В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
— Александр, что компания "Триколор ТВ" анонсирует и презентует на выставке CSTB? Как вы вообще оцениваете выставку в этом году?
— Еще в прошлом году мы обнаружили, что наш стенд пользуется большой популярностью. И в этом году тенденция сохранилась — даже во второй день на нашем стенде был полный аншлаг. Представьте, у нас более 4 тысяч партнеров, установщиков оборудования для приема телевидения "Триколор ТВ", по всей России, и многие из них приехали на выставку. Нас посетило не только огромное количество дилеров, но и абонентов. Вообще, активности нам не занимать — мы выступаем на пресс-конференциях, проводим семинары, нас цитируют, обращаются за комментариями. В рамках выставки мы провели специальное мероприятие для журналистов, где подвели итоги прошедшего года и анонсировали планы на текущий год.
— Все события, происходящие в вашей компании, мы неоднократно освещали на страницах журнала. Расскажите нашим читателям о планах компании.
— Наши планы на 2013 год еще более амбициозны, чем в ушедшем году. Но основаны они на позитивной статистике прошлых лет. Мы собираемся прибавить 28% к нашей выручке, которая в 2012 году составила более 6,3 млрд руб. В планах — подключение 2,5 млн новых пользователей, причем все они будут HD-абонентами. Таким образом, число абонентов первого HD-мультиплекса "Триколор ТВ", куда сейчас входят 25 телеканалов, достигнет к концу 2013 года отметки в 3,5 млн.
Также будем развивать дополнительные сервисы. Их доля в общей структуре выручки за прошлый год выросла на 1%. Этому в большей степени поспособствовали запуск первого HD-мультиплекса "Триколор ТВ" и монетизация фильмового сервиса "Кинозалы "Триколор ТВ". Кстати, в конце февраля к "Кинозалам" подключились уже 250 тыс. абонентов.
— А 250 тыс. — это достаточная цифра для компании, которая считает абонентов миллионами?
— Это хорошая цифра за квартал! Более 10% от всех наших новых пользователей в этом году.
— У меня сложилось впечатление, что, предлагая HD-телевидение, вы таким образом пытаетесь увеличить абонентскую плату, так как просто поднять цены вы не можете — в сознании абонента уже закрепилась цена в 600 руб. Верна ли эта мысль?
— Дело в том, что рынок меняется, и все-таки, несмотря на то что Россия существенно прибавляет по динамике подключений к Pay TV, у нас действительно есть понятие кастомизации. Россия — это особая страна со своими правилами. И если посмотреть на мировую статистику, то в России самый низкий ARPU. В некоторых странах ARPU доходит до $300, а у нас всего лишь $20. Нам есть куда расти, это нормально, и мы обнаружили, что зритель готов за это платить.
Конечно, есть абоненты, которые семь лет бесплатно смотрят базовый пакет "Триколор ТВ" с федеральными телеканалами. Но, что бы там ни говорили, мы коммерческая организация и контент не достается нам бесплатно, емкость на ИСЗ требует значительных средств. Телеканалов в "Триколор ТВ" достаточно много, мы работаем над качеством картинки и постоянно изучаем спрос. Так вот, мы обнаружили, что абонент может и хочет платить за качественный контент. Мы будем дальше работать над качеством услуг и расширять линейку дополнительных сервисов.
— Но поднимать абонентскую плату вы не планируете?
— Пока такого у нас в планах нет. Пакет "Оптимум" остается. Единственное, мы будем сейчас сводить понятия, чтобы не было путаницы: "Оптимум", "Супер-Оптимум HD" и "Максимум HD". То есть будет просто переподключение абонентов.
— В этом году вы планируете подключить 2,5 млн абонентов. В следующем году, я думаю, ваши планы будут еще более амбициозными. Количество домохозяйств, количество населения в России не бесконечно. Как вы считаете, на какой цифре вы остановитесь? Какие у вас глобальные планы на десятилетие?
— На самом деле, здесь все понятно. У нас есть долгосрочное планирование, среднесрочное... Нашу цель — подключить 20 млн — никто не отменял. Дальше мы будем думать, в каком направлении развивать дополнительные сервисы. Ведь "Триколор ТВ" меняется, меняются приставки, технологии. У нас есть проекты для долгосрочного развития. Мы продолжим внимательно изучать потребности абонентов. Чем старше рынок, тем важнее становятся для нас предпочтения зрителей.
Сколько бы про нас ни говорили, что "Триколор ТВ" является дискаунтером, все наши шаги — это следствие продуманной стратегии. То есть если кто-то сейчас выйдет на рынок с минимальными тарифами, совсем необязательно, что это сработает. Здесь необходимо учитывать все в комплексе: и цену за вход абонента на этот рынок, и последующее обслуживание пользователя, и его предпочтения в области телесмотрения, и возможные изменения во вкусовых предпочтениях. Ко всему этому нужно быть готовым. И слава богу, за последние семь лет, если посмотреть на историю компании, мы действительно очень сильно выросли. Сейчас умеем контролировать изменения, и нам ясна наша стратегия на несколько лет вперед. Будущее нас не пугает. Предложение от "Триколор ТВ" станет только интереснее и насыщеннее.
— А не боитесь ли вы загнать себя в угол такими тарифами?
— Нет. На ряде конференций наши коллеги по рынку говорили, что будущее за интерактивным, нелинейным телевидением. Мы изучаем не только интересы наших абонентов, но и то, что происходит на смежных рынках, и понимаем, что это не тренд. Это просто дополнительная возможность для PR-акций. В России наберется максимум 100 тысяч абонентов интерактивного ТВ. Даже эксперты рынка говорят об этом. Ну что такое 100 тысяч для оператора, у которого сейчас 12 млн? Для нас это лишь один из дополнительных сервисов. Те агрегаторы, которые сейчас присутствуют в Интернете, работают в стриминговом телевидении. И вот здесь у спутниковых технологий преимущество. Нам потенциально все равно, сколько абонентов находится под искусственным спутником Земли. Будь то миллион, пять или целый миллиард. А у сетей есть существенное ограничение — при экспоненциальном порядке прироста абонентов в несколько раз дорожает технология. Поэтому наши перспективы достаточно оптимистичны.
— А ограничение по спутниковой емкости у вас есть?
— Это физический ресурс, и он, конечно, имеет ограничение. Другое дело, если мы сделаем тысячу телеканалов, нас необязательно станут больше смотреть. Рынок медиапотребления растет, но возникает интерес ко второму экрану. Когда телезритель смотрит основной экран, у него в руке находится планшет или смартфон. Вот это, наверное, будущее поле действий.
— Будет ли продолжена серьезная рекламная кампания?
— Мы не снижаем свои рекламные затраты, наоборот, увеличиваем их. За последний год мы вошли в 50 самых крупных рекламодателей страны по федеральному ТВ и по радио — в пятерку. Более того, мы уделим большое внимание рекламе в регионах. Она для нас не менее важна, чем общефедеральная. Нам приятно, когда "Триколор ТВ" у потенциального абонента ассоциируется с качественным спутниковым телевидением.
— Ваше отношение к 3D?
— Уже есть пример, говорить об этом пока рано.
— Пока рано или уже поздно?
— Вы знаете, уже поздно. Понятно, что это не работает. На самом деле, это уже проходили, когда в сотовых сетях внедряли сеть четвертого поколения. Считалось, что все будут пользоваться видеотелефонами, но оказалось, что это жутко неудобно и затратно. Во-первых, существует проблема с контентом. Во-вторых, есть уже неудачные примеры. Такая технологичная страна, как Япония, уже внедряла 3D, но ничего не получилось, более того, мы сами начинали ряд таких попыток и понимали, что это экономически нецелесообразно.
— Как вы расцениваете заявление HAT, что второй мультиплекс должен распространяться бесплатно?
— Мы к этой инициативе относимся очень настороженно. Поскольку на сегодняшний день очень хорошо знаем предпочтения наших абонентов. И навязывание некоторой идеи, что телеканалы второго мультиплекса обязательно должны быть бесплатны, в принципе разрушает сложившуюся картину телесмотрения. Все-таки у нас уже есть первый мультиплекс — телевидение и радио, которое мы распространяем бесплатно, в ущерб арендованной спутниковой емкости. А емкость стоит достаточно больших денег, никто не делает скидок. Мы должны развивать это направление за свой счет. Более того, когда речь зашла о втором мультиплексе, никто не обещал, что он обязательно будет must-carry. Соответственно это взаимоотношения телеканалов и РТРС. Такая позиция, я думаю, у всех участников рынка, и не только спутникового. Если все-таки у нас, как у спутникового оператора, потенциально есть еще емкость, я думаю, что в кабельном сегменте с этим сложнее.
— Вы обсуждали этот вопрос с представителями государственных органов?
— Первая встреча уже состоялась. Мы надеемся, что будет продолжение этой инициативы и наше мнение будет учтено. Ведь наша коммерческая модель прекрасно работает. За полгода существования в "Триколор ТВ" HD-мультиплекса из 25 каналов к нему подключился миллион абонентов. Это наши абоненты. И не важно, какие телеканалы в мультиплексе, он сам решает, что он хочет смотреть и где он это хочет смотреть, и мы планируем сохранить это право выбора.
— Почему вас не беспокоил этот вопрос, когда было установлено, что первый мультиплекс будет бесплатным?
— Потому что каналы первого мультиплекса имеют достаточно высокий рейтинг. Поэтому здесь у нас не возникло сомнений. Но всегда нужно думать о том, что будет дальше. Что появится после второго обязательного мультиплекса? Третий мультиплекс?
— Возможно ли будет убедить государство?
— Я очень на это надеюсь. Все-таки нас приглашают на открытые конференции. Мне кажется, что оператор, который занимает 86% рынка спутникового ТВ по одним данным и 96% — по другим, должен иметь право быть услышанным. Ведь "Триколор ТВ" сегодня — это социально значимый объект. Мы сейчас первые в Европе. Через год мы станем вторыми в мире. Поэтому навязывать мнение со стороны, которое не отвечает тенденциям рынка, довольно странно. И я сомневаюсь, что это ведет к развитию телесмотрения.
Беседу вела
Анна Заварзина
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2013
Посещений: 11321
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций