Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Формула успеха СМИ

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Формула успеха СМИ

Недавно я столкнулся с тем, что люди по-разному понимают понятие "успех". Для меня успех радиостанции - это одно, а для человека, который занимается коммерческой деятельностью, - другое

На мой взгляд, формула успеха СМИ состоит из трех "р": рейтинг, рекламные поступления и репутация. Для меня, как для главного редактора, основное в этой формуле - репутация, в то время как для генерального директора нашей радиостанции главной будет рекламная прибыль, а для маркетинговой службы - рейтинг.

Секрет успеха радио "Эхо Москвы" - в гармоничном сочетании трех "р". Мы все время ломаем голову над тем, какой частью репутации поступиться ради рейтинга, какой частью прибыли - ради репутации.

Эти рассуждения применимы к любому СМИ. Понятно, что можно создавать не репутационные передачи, которые будут иметь хороший рейтинг и будут приносить хорошую прибыль, и наоборот: например, у телеканала "Культура" великолепная репутация, но в адрес его руководства порой раздаются упреки в том, что рейтинг канала маловат. Однако это выбор телеканала "Культура", руководство которого решило частично поступиться рейтингом в пользу репутационных передач.

Чтобы с рейтингом и репутацией было все в порядке

Попытаюсь перенести эти рассуждения с уровня одной корпорации на уровень отрасли в целом.

Журналисты не должны вступать в конструктивный диалог с властью. Это не их дело, это дело общественных организаций. Однако сегодня мы недостаточно лоббируем интересы отрасли, у нас нет мощного объединения, которое целенаправленно занималось бы этим. Каждый сидит в своей норке, пока его не ударили: агентства в своей норке, газеты в своей норке, радиостанции в своей норке, канал "Культура" в своей.

Есть Союз журналистов, который должен заниматься репутацией профессии в широком смысле этого слова, и есть Индустриальный комитет, который, на мой взгляд, должен лоббировать интересы всей отрасли в органах власти. Именно Индустриальный комитет должен вести конструктивный диалог с властью. Есть HAT, которая должна заниматься широким кругом вопросов, связанных с производством, с новыми технологиями. Есть Академия ТЭФИ, перед которой стоят свои задачи.

Если между организациями, отстаивающими интересы отрасли в разных формах и видах, будут установлены горизонтальные связи, то с репутацией, рейтингом и рекламной прибылью СМИ будет все в порядке.

Но мы только в начале пути. Амбиций у нас очень много, мы все делим, в то время как уже поделили нас.

Потому что мы сила

Сегодня вполне реальной является угроза формирования определенного отношения власти к СМИ, которое выражается в создании возможных законов. Поэтому нам нельзя пропускать ни убийств журналистов, ни их преследования по политическим мотивам, где бы это ни происходило: в самом медвежьем углу, в самой маленькой газете какого-нибудь поселка. Нужно последовательно разъяснять нашу общую позицию, нужно показывать всем, что мы сила. Мы, журналисты, мы, члены HAT, - сила. Есть наши профессиональные интересы и интересы общества, которые мы должны защищать, устанавливая эти горизонтальные связи. Иначе принимаются поправки в налоговый кодекс, в Закон "О СМИ", в Закон "О рекламе" - в итоге, глядишь, ты уже не пресса, а отдел пропаганды мэрии города Урюпинска.

Непременное условие свободы

Иногда раздаются обвинения в том, что СМИ превратились всего лишь в предприятия с большим или меньшим денежным оборотом, что СМИ - это бизнес и только. Отвечая на эти обвинения, замечу, что все СМИ работают в условиях рынка, и, например, мы, "Эхо Москвы", можем позволить себе свободно изъясняться только в том случае, если наша радиостанция приносит прибыль и акционеры не имеют к нам претензий, касающихся убыточности. Мы добились того, что наша радиостанция приносит прибыль, и только после этого перед нами открылось свободное поле для деятельности. К сожалению, непременным условием свободы действий СМИ сегодня является их безубыточность и прибыльность. В проекте закона, подготовленном Индустриальным комитетом, СМИ рассматриваются только как бизнес-структура. О социальной функции информирования читателя, слушателя, зрителя не говорится ничего. Это проблема. Когда нам говорят, что СМИ должно зарабатывать деньги, а потом для печатных СМИ поднимают НДС в 2 раза, то это ведет к массовому разорению газет. Именно поэтому я говорю, что у разных частей сообщества есть свои функции: Союз журналистов должен прежде всего защищать свободу слова, Индустриальный комитет - лоббировать интересы индустрии.

Вопрос о том, заработать деньги или сохранить репутацию в какой-то конкретной ситуации, всегда решается путем обсуждения и выработки единой точки зрения. Здесь нужно взвешивать разные обстоятельства и учитывать возможные потери - не делая этого, ты умрешь либо как СМИ, либо как коммерческое предприятие.

Мой бизнес - свобода слова

Однажды, когда мы получали частоту на новое радио, коллеги спросили меня: что для тебя новая частота - бизнес или свобода слова? Я ответил: конечно, бизнес, потому что мой бизнес - это свобода слова. Отшутился, в общем. Однако в этой шутке есть доля истины. Как только ты жертвуешь одним, тебя обязательно потянет вниз другое. Мы в этом убедились. Бизнес средств массовой информации, которые жертвуют своей репутацией ради достижения сиюминутного эффекта (например, в процессе предвыборной кампании), рано или поздно завершается. Яркий пример - история с Сергеем Доренко, который ради высокого рейтинга программы жертвовал своей репутацией.

Главный редактор радио "Эхо Москвы"
Алексей Венедиктов

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2004
Посещений: 11927

  Автор

Алексей Венедиктов

Алексей Венедиктов

Главный редактор радио "Эхо Москвы"

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций