Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Простота не хуже воровства

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Простота не хуже воровства

Александр Дубровин
Технический директор радиостанции "Серебряный дождь"

Александр Дубровин

Сегодня ниши в российском радиобизнесе заполнены более чем плотно. Функционирует мно-, жество радиостанций, среди которых есть общепризнанные, прочно стоящие на ногах, и середнячки, которые производят достойную продукцию, пользующуюся спросом на огромном российском рынке. Но, к сожалению, реальность такова, что независимо от величины рейтинговых показателей общая прибыль радиостанции не настолько велика, чтобы можно было приобрести дорогостоящее приемно-передающее оборудование для обеспечения передачи качественного сигнала от выездной точки до эфирной студии. А ведь любую радиостанцию в первую очередь встречают "по одежке", т.е. по качеству ее звучания

Вероятно, стоит обратить внимание на способ формирования самой программы прежде, чем она попадет в цифровой поток и будет передана в эфирную студию. Но практически каждый технический специалист радиостанции в состоянии смонтировать "организующую единицу", состоящую из нескольких микрофонов, устройства для звуковой обработки, наушников, микшерского пульта и прочего необходимого оборудования. Особое внимание следует уделить микшерскому пульту: помимо суммирования аудиосигналов, поступающих с периферийных источников, он выполняет функцию прибора частотной коррекции. Ведь при поступлении звука на пульт есть возможность осуществить обработку его качества: повысить тембральную насыщенность, снизить уровень постороннего шума, придатьголосу или музыкальному инструменту глубину и полноту звучания.

Рассмотрим несколько приемлемых для радиостанций вариантов передачи аудиопотока, не учитывая при этом сложные технические решения, связанные с использованием спутниковых систем, а также тривиальные способы передачи аналогового сигнала по проводам с помощью телефона или телефонной медной пары.

Рисунок 1. Схема передачи аудиосигнала с помощью Интернета по выделенной линииВ подавляющем большинстве случаев радиостанции подключены к сети Интернет, причем постоянно (по выделенной линии с "толщиной" канала не менее 128 кбит/с). С помощью Всемирной паутины служба информации радио в реальном времени получает сводки информационных агентств для последующего освещения новостей
в своем эфире (рис. 1).

Если выездная точка, из которой вы осуществляете трансляцию, расположена, например,в гостинице "Россия" или "Балчуг", то вам не составит никакого труда договориться с техническими службами гостиницы о предоставлении доступа в Интернет на время трансляции (пропускная способность канала в таком случае составит около 2 Мбит). Также не составит труда скоммутировать микшерский пульт и компьютерную станцию, которая подключена к Интернету.

Компьютерная станция (или просто компьютер) обеспечивает кодирование входного аудиосигнала по алгоритму MPEG-3 с возможностью выбора значения скорости информационного потока оператором или, что лучше, аппаратно. Кодирование сигнала происходит с помощью программы Real Producer. Она служит своего рода сервером, к которому, используя обычный Real Player, подключается в качестве "клиента" другой компьютер, расположенный уже в эфирной студии и, разумеется, подключенный к студийному пульту. Причем скорости аудиопотока 64 кбит/с вполне достаточно, чтобы на выходе получить нормальное студийное качество звучания.

Основным преимуществом такой схемы является ее простота, а также низкие затраты на покупку недостающего оборудования. Ведь найти компьютер со столь простой конфигурацией (процессор с тактовой частотой не менее 800 МГц, 128 Мб RAM, хард-диск объемом не менее 20 Гб, звуковая карта с объемом памяти не менее 16 Мб, операционная среда Windows) особого труда не составит.

Рисунок 2. Схема передачи аудиосигнала с помощью Интернета по мультиканальному подключениюНо наряду с достоинствами у рассматриваемой схемы существуют и недостатки. Например, для обеспечения бесперебойности трансляции затрачивается больше времени на буферизацию аудиопотока, что, в свою очередь, вызывает задержку сигнала от реального времени почти на 30 с.

Но следует отметить, что несмотря на задержку, вы получите качественный звук в эфире. Вряд ли аудитории понравится слушать прямую трансляцию любимой рок-группы в "телефонном" качестве, в то время как об отставании от реального времени будет знать только звукооператор осуществляющий прямую трансляцию.

Рассмотрим вариант, когда в точке, из которой вы планируетет вести трансляцию, нет прямого подключения к Интернету. В таком случае вам потребуются 2 модема. Придется договариваться о предоставлении двух городских телефонных линий на время проведения трансляции. Технология передачи сигнала (рис. 2) идентична той, которая была описана выше, разница только в способе подключения к Интернету. Во втором случае используется мультиканальное подключение (PPP Multilink) с помощью двух модемов, для осуществления которого достаточно позвонить провайдеру. Скорость аудиопотока, достигаемая при этом, зависит от качества телефонных линий, через которые осуществляется соединение. Порой она достигает 128 кбит/с, а этого более чем достаточно, чтобы транслировать с тем самым студийным качеством, которого требует современный радиослушатель. Преимущества такой схемы Рисунок 3. Схема передачи аудиосигнала с помощью Radio Ethernetналицо — незначительные затраты, а также надежность и бесперебойность. Ведь даже если оди модем отключится от соединения, второй продолжит передавать аудиопоток (правда, с автоматическим программным понижением скрости передачи, что незначительно скажется на качестве звука, но только на то время, пока не подключится второй модем). Недостаток схемы прежний — отставаие на время буферизации аудиопотока.

Порой возникают более сложные условия, когда в удаленном от радиостанции месте нет ни Интернета, ни телефонных линий. Но и в таком случае возможна передача качественного сигнала. Для этой цели потребуется тот же самый компьютер для кодирования звука и компьютер в эфирной студии. К ним неоходима установка беспроводных сетевых карт (Radio Ethernet). Такие карты часто используются провайдерами при подключении "домашнего" Интернета. Указанные компьютеры соединяются в обычную локальную сеть, и передача аудиопотока осуществляется уже со скоростью 10 Мбит/с, что позволяет по качеству звучания "перенести площадку", откуда ведется прямая тансляция, непосредственно в эфирную студию. Существует и отрицательная сторона подобного подключения: оно требует прямой видимости между передающей и принимающей картой, а в условиях большого мегаполиса это порой неосуществимо (расстояние между точками не должно превышать 3-5 км). Схема подобной передачи сигнала приведена на рис. 3.

А теперь представьте ситуацию, когда под рукой нет ни Интернета, ни телефонных линий, ни даже привычных 220 вольт. Например, вы аходитесь на лесной поляне и вам необходимо передать в эфир какой-либо материал о том, что на этой поляне происходит. Как Рисунок 4. Схема передачи аудиосигнала с помощью Интернета через сотовый телефон и систему GPRSбыть? Спутниковую систему? Неоправданно дорого, да и необходимости в этом нет. В данном случае пригодится блок системы бесперебойного питания (UPS), который есть, пожалуй, в каждом офисе. Только вместо установленных в нем батарей нужно подключить обыкновенный автомобильный аккумулятор, желательно большой емкости. Затем включить UPS и получить на выходе те самые 220 вольт, даже в лесу. Для этого вполне хватит мощности, которую потребляет микшерский пульт и зарядное устройство для ноутбука. Правда, существует ограничение во времени: такая инсталляция "проживет" около двух часов. Сформированный на пульте аудиосигнал подается на звуковую карту портативного компьютера, который, в свою очередь, осуществляет кодирование входного звука и передачу сформированного им цифрового потока с помощью встроенной системы передачи данных (GPRS). Качество не вызывает претензий (рис. 4). Но и в данном случае существуют ограничения: система GPRS действует в радиусе 15 км от Москвы, а в регионах работает нестабильно либо не работает вообще. Следует ожидать, что в самом ближайшем будущем GPRS будет доступна не только в Москве и ее качество значительно улучшится багодаря расширению каналов операторами сотовой связи. Стоимость пользования GPRS вполне приемлемая: 25 центов за 1 Мб информации.

Конечно же, существует масса других технических решений, связанных с доставкой аудиосигнала на ваш вещательный центр. Но те, которые были описаны выше, наверняка будут доступны многим вещателям, в том числе региональным: они просты и не ребуют серьезных финансовых вложений. Тем не менее в результате их осуществления будет достигнута главная цель — высокое качество передаваемого сигнала. А это уже о чем-то говорит.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2003
Посещений: 13241

  Автор

Александр Дубровин

Александр Дубровин

Технический директор радиостанции "Серебряный дождь"

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций