Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мобильное телевидение без границ

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мобильное телевидение без границ

Еще год назад к услуге "мобильное телевидение” относились с определенным скепсисом, сложно было представить, что кто-то будет смотреть любимые передачи на небольшом экране мобильного телефона. Но сегодня мобильное телевидение становится все более законченной услугой, предназначенной для людей, которые умеют ценить свое время

Мобильное телевидение уже реальность

Андрей Черников
Генеральный директор ООО "Доминанта", ГК "Вымпелком"

— Что способствовало росту популярности услуги “мобильное телевидение" в этом году?

- Ответом на этот вопрос может послужить общеизвестный факт. Люди интересуется тем, что происходит вокруг, и они готовы получать информацию в любое время и в любом месте. Этот год был насыщен различными событиями, мы не берем общеполитические и социальные, я имею в виду спортивные события. В этом году была Олимпиада, чемпионат мира по хоккею, чемпионат мира по футболу, и все эти мероприятия проводились очень далеко - в ЮАР, в Канаде. Из-за временного сдвига в те часы, когда люди привыкли смотреть телевизор, а это чаще всего вечером, дома, сидя на диване, им приходилось искать новые пути просмотра. Все дело в том, что все мероприятия проходили либо ранним утром, либо днем, и никакой альтернативы получать информацию в реальном времени через Интернет, смотреть скриниг того, что происходит, или следить за ходом событий в прямом эфире по центральным каналам не было. Поэтому я считаю одним из наших серьезных преимуществ то, что мы даем человеку возможность смотреть те программы и в то время, когда они доступны и когда человек может, а с мобильным ТВ он может это делать всегда, в любой момент, в любом месте и не привязываясь ни к чему. Именно поэтому, конечно, основным драйвером было наличие достаточного количества мероприятий, востребованных у аудитории, а спорт всегда самый востребованный.

— Есть ли препятствия на пути развития?
- Основное препятствие - отсутствие выбора телефонов, так как всего две модели, у которых присутствует приемник DVB-H, который позволяет смотреть мобильное телевидение. Эта ограниченность модельного ряда не позволяет охватить всю аудиторию. В наших планах иметь пять аппаратов, которые покрывали бы все потребительские ниши. Но есть и еще одна проблема -это регулирование области телевещания в РФ, наше телевидение является частным случаем цифрового эфирного большого телевидения, а сейчас Россия находится лишь на пути становления цифрового телевидения со своими проблемами. Сложность в том, что нет нормативно-правовой базы, которая регулировала бы отношения между вещателями, операторами, абонентами. Не все контент-провайдеры, вещатели представляют себя в цифровом виде, а что уж тогда говорить про мобильное ТВ. Поэтому мы попали в патовую ситуацию: мы хотим развиваться, а нормативно-правовой базы пока не существует.

—  Сейчас вы работаете в тестовом режиме, но все-же есть ли у вас статистика, сколько людей уже смотрит мобильное ТВ?
- Уже сейчас более 10 тыс. человек приобрели аппараты и обращаются к нам за подключением.

— Как влияет наличие мобильного ТВ на работу телефона?
- Если вы имеете в виду перегрузки, то их нет. Даже больше могу сказать, когда мы работаем с производителями телефонов и кастомизируем их в нашу сеть, то упор делаем на то, чтобы во время просмотра человек мог спокойно принимать звонки, происходила параллельная работа и одно другому не мешало.

— Вы будете работать по пакетной системе?
- Предполагается, что да. Мы будем иметь несколько пакетов, сейчас это один пакет, и, приобретая телефон, путем набора некоторых команд, комбинации клавиш на телефоне пользователь легко может подключить эту услугу, сначала запросив права на нее. Это необходимо, потому что мы вещаем в кодированном, закрытом виде, чтобы защищать и свои права, и права вещателей, которые передают нам свой контент, поэтому пользователи при первоначальном подключении обращаются к нам за этими правами. В дальнейшем мы отслеживаем, чтобы у прав не истек срок годности, напоминаем, что нужно их обновить.

— А какой пакет уже есть?
- Сейчас у нас один пакет “Базовый", в который входит шесть федеральных каналов, которые должны входить в первый мультиплекс, а также несколько развлекательных, спортивных, музыкальных, то есть всего мы транслируем 12 каналов.

— Какие еще пакеты вы планируете сделать?
- Когда мы разрабатывали бизнес-модель, то планировали, что основное привлечение абонентов будет за счет некоего премиального контента, это серьезные спотивные каналы, серьезные развлекательные каналы, в том числе каналы для взрослых.

— По какому принципу вы отбираете каналы в пакеты?
-  Безусловно, это должны быть каналы с высоким рейтингом, естественно, мы ориентируемся на большое телевидение и делаем наши предположения, основываясь на тех данных, которые мы имеем от большого телевидения. Очень много было идей с момента развития мобильного телевидения о том, что у него должен быть свой канал, свой формат: короткие программы, какие-то сериалы, мультики, клипы. Но на самом деле я считаю, что люди хотят смотреть то, что они обычно смотрят, просто в тех местах, где у них нет такой возможности. А вот как раз клипы и все остальное можно просто закачать и посмотреть позднее. Мы часто проводим различные исследования и они показывают, что люди смотрят всегда и везде, и, более того, часто рейтинг программ, которые смотрят на большом ТВ, сопадают с рейтингом той же программы, которую смотрят на мобильном. Например, если есть прайм-тайм, то у нас он тоже есть и приблизительно в то же время, под вечер.

— Но если есть возможность посмотреть на большом экране, зачем смотреть на мобильном?
- Ну, вы же знаете, как передвигаться в Москве по пробкам, ты не можешь выйти в 6 с работы и в 7 уже быть дома. Также у людей большая социальная жизнь: ресторан, кино, театр и по пути туда или обратно они хотят смотреть то, что они обычно смотрят дома. Самое главное, наверное, что профиль нашего абонента в принципе совпадает с профилем нормального телезрителя. А еще есть одно заблуждение, что мобильным телевидением нельзя пользоваться дома. Да, хорошо, если у вас 2-3 телевизора, а когда такого нет и каждый член семьи хочет смотреть что-то свое? Мобильное телевидение - это как раз такой некий индивидуальный продукт, который можете смотреть вы и только вы.

— Вы не планируете создание отдельного мобильного канала?
-  Нет, вы знаете, не планируем, мы не видим такой необходимости. При наличии большого выбора каналов, которые мы можем предложить абоненту, создавать свой, это не совсем правильное решение.

— Есть ли отличие по качеству картинки?
-  Нет, его нет. Естественно, мы урезаем качество по особенностям технологического стандарата. У обычного телевидения это 576 строк, у нас в два раза меньше, но это лишь потому, что экран маленький, максимальный размер всего 7 дюймов. Но тем не менее качество картинки позволяет читать бегущую строку и наблюдать за полетом шайбы на хоккейном матче.

— Какой будет тарифная сетка?
- Ну, естественно, базовый пакет будет стоить одни деньги, премиальный -другие. У нас есть цифры, которые мы закладывали на стадии планирования, и мы понимали, что эта услуга может существовать и быть прибыльной лишь при ее массовости, а чтобы быть массовой, цены должны быть соизмеримы с нормальным телевидением. Если у “НТВ Плюс" премиальный контент стоит порядка 1000 руб., а за обычную антенну человек платит порядка 95 руб., мы далеко от этого не уйдем. В среднем планируем где-то 150-300 руб. в месяц за все удовольствие. А, к примеру, за 500 руб. получаешь все, что только можно. Мы хотим, чтобы эта услуга была доступна для всех.

— Когда вы планируете выйти из тестового режима и когда начнете получать доход от услуги?
- Получать доход мы планируем не скоро и не сразу, поскольку у нас есть большие операционные затраты.  Пока рано об этом говорить, но, по нашим расчетам, окупаемость проекта должна завершиться через 5-6 лет. Когда мы выйдем в эфир, все будет зависеть от нашего государства. Мы надеялись, что все организационные вопросы будут решены в апреле, потом в сентябре, но нам остается только ждать.

Простота – залог успеха

Лариса Ткачук
Заместитель генерального директора компании “Мегафон” по коммерческим вопросам

— Чем обусловлен рост популярности услуги “мобильное телевидение" в этом году?
-  В первую очередь рост абонентской базы продиктован повсеместным распространением технологии EDGE и развитием ЗО-сетей, которые подготовили базу для внедрения мобильного телевидения, например, услуги “Мегафон" - “Видеопортал". По нашим данным, на июль 2010 года число абонентов, подключивших этот сервис, превысило 450 тыс. человек. Исследование, проведенное “Мегафоном” показало, что клиенту в первую очередь важно четко понимать, за что он платит, и не думать о трафике (8 руб. в день за 30 каналов без ограничения). Эта простота и обусловила востребованность услуги, а постоянно улучшающееся качество потока за счет модернизации сетей “МегаФон” (сегодня в сети установлено более 10 тыс. базовых станций 3G) и увеличивающееся количество и качество контента позволяют нам надеяться, что услуга в дальнейшем станет еще более популярна.

— Есть ли препятствия для развития услуги в России?
- Услуга будет развиваться с развертыванием мощностей сетей 3G и 4G. Вообще, сети третьего поколения служат прекрасным драйвером для услуг, базирующихся на технологиях передачи данных, поскольку возросшие скорости позволяют предлагать все новые возможности для абонентов.

— Какой контент подходит для мобильного телевидения? Каналы какой направленности будут пользоваться популярностью в mobile TV и есть ли необходимость в создании специальных мобильных каналов?
-  Мобильное телевидение не является заменой домашнего, оно имеет другую цель - позволяет не пропустить любимую передачу или футбольный матч, когда абонент в дороге или, скажем, ждет посадки в самолет. Тем более что профиль пользования отличается от большого ТВ - в телефонах наиболее востребован развлекательный и информационный контент, и это надо учитывать. Поэтому мы внимательно следим за потребностями абонентов, развиваем специализированные каналы, в частности скоро будут доступны специальные каналы для любителей спорта.

— Когда, по вашим прогнозам, операторы начнут получать реальные доходы от предоставления этой услуги?
-  Мобильное телевидение - одна из интересных дополнительных услуг, которая привлекает клиента в сеть оператора и повышает уровень дохода на абонента: 500 тыс. пользователей для подобной услуги - это хорошая база. Отмечу, услуга “мобильное телевидение” работает на одну из главных целей “МегаФона" - укрепление лидерства в сегменте мобильного Интернета. По данным ComNews Research на долю компании приходится порядка 39% всего мобильного интернет-трафика.

— Какова наиболее приемлемая форма платы за мобильное телевидение?
- Есть несколько вариантов тарификации мобильного ТВ: безлимитный тариф, плата за трафик и рекламная модель. Пока мы остановились на версии с безлимитным тарифом, поскольку это наиболее прозрачная для абонента и эффективная в плане ведения бизнеса модель. В будущем мы не исключаем возможности использования и других вариантов или их комбинаций.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2010
Посещений: 10823

Статьи по теме

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций