В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Татьяна Баева
Специалист кадрового центра "ЮНИТИ"
Телекомпании предпочитают держать информационную оборону и не распространяться о внутренних делах. При этом закрытость данной сферы настолько же велика, насколько публичен ее продукт. Интерес телезрителей чаще всего фокусируется на телепередачах, жизни звезд ТВ, а проблемы каналов остаются в тени. Примером может служить дефицит квалифицированных кадров, с которым вынуждены столкнуться телекомпании. Особенностью телевещания является волнообразный характер спроса на специалистов различных направлений, подстегиваемый любым значимым информационным поводом
В начале декабря 2007г. прошли выборы в Государственную думу Российской Федерации. От мнения каждого зависел тот путь, по которому будет двигаться страна. Тенденции развития, предлагаемые разными участниками, интересовали не только отдельных избирателей, но и бизнес-структуры. Для них курс государства определяет условия существования и процветания. Но для сферы телевещания выборы - это не только перспективы будущего, но и трудности настоящего. Безусловно, кампании по продвижению партий, участников выборов способствовали большим вливаниям денежных средств в отрасль. Благодаря этому в эфире появилось масса дополнительных телепередач, освещающих ход предвыборной гонки.
При этом подготовка и выпуск большого количества проектов на тему выборов требуют привлечения не только материальных ресурсов, но и человеческих.
Спрос на специалистов вырос примерно на 40%. Но работодатели понимали, что это временный всплеск и что привлечение персонала на постоянной основе нецелесообразно, поскольку с завершением выборов дополнительные сотрудники, которые работают на специальных проектах, не будут востребованы. Поэтому компании стремились по возможности задействовать уже имеющиеся кадры. Однако удовлетворить резко увеличившуюся потребность на специалистов в условиях их дефицита на рынке труда непросто.
Прежде всего, спрос на профессионалов в сфере телевещания обоснован развитием этой индустрии. Количество участников данного рынка постоянно растет. Появляются новые компании, кроме того, в рамках уже существующих постоянно организуются различные проекты. Поэтому, по мнению экспертов, можно прогнозировать и дальнейшее увеличение потребностей в персонале.
Говоря о специальностях в телевещании, их принято разделять на творческие и технические. Первая категория сотрудников работает над идеей и непосредственно над созданием телевизионного продукта. Его выпуск в эфир осуществляет инженерный персонал. При этом спрос в равной степени актуален для каждой категории и на всех уровнях. Кроме того, в каждом направлении существует много специализаций, требующих соответствующих навыков и опыта.
Тот факт, что в таком привлекательном бизнесе существует недостаток специалистов, немного удивляет. Ведь работа на телевидении интересна и перспективна, и желающих найти свое место в лучах софитов должно быть в избытке. Однако эфир не только манит, но и выдвигает свои жесткие требования к соискателям.
При подборе творцов на первый план выходят довольно трудноизмеримые критерии отбора, например: креативность, нестандартность мышления. Как пример можно рассмотреть одну из самых привлекательных специальностей - телеведущий. Востребованность кандидатов на данную вакансию определяется из совокупности качеств: фотогеничность, правильная речь, соответствующая формату программы модель поведения, а иногда и внешность. И далеко не все желающие работать в телевещании соответствуют этим критериям.
Интересного кандидата, обладающего совокупностью необходимых качеств, стремится привлечь и удержать любая компания. Но при этом на многих позициях немаловажно наличие предыдущего опыта. Так, по данным нашего кадрового центра, зарплата начинающего ведущего составляет около S1000, в то время как предложение для известного кандидата может составлять S20 000. Надо заметить, что молодые кадры на экран пускают редко, исключения могут составлять только молодежные каналы и передачи. Профессиональный путь ведущего долог. И каждый шаг по карьерной лестнице, к примеру переход на проект с более высоким рейтингом, может занять значительный отрезок времени.
Проблема продвижения актуальна и для технических специалистов. Например, путь оператора к достижению высокого профессионального уровня, необходимого для участия в крупных проектах, занимает обычно 3-5, а иногда и 10 лет. До этого момента зарплата специалиста не превышает $1000—S1200, а работа нередко связана с поездками и командировками. Поэтому помимо знаний и навыков для достижения определенных высот оператору требуется много терпения и большое желание трудиться.
Схожая ситуация сложилась и для инженерного направления. По данным рекрутеров, нижняя граница уровня заработной платы специалиста аппаратно-студийного блока по проектированию телесетей, их монтажу и эксплуатации составляет S1000. Наработка опыта, необходимого для дальнейшего карьерного роста, занимает несколько лет. При этом инженеры обычно работают по сменному графику, что позволяет им быть задействованными на нескольких проектах и соответственно значительно увеличивать свой доход. Однако переход на более высокую должность не всегда всецело выгоден специалисту. Он требует от работника постоянной занятости и часто не сопровождается равноценным ростом вознаграждения, так как предложение для ведущих специалистов обычно не превышает S2000.
Если говорить об уровне заработной платы в данной отрасли, то в настоящее время ситуация на рынке довольно стабильная. Дело в том, что в начале 2006 года экспертами кадрового рынка было отмечено резкое удорожание специалистов. За первые три месяца повышение запросов кандидатов, которое и спровоцировало повышение компенсаций, составило 30-50%. И за полугодие зарплаты большинства специалистов возросли почти в два раза.
Реакция работодателей была, безусловно, болезненная, и многие компании не торопились увеличивать уровень компенсаций. Но темпы работы на телевидении очень напряженные, и промедление грозит потерей не только рейтинга, но и ценного кандидата. Поэтому компании вынуждены были признать данное повышение как тенденцию рынка. И постепенно разрыв между запрашиваемой и предлагаемой зарплатой сгладился.
В последнее время рост был умеренным - в среднем 10-20% для большинства специалистов в 2007 году. Исключения могут составлять лишь ключевые сотрудники как творческого, так и технического направления.
Спрос и зависящий от него уровень зарплат этих сотрудников может изменяться под действием различных факторов, например соперничества между компаниями. Специалисты нередко получают предложения от конкурентов с привлекательными размерами компенсации. Часто, чтобы удержать ценного кандидата, руководство вынуждено идти на соответствующее повышение уровня заработной платы.
Однако в сфере телевещания перемещение, особенно творческих работников, с канала на канал не распространено. И чаще их уход связан с различиями творческих или профессиональных взглядов на работу с мнением руководства.
Для специалистов инженерного направления причиной повышения уровня оплаты труда могут стать технологические изменения. В качестве примера можно привести распространение инженерных систем телевещания. Нередко поставка нового оборудования на российский рынок приводит к росту спроса на узких специалистов, обладающих необходимым опытом работы. И, как следствие, увеличивается заработная плата для данного небольшого сектора персонала.
Однако подобные колебания - скорее, рябь на поверхности телевещания. Они затрагивают лишь небольшую часть сотрудников.
Что касается серьезного шторма, то его провоцируют, как правило, значимые события.
Если в прошлом году таким событием стали выборы в Государственную думу РФ, то уже этой весной нам предстоит избрание Президента Российской Федерации. Можно прогнозировать, что это событие повлечет еще более оживленное соперничество. Безусловно, одними из самых активно задействованных средств массовой информации будут радио и телевидение.
Делая прогноз на 2008 год, эксперты предполагают, что в связи с выборами потребность в специалистах как творческих, так и технических возрастет как минимум на 30%. Скорее всего, работодатели мобилизуют все имеющиеся кадровые ресурсы. Но необходимость заинтересовать сотрудников и компенсировать дополнительную нагрузку приведет к росту оплаты труда. Однако увеличение затронет ее переменную часть. Так, к примеру, надбавка за сверхурочную работу может вырасти в два-три раза.
Таким образом, спрос на специалистов и уровень компенсаций в телевещании подвержен воздействию многих факторов. При этом рынок труда в этой сфере очень чувствителен к изменениям не только внутри отрасли, но и к любым политическим, экономическим и социальным событиям в стране.
К сожалению, эксперты признают дефицит специалистов. Ведь, несмотря на увлекательность, работа на телевидении требует и от "творцов", и от технических работников не только профессионализма, но и полной самоотдачи.
Обзор заработных плат специалистов в области телевещания (по данным кадрового центра "ЮНИТИ")
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2008
Посещений: 11028
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций