона ЕМЕА (Европа, Ближний Восток, Африка) с объемом 13 млн долларов в 2010 году.
Другая тенденция, которая охватывает все больше и больше зрителей, связана с “отложенным телесмотрением”. На Западе запись телеконтента завоевала популярность еще в 70-е годы XX века, когда телезрители стали активно использовать аналоговые устройства по проигрыванию кассет (VCRs). Охват пользователей VCR достиг 91,2% домохозяйств в Великобритании в 2001 году, однако упал до 57% к 2008 году, когда зрителям стал широко доступен формат DVD и цифровая запись контента с использованием цифровых проигрывателей (DVRs). Сегодня DVR, также известный как персональный видеорекордер (PVR) или цифровой телерекордер (DTR), используется в 2/3 домохозяйств Великобритании. Число людей, которые просматривают программы в отличное от сетки вещания время, в Британии в 2010 году составило 94 млн, что на 18% выше показателя за 2009 год. В США, по данным на февраль 2011 года, услугой отложенного телесмотрения пользовались 38% зрителей.
Наконец, третья актуальная для Запада тенденция – VoD (Video-on-Demand), когда зритель выбирает из меню на экране то, что ему нравится.
Стоит отметить, что упомянутые технологии актуальны и для России, однако их охват в нашей стране значительно ниже, и скорее всего их активное развитие начнется после того, как произойдет повсеместный переход на цифровое вещание.
Конвергентные услуги – это тренд, который получает все большее развитие на Западе. Понятие Triple Play для США, Великобритании, других стран Европы стало обыденным – оно подразумевает, что один и тот же провайдер обеспечивает доступ в Интернет, услуги телефонии и телевидения. Существуют игроки рынка, которые позиционируют себя как Quadruple play – к трем упомянутым сервисам добавляется еще и мобильная связь.
Предоставление услуг в виде такого пакета выгодно как оператору, так и абоненту. Многие кабельные операторы Восточной Европы и США отмечают рост доли рынка за счет предоставления услуг Интернета, в то время как “текучесть” абонентов снижается. Для абонента, в свою очередь, доступны скидки за покупку пакета услуг, а также он получает единый счет.
Исследование “Discovery Спутник: Новое лицо современного телевидения”, проведенное компанией Discovery Communications, выявило любопытный факт: в случае с Triple и Quadruple Play услуги Интернета, как правило, уступают по приоритетности услугам по предоставлению ТВ-подключения. В то время как Интернет является всего лишь каналом связи, именно ТВ-сервисы развивают силу бренда провайдера. Многим кабельным операторам принадлежат собственные телеканалы, позволяющие расширять клиентскую базу. При этом авторы исследования отмечают, опираясь на опыт Великобритании, что интернет-провайдерам сложнее войти в медиаиндустрию, чем платному телевидению в индустрию предоставления телекоммуникационных и интернет-услуг.
Если говорить о России, то у нас принято говорить о том, что конвергентные услуги – это будущее отрасли. Если услуги ШПД и платного телевидения, предоставляемые одной и той же компанией, – это норма, то с мобильной связью все не так очевидно: пока это касается лишь крупнейших операторов мобильной связи, в основном в столичных регионах. Препятствуют развитию этой тенденции недостаточно развитые технологии, сложности с выдачей лицензий и т.п. Тем не менее если проанализировать западную ситуацию, то становится понятно, что именно конвергенция услуг способна обеспечить рост телекоммуникационного рынка в будущем, так что активное распространение Triple и Quadruple Play в России – вопрос времени.
Технологии активно прогрессируют, сердца зрителей завоевывают новые форматы и жанры, и здесь уже на первый план выходят не операторы платного телевидения, а поставщики контента. Те, кто подключается к услуге платного телевидения, предполагают, что они смогут смотреть то, что интересно именно им, и одновременно – что их будут удивлять и увлекать. Поэтому медиа-компании сегодня работают в тесном сотрудничестве с операторами, вместе развивая передовые технологии и предоставляя высококачественный, захватывающий контент.
Недавние исследования, которые провела компания Discovery Communications, показали, что огромный интерес у потребителей в последнее время вызывает формат 3D. Не исключено, что переход телевидения к 3D-вещанию может стать примерно таким же переворотом, каким в свое время в кино стало появление сначала звуковых, а затем и цветных фильмов. К примеру, по прогнозам Display-Search, количество телевизоров, позволяющих транслировать 3D, вырастет с 0,2 млн в 2009 году до 64 млн в 2018 году, а обороты 3D-телевещания на глобальном рынке составят $17 млрд.
Активно развивается и HD-вещание, обусловленное также развитием технологий. Зрители хотят еще более реалистичного изображения, и операторы включают в свои пакеты HD-каналы. В России таких каналов пока немного, но они есть, например, Discovery HD Showcase и Animal Planet HD, контент для которых всегда производится непосредственно в качестве HD, а также Eurosport HD, Fashion TV HD, HD LIFE, National Geographic HD.
Однако какими бы современными ни были технологии, они постоянно идут вперед, и то, что мы видим сейчас, – лишь очередной этап в развитии платного телевидения. Пройдет несколько лет, и появятся новые сервисы, платформы, иные способы телесмотрения. Какими они будут, пока можно лишь предполагать, но очевидно одно – телевидение продолжит развиваться вместе с технологиями, и мы по-прежнему будем готовы платить за то, чтобы смотреть любимые программы там, где нам это удобно.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2011
Посещений: 12032
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций