В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей Дорофеев
Media Consulting Group
Светлана Домбровская
Media Consulting Group
В настоящее время в сфере цифрового вещания действует несколько категорий участников. Рынок с переменным успехом делят основные игроки: крупные мультисервисные сети, оказывающие спектр комплексных услуг Triple Play и Quadro Play; спутниковые DTH-операторы; небольшие сети масштаба района или города, в основном специализирующиеся на одном виде услуг CaTV (телевидение или Интернет).
В крупных городах, как правило, рынок полностью освоен и поделен между ведущими игроками, и вопрос расширения абонентской базы уже не является актуальным -конкурентная борьба операторов строится за счет повышения лояльности абонентов: работа над качеством и ассортиментом предоставляемых услуг, формирование гибкой системы тарифных планов и внедрение интересных и удобных потребителю сервисов.
Если говорить о преимуществах предоставления комплекса сервисов для операторов, то повышение конкурентоспособности возможно, в том числе, и за счет предоставления услуг нового типа. С другой стороны, появление, например, у оператора Интернет-доступа услуг IPTV или VoIP автоматически выводит компанию на новый рынок, где ее позиции могут оказаться гораздо менее прочными, чем у "ветеранов". Но как бы то ни было, диверсификация сервисов все же, скорее, благо для компании, особенно если технологические ресурсы позволяют реализовать ее с минимальными затратами. Можно спрогнозировать, что в будущем концепция предоставления пользователям мультисервисных услуг станет единственным способом для выживания операторов на рынке.
Потенциальной аудиторией мультисервисных сетей в Москве можно считать 1,12 млн домохозяйств (33% от общего числа), имеющих "быстрый Интернет", а основными игроками на растущем рынке Triple Play должны стать ведущие провайдеры столицы - "Система Телеком" ("Стрим" и "Стрим ТВ" с 32,1% абонентов), "Корбина Телеком" (принадлежит Golden Telecom, 8,8%) и "Акадо" ("Комкор-ТВ" входит в "Ренова-медиа", 8,6%). Среди потенциальных претендентов на значимую долю рынка аналитики также отметили группу "Нафта-Москва", которой принадлежат кабельные операторы "Мостелеком" и "Национальные кабельные сети".
На рынке регионов складывается другая картина. Операторы стремятся расширить свою базу за счет охвата новых абонентов, но и расценки на услуги в регионах относительно высокие. При этом захват аудитории сейчас осуществляется в основном не с помощью ценового демпинга на рынке, а за счет повышения качества и расширения ассортимента услуг, приближаясь, таким образом, к политике столичных операторов. Несмотря на то, что региональный рынок еще имеет потенциал для роста, конкуренция на нем также начинает расти с приходом крупных игроков, следствием чего также станет снижение стоимости услуг.
При достаточно высоком уровне конкуренции операторы вынуждены монетизировать абонентскую базу не за счет экстенсивного расширения числа пользователей, а за счет повышения ARPU. В этой ситуации телевидение, как один из интересных абоненту и развитых сервисов, играет далеко не последнюю роль.
Анализируя данную ситуацию, следует отметить, что на первую линию выходят операторы, предоставляющие качественный и интересный контент. Именно уникальный контент является решающим аспектом при формировании пакетов вещания для потребителей. Таким образом, возрастает конкуренция каналов за предоставление в пакете наиболее успешного оператора.
Данная ситуация напрямую влияет на коммерческие взаимоотношение каналов и операторов. За качественный и актуальный контент операторы готовы платить каналу. Однако в случае, если контент сделан не на столь высоком уровне, операторы возьмут с них плату за присутствие в пакете или даже примут решение о невозможности включения того или иного производителя контента в пакет вещания из-за низкого качества продукта. Среди основных путей монетизации телеканалов сейчас можно назвать:
— плату кабельных операторов за право вещать телеканал в своей сети;
— сборы от размещения рекламы в эфире телеканала (прямые либо при работе с контент-провайдерами, основанные на принципе разделения прибыли) ;
— телемагазины.
Нетрудно догадаться, что если крупные бренды с большой библиотекой собственного качественного контента интересны зрителю, а следовательно, и операторам, то существование в пакете вещания каналов, подобных "Магазину на диване", не является очевидным с точки зрения повышения лояльности абонентов, поэтому не все операторы включают их в пакет.
По экспертным оценкам компании Media Consulting Group, коммерческая политика операторов будет смещаться от ситуации, когда операторы оплачивают предоставляемый производителем контент, к ситуации, когда канал платит оператору за право присутствовать в пакете вещания. Это произойдет из-за того, что каналы в большой степени заинтересованы в аудитории, которую могут предоставить операторы.
Очевидно, что при формировании пакета для оператора решающим становится качество контента, предоставляемого каналом. В данном случае играет роль не только перечень интересных программ в эфире отдельно взятого телеканала, но и возможность, например, просмотреть их в удобное для зрителя время либо воспользоваться имеющейся у оператора библиотекой контента. По этой причине в настоящее время ряд крупных операторов стремится включить в набор оказываемых услуг и такие сервисы, как DVR (Digital Video Recorder) и VoD (Video on Demand). В случае реализации сервиса DVR пользователь получает право просмотра интересной ему программы в удобное для него время, что, впрочем, возможно далеко не со всеми телеканалами, так как существует ряд ограничений, связанных с лицензионными правами на контент, накладываемых правообладателями в лице как самих телеканалов, так и производителей программ. В случае реализации сервиса VoD сами операторы агрегируют библиотеки интересного пользователю контента, предоставляемого, как правило, на платной основе - это может быть кино, музыка и даже клипы "караоке". Повышение конкурентоспособности в этом случае сильно зависит от возможностей операторов по решению задачи с регулированием вопросов лицензирования данного контента и авторских отчислений.
На данный момент наблюдается активный рост сегментации и распределение каналов с целью охвата каждого сегмента и ниши своим каналом. С другой стороны, у оператора нет острой необходимости экстенсивно наращивать количество каналов в пакете, так как наличие 100 и более каналов является избыточным для потребителя - абонент в любом случае будет смотреть определенный набор максимум из 20-30 каналов. И хотя операторы отдают себе отчет в ограниченном количестве востребованных каналов, они стремятся охватить каждый сегмент и нишу своим каналом.
Вне конкуренции находятся давно состоявшиеся зарубежные каналы, такие, например, как National Geographic, - их может быть и несколько в рамках одной тематики, так как они предоставляют высококачественный контент, а оператор заинтересован в наличии такого канала в своем пакете.
Ни для кого не секрет, что доля от реализации видеоконтента в доходах крупных операторов относительна невелика - не более 10-15% от суммарного объема реализации; основную прибыль приносят телекоммуникационные услуги. Однако также можно констатировать, что дополнительные сервисы (такие, как IPTV, DVR, VoD) при прочих равных будут являться не только дополнительным источником заработка, но и мощным инструментом повышения лояльности абонентов. Не стоит ожидать роста доходности от расширения перечня транслируемых в пакете телеканалов и дополнительных сервисов, однако, дав потребителю возможность выбора среди предлагаемого ассортимента развлечений, операторы резко повышают интерес аудитории к своему бренду.
Кроме того, предоставление зрителю широкого спектра различного видеоконтента представляется очень интересным в свете масштабных экономических неурядиц, последнее время сотрясающих мировой рынок. По оценкам операторов, "их" клиент не сокращает потребление телекоммуникационных услуг, а напротив, зачастую увеличивает. Люди проводят больше времени дома, предпочитая "домашние" развлечения "городским". В этой ситуации растет доля потребления услуг доступа в Интернет, просмотра различных телепрограмм и видео по запросу. И тогда те операторы, которые обеспечивают потребителю больший выбор "домашних развлечений" получают значительное конкурентное преимущество.
Исходя из вышесказанного, можно резюмировать, что в настоящее время услуги по предоставлению зрителю доступного и качественного видеоконтента будут являться одним из мощных инструментов повышения лояльности и привлечения новых абонентов. Для эффективного использования данного инструмента необходимо будет сосредоточиться на решении вопросов правильного выбора партнеров - телеканалов, производителей и правообладателей, а также управлении вопросами лицензирования видеоконтента. Время экстенсивного расширения проходит, на повестке дня - интенсификация работы с существующими абонентами путем повышения их лояльности и заинтересованности в широком спектре предлагаемых оператором услуг, немалую роль в котором играет видеоконтент.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2009
Посещений: 12684
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций