В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Роман Столярский
Заместитель генерального директора "TПO Ред Медиа"
Ред Медиа" является одной из крупнейших на территории России и стран СНГ компаний, специализирующейся на производстве и распространении тематических нишевых телеканалов для спутникового и кабельного вещания. О том, чем живут нишевые каналы, с какими сложностями сталкиваются их создатели, а также о многом другом нам рассказал Роман Столярский, заместитель генерального директора "ТПО Ред Медиа"
-Роман Борисович, чем, на Ваш взгляд, обусловлена инвестиционная привлекательность рынка контента, подобного тому, как предоставляет ваша компания, именно сегодня?
-Последние два-три года рынок телевидения, в особенности кабельного, переживает бурный рост. Происходит укрупнение компаний, часто за счет скупки мелких региональных организаций. На российский рынок выходят крупные отечественные игроки, которые могут быть конкурентос пособны по отношению к западным каналам. Эти компании могут привнести много нового в развитие платного телевидения в России, включая кабельное.
С другой стороны, растет интерес абонентов-зрителей к российскому контенту. Именно поэтому назрела необходимость появления высококачественного телевизионного продукта российского производства, которого ждет наш зритель, готовый платить за каналы, демонстрирующие такой контент.
-Сколько стоит создать канал? Как быстро он окупится?
-Окупаемость канала в большой степени зависит от того, будет ли он интересен кабельным операторам, так как именно от них во многом зависит его продаваемость. При выборе канала кабельные операторы обращают внимание в первую очередь на контент. Если мы говорим о канале, который будет показывать исключительно программы, ранее демонстрировавшиеся другими эфирными компаниями, то есть не эксклюзивные, или программы просто ради заполнения эфирной сетки, то стоимость такого канала может быть и небольшой. Правда, и востребованность этого канала как у зрителей, так и у кабельных операторов на рынке будет не столь высокой.
Производство канала с уникальным контентом более высокого качества потребует больше расходов. На таком канале лучше иметь, кроме закупаемого контента, и продукцию собственного производства, как, например, на каналах "Авто-плюс", "Боец", "365 дней", а это чаще всего дороже покупки прав на имеющийся материал. Поэтому для создания и вывода канала на рынок, а также для его эффективного развития, расходы могут составлять не менее одного миллиона долларов. При этом окупаемость такого канала как минимум несколько лет.
Такой длительный срок требуется потому, что у нас еще не сформировался рынок платного телевидения. Он только-только развивается, и люди еще до конца не поняли и не свыклись с мыслью, что за телевидение хорошего качества нужно платить деньги (хотя тенденция к изменению мнения прослеживается).
-В связи с этим более общий вопрос: с какими сложностями приходится сталкиваться при создании канала?
-При создании каналов, как и в любом производстве, сложности могут ожидать на каждом шагу: от разработки идей каналов, прописания концепций до утверждения бизнес-плана и получения финансовой поддержки.
Неизбежно возникают юридические вопросы: получение лицензий, установление договоренности с распространителями каналов, переговоры о поставках контента и покупках прав на него. Необходим также поиск и создание профессиональной команды, которая будет работать над претворением идей в жизнь.
Другая сложность - техническая база. В холдинге "Ред Медиа" мы решили вложить средства в создание собственной технической базы. Наличие производственной базы позволяет увеличить объем создаваемого контента, улучшить его качество. Все этапы сложны и незначительных вещей тут нет.
Запуская свои каналы, о трудностях знаем не понаслышке. Всего лишь за год нам удалось запустить в эфир восемь каналов. Для сравнения: у "Первого канала" сейчас четыре нишевых канала, у "Стрим-ТВ" - пять, у "Арт-Медиа" - три канала.
-Производство каких программ наиболее рентабельно?
-Совершенно очевидно, что наибольшей популярностью будет пользоваться тот контент, который необходим зрителям и за который они готовы платить. А готовы они платить за качественный продукт, который им интересен на данный момент времени.
Важно почувствовать вовремя, в чем этот интерес, какие программы будут смотреть, а также подумать о том, будет ли спрос на эту программу вне телеканала. Так, на канале "Ля-минор" была создана программа, выходящая в прямом эфире, посвященная бардовской песне, городскому романсу. Программа настолько популярна, что был подготовлен выпуск для продажи ее на DVD.
-Каких каналов на рынке больше/меньше? Какие каналы пользуются наибольшей популярностью?
-Мне кажется, достаточно много музыки, она вызывает уже меньше интереса, чем раньше. Много фильмовых и спортивных каналов. Поэтому для нас при разработке стратегии создания каналов было важно найти ту нишу, которая отличала бы наш новый канал от уже имеющихся на рынке. Иногда это сделать достаточно сложно, иногда надо просто рисковать. Например, мы решили запустить канал, который был бы узкоспециализированным, с совершенно определенной четкой целевой аудиторией. Так появился канал "Индия ТВ", где демонстрируются фильмы Болливуда, музыкальные клипы, документальные программы. Канал посвящен жизни, культуре и истории исключительно одной страны. Я уверен, что и в дальнейшем платное телевидение будет развиваться по пути увеличения количества специализированных нишевых каналов.
-С чем связан тот факт, что наблюдается нехватка именно документального кино: дефицит творческих кадров, которые бы участвовали в создании подобного контента, или есть другое объяснение этому явлению?
-За последние несколько лет появились каналы документального кино, которые тоже популярны и имеют своего зрителя. Но на рынке постоянно ощущается нехватка хороших отечественных документальных программ, с чем мы столкнулись при создании канала "365 дней".
Причины разные: много информации было ранее закрыто, некоторые интересные моменты истории нашего государства просто не освещались. В последнее время интерес к событиям нашей истории сильно повысился. А если есть интерес, то возникает необходимость его удовлетворения. Хотел бы уточнить - особенно остро чувствуется нехватка современного отечественного документального кино, профессиональное производство которого уже планируют многие нишевые каналы, в том числе и каналы "Ред Медиа".
-Чем, на Ваш взгляд, российский рынок контента отличается от западного?
-Я думаю, что менталитет российского человека немного отличается от менталитета западных людей. Именно поэтому при создании российского контента эту разницу надо учитывать. Хотя если речь идет о высокобюджетном и качественном продукте российского или зарубежного производства, то отличия могут быть не очень заметными. Сейчас появляется много отечественных компаний, которые производят контент настолько профессионально, что нисколько не уступают, а во многом и превосходят западные образцы.
К тому же растет техническое оснащение, что, безусловно, позволяет применять больше интересных эффектов и, в свою очередь, улучшать создаваемый контент.
-Российский рынок контента сейчас заполнен сериальной продукцией. Можете ли вы как поставщик контента спрогнозировать дальнейшее развитие этой тенденции?
-Что касается сериальной продукции, мы сегодня не являемся ее поставщиком. Мы производим канал сериалов и выступаем покупателями сериалов. Конечно, мы, как и многие другие каналы, испытываем потребность в разнообразии сериального контента. Сериалы имеют высокие рейтинги, поэтому они будут сниматься и их будут продолжать покупать.
-По какой схеме строятся взаимоотношения канала и держателя прав на контент?
-Производя восемь каналов, мы, безусловно, выступаем покупателями прав у производителей контента. В этом случае, конечно, речь идет не о сотрудничестве, а об обычной купле-продаже. Но необходимость сотрудничества все же существует. Мы договариваемся с некоторыми производителями о создании контента различного формата исключительно под наш заказ: это съемка документальных, комедийных фильмов и других программ.
Такое сотрудничество с производителем позволит только улучшить качественное содержание каналов.
-В чем заключается разница в работе контентодержателя с крупными каналами и с небольшими (региональными) компаниями?
-Как я уже говорил, мы приняли решение развивать собственное производство программ, таким образом приобретая статус и держателя прав на контент. Естественно этот контент мы планируем продавать как крупным каналам, так и региональным вещательным компаниям России и стран СНГ. Для крупных каналов необходимо учитывать хронометраж и концепцию каналов для того, чтобы наш контент мог быть интересен им.
Что касается региональных компаний, то я предполагаю, что им более интересно долговременное сотрудничество и различные цикловые программы, чтобы это была не разовая продажа, а работа, которая будет продолжаться и в дальнейшем.
-В связи с внедрением цифрового телевещания в России будет ли меняться политика компаний, создающих/предоставляющих контент?
-Цифровые возможности позволят увеличить количество каналов, которые сможет смотреть зритель, соответственно обострится конкуренция и, следовательно, повысится качество контента.
Кроме того, внедрение цифрового телевидения позволит увеличить и набор сервисных услуг для абонентов, более быстрыми темпами будут развиваться дополнительные сервисы, например, "видео по запросу" (VOD), PPV. И именно цифровое телевидение позволит предложить абоненту расширенный комплекс услуг.
-Большое спасибо, Роман Борисович.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2007
Посещений: 19511
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций