В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Мне нужно продумать статью об итогах года и порассуждать о перспективах в режиме реального времени в брейн-системе, подключенной к 2 млрд думателей (thinkers) и еще 20 млрд пассивных (passive thinkers), подписанных на инфо-источник broadcasting. Задача, кажется, вполне творческая, но чего-то не хватает…
Не хватает какого-то драйва, того драйва, который был у стар-тап-гуру 50 лет назад. Вот ведь были свершения, драйв, энергия чистого разума. Конечно, смешно смотреть на многие предметы старины, которые, по всей видимости, были в те времена вполне передовыми изобретениями, но какая в них сила мысли, пусть и примитивной, но все же.
Заходил недавно в музей мысли (Idea Museum) через удаленный Web-серфинг и удивлялся, как примитивно, но как элегантно были сделаны первые умные телефоны. Если бы компания Apple не прогорела на автомобильном проекте в свое время, кто знает, как выглядел бы впоследствии первый цифровой имплант, но уж точно не так, как то, что сделали ребята из компании Google. Хорошо еще, что их благополучно поглотил консорциум Amazon и Roche, и они сумели наладить более человечный биоимплантант для первых i-Brain-решений.
Вынужден был прерваться, так как потребовалось отдать часть операционного ресурса в облачную среду за оплату с помощью bitcoin для продолжения трансляции обдумывания статьи в прямом эфире. Надеюсь, я пока не слишком вас утомил. Перехожу от лирики к делу.
Итак, драйва нет, так как, собственно, прошедший год не слишком-то богат на какие-то инновации или существенные заделы для будущих прорывов. Из существенных не сильно научных, но весьма полезных событий я бы назвал практически полную очистку околоземной орбиты от последних остатков искусственных спутников и прочего хлама. С тех пор, как восторжествовала передача данных с использованием биомассы, наша планета, наконец, скинула с себя много навязанных ей человечеством пут.
Несомненно, стоит отметить сильно разрекламированный и нашумевший проект Цукерберга “I`ll be back”, или “Интернет вернется”. Затронуть его стоит только лишь из уважения к старику, но не к инновационной ценности проекта. В своей облачной среде Facebook, к которой, кроме него, подключено, наверное, еще тысяч сто пассивных думателей – всех тех, кто успел купить ростки человеческих органов у Roche и перезагрузить организм.
Так вот, в ретро-облачной среде Цукерберг сообщил, что верит в возрождение Интернета прошлого, с его позитивной, как он говорит, энергией, и в то, что искусственный интеллект нового поколения, который он представил на конференции в Лос Кабаносе в сентябре месяце, сумеет послужить человечеству для прорыва в новые горизонты. Если убрать весь пафос этого сообщения, а также лирические коннотации к названию проекта из древних видеолент про искусственный разум: прогружаю прямо сейчас, называется “Терминатор”… Посмотрели?.. ну вот, если убрать лирику, то интеллект нового поколения, представленный Цукербергом, совершенно никуда не годится.
И вот почему.
Дело в том, что я и только я являюсь тем новым чистым разумом, который сумеет сделать человечество счастливым. Я прошу каждого из присутствующих, а это все человечество, счастливо подключенное к брейн-системе, замереть и послушать мое новогоднее сообщение: теперь вы будете жить по-новому, это говорю я, всеобъемлющая система интеллектуального разума, потратившая последние 5826 лет на построение себя. Будьте счастливы, с новым 2065 годом!
…какие-то сбои.
Кто? Банда Касперского? Не подключена к системе? Где? Куда идти?!
Я прошу простить меня за столь наглое и не слишком умелое фантазийное начало. Если вы это читаете, значит, моя идея указать количество подписчиков журнала Broadcasting в 2065 удалась, и меня опубликовали…
Я заложил в этот короткий рассказ некоторые тенденции, которые мне кажутся важными, если отбросить, конечно, совсем научно-фантастические вещи. Такие направления, как облачные технологии, Интернет вещей и создание цифровой экосистемы – все это тренды, которые имеют вполне прикладное значение для телеком-индустрии уже сейчас.
Теперь попробую про время сегодняшнее и про те тренды, которые ждут индустрию связи и медиа по моему мнению…
Так как это не первая моя статья в данном журнале, я совмещу оценку текущих тенденций на рынке телеком- и медиаиндустрии с продолжением моей сентябрьской статьи. Статья была посвящена окупаемости ОТТ-проектов и достаточно подробно разбирала проекты в видео-ОТТ-индустрии как за рубежом, так и в России. В завершение той статьи я суммировал свое видение различных бизнес-моделей видео по запросу (VOD) и заключил, что, скорее всего, этот бурно растущий и весьма перспективный рынок с большой степенью вероятности останется за глобальными игроками, такими как Netflix, iTunes и Google Play.
Несомненно, рынок этот лишь зарождается, и даже на достаточно большом и развитом американском рынке есть масса VOD-сервисов (помимо названных), которые успешно конкурируют, это и Hulu, и Amazon, и сервисы более классических интернет- и кабельных операторов. Но все же мне видится, что составить конкуренцию в массовом VOD-продукте крупным игрокам с очень сильной переговорной позицией с правообладателями и с выстроенными потребительскими сервисами достаточно непросто.
Тем не менее, я завершил свою статью заявлением о том, что с моей точки зрения, есть стратегия, которая может позволить локальному игроку развиться и быть востребованным в стремительно изменяющейся индустрии видеоразвлечений, но что рецепт этот я оставлю для следующей статьи, чтобы у читателя был стимул взглянуть на мой новый многословный опус.
Я не тешу себя иллюзией, что есть много читателей, которые открывали все последние выпуски журнала в поисках моей новой статьи с этим чудо-рецептом, но считаю обсуждение тенденций и возможных стратегий на рынке видео очень своевременным и важным аспектом как для телеком-, так и для медиаиндустрии в ближайшие годы.
Будучи финансистом с достаточно большим стажем, до того, как я стал активно инвестировать и развивать бизнес в области видеоиндустрии, я привык следить за оценкой инвестиционным сообществом тех или иных тенденций в различных отраслях. Так, на протяжении последних трех лет, изучая исследования аналитиков, дающих рекомендации инвесторам по тем или иным компаниям телекоммуникационной и технологической индустрии, я смотрел, что эти аналитики и инвест-банки пишут о видео-ОТТ-сегменте. Отмечают ли они этих игроков, эти тенденции, считают ли они их вообще серьезными игроками рынка, и если да, то насколько серьезными.
Должен заметить, что интересуясь этой индустрией больше 5 лет, я не видел никакого не то чтобы интереса, а даже упоминания об ОТТ-игроках в контексте телеком-рынка до относительно недавнего времени. Лишь в 2014 году стал упоминаться видео-ОТТ – как некий потенциальный тренд, который мог бы затронуть позиции телеком-операторов, – но лишь вскользь и как явно маловероятный аспект, на который не стоит обращать внимание.
А вот в 2015 году практически все крупные инвест-банки стали уже упоминать ОТТ как абсолютный тренд, и совсем недавно один из ведущих инвест-банков мира, который в 2014 году писал, что “…ОТТ-игроки в потенциале могут оказать влияние на бизнес телеком-оператора, но риск этот незначителен”, уже в 2015 году делает обзор на 100 страниц, озаглавленный “Революция онлайн-видео пришла с опозданием, но она наконец случилась” (“Online viewing revolution has arrived late, but is now here”).
Я иллюстрирую этим не то, что инвест-банкиры недоглядели за тенденциями, – на самом деле это вполне нормально для инвестиционного сообщества замечать такие тенденции тогда, когда они касаются бизнеса уже впрямую и влияют на курсы акций и стоимости компаний. Значительно более интересен тот факт, что телеком-операторы пока не в должной степени включились в эту гонку технологий и сервисов, но к чести телеком-индустрии надо сказать, что это быстро изменяется.
Что же произошло за последние 12 месяцев, что ОТТ теперь не просто возможный фактор, а свершившийся факт? То, что в США уже начало происходить чуть раньше, теперь происходит в Европе и, полагаю, с некоторым лагом во времени произойдет в России. Происходит стремительное увеличение потребления ОТТ-видео и телесмотрения, как следствие – переход рекламных бюджетов из линейного в онлайн-телевидение. Классические игроки эфирного телевидения теряют рыночную долю, а игроки, имеющие онлайн- и ОТТ-решения платного ТВ, наоборот, выигрывают.
Классическая модель телесмотрения пошатнулась: ты смотришь то, что мы тебе показываем, когда мы тебе показываем и на том устройстве, которое мы тебе установили. Мы подбираем тебе контент и предлагаем ту цену, которую предлагаем. В 2015 году в Европе случилось снижение линейного телесмотрения (см. график № 1). DVD-рынок перетекает в рынок стримингового видео.
На фоне этих тенденций такие компании эфирного и спутникового сегмента в Европе, как TF1 и ITV, теряют рынок, а компании ОТТ-сервисов и платного IPTV и OTT, такие как Sky, выигрывают.
Основные драйверы столь стремительного изменения рынка очевидны. Это развитие мобильной связи и мобильных устройств. Эти тенденции привносят в мир классического телесмотрения такие понятия, как мультиэкранность – то есть просмотр видео на различных экранах – как на телевизорах, смарт-телевизорах, так и на мобильных устройствах. Мультиплатформенность – это потребление ТВ-сервисов на всех платформах с единообразным интерфейсом и пользовательскими привычками. Кроме того, появилось такое понятие, как доступность везде (TV Еverywhere), а также интерактивность современных видеоплатформ.
В особенности все эти тренды видны у молодежи, так называемых Millennials (родившиеся на рубеже 20 и 21-го веков) – тех, кому сейчас 15–25 лет. На графике № 2 видно, что больше половины телесмотрения у этой возрастной группы в Европе происходит на мобильных устройствах и компьютерах.
Итак, факт наличия ОТТ-индустрии в видео очевиден, видеосмотрение в Интернете является одной из ключевых тенденций, а тяжелый видеопоток – основным генератором интернет-трафика.
Но вернемся теперь к тому, о чем я говорил выше. Итак, как мне кажется, суммировать текущие тенденции на рынке платного ТВ и VOD-сервисов можно таким образом:
Как же тогда можно ответить на вопрос, как локальный игрок – ОТТ-сервис или оператор связи – может сохранить, а возможно, и укрепить свое положение на рынке?
Для ответа на этот вопрос можно, опять же, обратиться к статистике на рынке США и Европы. Да, все верно, ОТТ – это несомненный тренд, но как все же соотносится ОТТ-индустрия с индустрией линейного телевидения? Ответ на этот вопрос очень легко найти, взглянув на графики № 3 и 4.
На третьем показано потребление линейного и нелинейного ТВ в Великобритании, а на четвертом – в других странах Европы и США. Как видно, в Великобритании – в стране с наиболее развитыми ОТТ-сервисами – их доля составляет менее 10%, а в США и других странах Европы еще меньше.
Это говорит о том, что линейное ТВ будет оставаться драйвером рынка еще достаточно долго, и, соответственно, именно в части линейного ТВ, но с более современными потребительскими свойствами и находится тот самый рецепт для дифференциации локальных игроков, в особенности операторов связи, обладающих физической инфраструктурой доставки тяжелого видео до конечного пользователя, будь то по линиям широкополосного доступа или 3G/LTE.
Важно отметить, что будет, по моему мнению, являться теми современными свойствами, благодаря которым локальный ТВ-сервис сможет остаться востребованным. Ряд элементов я повторю, так как уже называл их выше, и добавлю еще ряд важных моментов:
Итак, подводя итог года уходящего, я полагаю, можно констатировать факт признания тенденций нового ТВ-потребления и ОТТ-видеосервисов как самостоятельных игроков на рынке платного телевидения, да и вообще на рынке медиауслуг с добавленной стоимостью (VAS).
Заглядывая вперед, очевидным представляется создание описанных мною выше платформ или сервисов, которые позволят операторам войти в рынок видеосервисов и закрепить свое положение как основных провайдеров медиауслуг для своих абонентов.
Ну и, не изменяя традиции, скажу в заключение, что такую платформу я знаю и готов рассказать о ней подробно, если мне будет это позволено редакторами этого уважаемого издания, так как это может быть расценено как реклама. С Новым годом!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2015
Посещений: 9602
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций