В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
– Чем отличается получение лицензии на мобильное ТВ от стандартной?
– В современном законодательстве не существует отдельной лицензии на мобильное телевидение.
– Произойдет ли отток зрителей от домашнего просмотра ТВ к мобильному?
– Вряд ли возможен отток зрителей от домашнего просмотра ТВ к мобильному, так как эти услуги имеют разные профили использования и востребованы зрителями в разных ситуациях. Они не являются конкурирующими, а скорее дополняют друг друга.
– Будет ли этот рынок расширяться? появятся ли новые игроки?
– Он расширяется уже сейчас. Услуга мобильного телевидения появилась у всех операторов “большой тройки”. Мы ожидаем, что подобные услуги будут появляться и у менее крупных операторов.
– Какой пакет каналов может заинтересовать абонента для подключения услуги?
– Абонентам интересны пакеты, содержащие знакомые им телеканалы. В качестве базового пакета наиболее интересны телеканалы, входящие в так называемый первый мультиплекс.
– Каковы основные препятствия для развития мобильного ТВ в России?
– Рынок контента для мобильного телевидения как в России, так и в других странах еще плохо развит: большинство крупных каналов и правообладателей не имеют прав на вещание своего контента в мобильном ТВ. Кроме того, существуют некоторые технические ограничения. Для просмотра мобильного ТВ требуется скорость соединения не медленнее чем 75– 80 Кбит/сек, а такую скорость может обеспечить либо EDGE, либо 3G-сеть. Также операторам необходимо работать над повышением осведомленности клиентов об услуге. Мобильное телевидение пока далеко не всеми воспринимается как обычная услуга, и многие отказываются попробовать подключить ее только потому, что не могут предположить, что показ идет именно в прямой эфире.
– Произойдет ли отток зрителей от домашнего просмотра ТВ к мобильному?
– Уверен, что существенного оттока не произойдет. Поскольку модели просмотра отличаются значительно: мобильный телефон больше подходит для просмотра недлинных телевизионных эпизодов, в то время как длительность просмотра телевизора значимо больше. Это с одной стороны. С другой – смартфоны, планшетники и ноутбуки делают телевидение доступным практически в любом месте, обес-
печивая новый уровень свободы и комфорта для абонента.
– Будет ли этот рынок расширяться? появятся ли новые игроки?
– Обязательно будет. Независимые игроки уже начинают появляться, в то же время разрабатывается большое количество мобильных версий у крупных западных и российских телеканалов, в основной своей массе информационно-новостных, таких как “Россия 24” и CNN. Кроме того, рынок, безусловно, будет расширяться с развитием операторской розницы и появлением все большего и большего количества современных терминалов с предустановленными приложениями мобильного TV.
– Какой пакет каналов может заинтересовать абонента для подключения услуги?
– Абсолютно любой. “МегаФон” в рамках услуги “Видеопортал” предлагает сегодня более 50 ТВ-каналов, которые сгруппированы в пять пакетов (базовый, детский, спорт, интернациональный, для взрослых). В дачный сезон мужская часть нашей абонентской базы активнее подключает спортивные каналы, чтобы на даче в прямом эфире следить за матчами.
– Каковы основные препятствия для развития мобильного ТВ в России?
– Их несколько. Можно отметить неумеренные аппетиты правообладателей, которые рассматривают мобильное ТВ как простой аналог традиционного кабельного телевидения, что совсем не так ни по технологии, ни по потреблению, ни пока по размеру абонентской базы. Все это сдерживает развитие контентной базы, интересной для пользователей мобильного ТВ.
– Произойдет ли отток зрителей от домашнего просмотра ТВ к мобильному?
– Как такового оттока не произойдет, так как мобильное ТВ имеет свою нишу. На мой взгляд, мобильное телевидение будет наиболее интересно тем, кто любит читать в транспорте, спортивным болельщикам, не имеющим возможности стационарного просмотра спортивных трансляций. Мобильное ТВ станет дополнением к стационарному, помогая телезрителю смотреть любимые телепередачи вне дома.
– Будет ли этот рынок расширяться? Появятся ли новые игроки?
– Рынок, несомненно, расширяться будет. Другое дело, какой путь развития мобильного ТВ станет превалирующим. Будет ли это IPTV в
3G-сетях сотовых операторов, IPTV в Wi-Fi/WiMAX-сетях провайдеров или же это будет DVB-H со своей отдельной несущей частотой и специально созданными под него устройствами?
– Какой пакет каналов может заинтересовать абонента для подключения услуги?
– Помимо основных 8 каналов, однозначно должны присутствовать спортивные и детские каналы. Первые позволят болельщикам, не отрываясь от дел, следить за ситуацией на спортивных аренах, где проходят соревнования. Вторые – развлечь детей, например в семейных поездках. Еще один тип контента – это различные LifeShow, где есть возможность применять интерактив (проводить голосования, давать ответы на вопросы и т.д.). Телевидение на современном этапе должно вовлекать телезрителя, давая ему возможность управлять контентом. Напомню, что мобильное ТВ позволяет осуществлять обмен информацией с телезрителем. Также интерес у телезрителей вызовет канал, транслирующий видеоклипы из таких интернет ресурсов, как RuTube, YouTube и др.
– Каковы основные препятствия для развития мобильного ТВ в России?
– Их достаточно, но все они устранимы:
Что касается DVB-H, то операторы осторожно смотрят в его сторону, так как производители до последнего момента не оснащали телефоны модулями с DVB-H-приемниками. Однако есть возможность пойти по другому пути, создавая отдельные устройства, оснащенные DVB-H-приемниками, которые подключаются к обычным телефонам через Bluetooth, Wi-Fi или какой либо другой интерфейс.
– Произойдет ли отток зрителей от домашнего просмотра ТВ к мобильному?
– Отток зрителей от домашнего ТВ к мобильному маловероятен. Мобильное ТВ дает возможность смотреть телевидение, когда нет доступа к стационарному телевизору. В этом плане мобильные и стационарные устройства дополняют друг друга и предоставляют пользователям дополнительное преимущество – теперь они смогут не пропускать просмотр передач, которые они привыкли смотреть на большом телевизоре.
Мобильное ТВ также может привлечь тех пользователей, которые не смотрят телевизор дома по разным причинам. Скорее всего, это молодая аудитория, которая меньшую часть времени проводит дома и предпочитает потреблять развлекательный контент с помощью интернет-технологий.
– Будет ли этот рынок расширяться? Появятся ли новые игроки?
– Рынок этот будет расширяться за счет вытеснения простых телефонов и увеличения проникновения смартфонов. Также наметилась тенденция к увеличению экранов телефонов: производители оборудования предлагают пользователям высокопроизводительные планшетные компьютеры, что тоже положительно скажется на удобстве просмотра ТВ на мобильных устройствах и соответственно повысит внимание к услуге. Новых игроков, по нашим оценкам, будет немного. Это связано с тем, что мобильное ТВ – больше операторская услуга, когда мобильный оператор предлагает не только интересный контент, но и выгодный тариф на передачу данных при использовании услуги.
– Какой пакет каналов может заинтересовать абонента для подключения услуги?
- Разные группы абонентов могут заинтересоваться разными пакетами. Скорее всего пакетирование будет схоже с IPTV, и происходить оно будет по тематике контента: музыкальный, спортивный, детский, познавательный и пр.
– Каковы основные пре пятствия для развития мобильного ТВ в России?
- Основной вопрос состоит в удобстве и простоте использования мобильного ТВ. Так, компания “МТС” пошла по пути создания специального приложения для всех моделей смартфонов, которое позволяет просто и удобно смотреть мобильное ТВ и переключать телеканалы так же просто, как пультом на большом телевизоре.
В мае 2010 года компания “МТС” объявила о запуске в тестовую эксплуатацию вещания мобильного телевидения в стандарте 3G. Пользователям стало доступно интернет-вещание более 100 каналов, на которых представлены программы из 17 стран на 26 языках. Услугу отличает удобный интерфейс, специально разработанный с учетом потребностей и запросов абонентов.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2011
Посещений: 10610
Статьи по теме
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций