В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Что делать, если телеканал или киностудия не верят в ваш гениальный замысел и не дают денег, а в “Фонде Кино” или Министерстве культуры нет родственников? Отказ, конечно, неприятен, но для настоящего продюсера не является серьезным препятствием.
Вы будете удивлены, когда узнаете, что все ПРИБЫЛЬНЫЕ российские картины с небольшими бюджетами снимались без участия государства. Например, криминальная драма 1995 года “Любить по-русски” заработала в кинотеатрах почти 200 тыс. долл. (в переводе с тогдашних рублей) при затратах на производство 80 тыс. Теперь уже трудно представить, каких нечеловеческих усилий стоил режиссеру и продюсеру Евгению Матвееву поиск финансов в нищей России 90-х. Другой яркий пример – боевик “Бумер”, ради которого режиссер Петр Буслов продал свой любимый BMW, внеся недостающие средства в бюджет фильма. В итоге почти 700 тыс. долл. затрат превратились в 1,5 млн дохода.
Знаменитый ныне режиссер Роберт Родригес заработал инвестиции для своего первого полнометражного фильма с риском для жизни. Целый месяц врачи ставили на нем эксперименты, проверяя действие новых медикаментов. Заработанный гонорар, целых 8 тыс. долл., был истрачен на съемки, монтаж и озвучивание микробюджетного фильма “Музыкант”, (El Mariache, 1982), производство которого многократно окупилось, а сам фильм принес его создателю почет, уважение и, что немаловажно, огромный доход.
Гениальный создатель “Терминатора” Джеймс Кэмерон увидел киборга с горящим красным глазом во время горячки, написал сценарий и целый год напрасно обивал пороги крупнейших голливудских студий, пока не встретил красивую молодую девушку – начинающего продюсера со связями Гейл Энн Херд. Она купила у него сценарий за один доллар, а он предложил ей руку и сердце. Вскоре Джеймс Кэмерон получил от киностудии 6 млн долл. на создание будущего блокбастера, который в 1983 году “порвал” кассу по всему миру.
Я не призываю продюсеров к донорству органов, сдаче крови в промышленных масштабах или посмертной продаже скелета с получением разовой выплаты при жизни. И не считаю, что нужно связывать себя узами брака ради получения выгодного заказа, хотя не против разумного совмещения приятного с полезным.
Один из них – это так называемый краудфандинг (сложное слово, которое так же трудно произнести, как название знаменитого исландского вулкана Эйяфьядлайекюдль), но, как говорится, хочешь жить, учи иностранные языки. Краудфандинг, согласно Википедии, – это “коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций”.
В западных странах данный механизм существует уже сравнительно давно, соединяя страждущих славы творцов и публику, падкую на все новое.
Самый известный проект, снятый на народные европейские деньги, – “Железное небо” (2012 год), абсурдистский боевик о нападении на Землю нацистов, скрывающихся на Луне. Создатели собрали через всемирную сеть 7,5 млн евро. Кроме того, они привлекли к работе над картиной всех желающих фанатов: пользователи снимались в качестве актеров, подавали сценарные идеи, помогали с производством компьютерных эффектов. Успешный бокс-офис позволил авторам приступить к продолжению.
Знаменитый казахско-российско-американский режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов к сетевому финансированию относится с пиететом, ведь, как известно, деньги имеют свойство заканчиваться в самый интересный момент.
Летом 2014 года его компания “Базелевс” завершила съемку новаторского боевика “Хардкор”, однако на постпродакшен бюджета уже не хватало. Недостающие средства были найдены с помощью портала “Indiegogo” (один из крупнейших краудфандинговых порталов мира, специализирующихся в области медиа, созданный в США при участии Славы Рубина, инвестора с российскими корнями, который разрешает открывать аккаунты россиянам). В общей сложности 2078 человек внесли почти 255 тыс. долл., и фильм, наконец, вышел в прокат. Сбор денег стал успешным благодаря оригинальным рекламным роликам в стиле игровых шутеров.
Российский актер и продюсер Александр Невский (фамилия при рождении Курицын), давно обосновавшийся в США, в альтернативные источники финансирования не верит и к помощи Интернета никогда не обращался. В феврале 2016 года на экраны США, Белоруссии и России вышел спродюсированый им боевик “Разборка в Маниле” (Showdown in Manila).
“Мои фильмы, – сказал он в интервью, – продаются на десятках территорий, что позволяет легко получать авансы на следующие проекты, а также привлекать инвесторов, которые понимают арифметику предыдущих картин. Продюсерам успешных международных проектов альтернативные способы не нужны. Спрос на качественный продукт продолжает существовать. Бесспорно, в последние годы ситуация усложнилась, потому что продажи ДВД почти умерли, а Интернет пока не дает нормальных денег. Если у фильма есть шанс на театральный прокат, это улучшает ситуацию”.
Любопытна история создания документального фильма “Здорово и вечно” о музыканте-фронтмене группы “Гражданская оборона”. Наталья Чумакова (вдова певца и музыканта Егора Летова) вместе со сценаристкой Анной Цирлиной пять лет снимали и монтировали картину, не рассчитывая на помощь профессиональных кинематографистов и помощь государства. Когда у них закончились деньги, партнеры обратились к сайту Kroogi, где объявили сбор средств. К их удивлению, нужная сумма была собрана всего за месяц. В итоге документальный фильм (большая редкость по нынешним временам!) в день 50-летия Егора Летова и 30-летия группы вышел в прокат в кинотеатрах и даже собрал приличную кассу: почти 130 тыс. долл.
Один из самых успешных крауд-фандинговых проектов России (если не самый) – это военно-исторический фильм “28 панфиловцев”. Его премьера планируется на ноябрь 2016 года. Режиссер и продюсер Андрей Шальопа приступил к съемкам еще в 2013 году, но быстро исчерпал финансовые ресурсы. Тогда он обратился к помощи интернет-пользователей, которые перечислили 30 млн руб. Никого не смутило, что главный военный прокурор СССР еще в 1948 году назвал информацию о подвиге панфиловцев художественным вымыслом, сфабрикованным журналистами газеты “Красная Звезда” и изменником Родины И.Е. Добробабиным. С помощью блогера Дмитрия Пучкова (“Гоблина”) создатель картины придал кампании по сбору средств широкую огласку. Вскоре на патриотический проект обратил внимание Владимир Мединский, и Министерство культуры РФ выделило грант на сумму 30 млн руб.
Удивительно, что сам Андрей Шальопа в интервью журналу “Broadcasting” довольно скептически отозвался о возможностях Интернета:
BC: Вы довольны проведенной кампанией?
Андрей Шальопа: Краудфандинг открывает большие возможности, но эффективен только при наличии хороших медийных ресурсов.
BC: Сколько налогов вы заплатили с собранной суммы?
А.Ш.: С собранной суммы платится подоходный налог. Если у вас ИП с упрощенной системой налогообложения, вы заплатите 6%.
BC: Какую часть забрала себе сама платформа?
А.Ш.: Платформы забирают себе 10–15% процентов от суммы сбора. Поэтому я всем всегда говорю: “Никогда не собирайте деньги на платформах!”
BC: В будущем вы планируете обращаться за помощью к пользователям Интернета?
А.Ш.: Я планирую делать интересные мне проекты, источники финансирования у них могут быть самые разные. Я не знаю, буду ли еще прибегать к краудфандингу или нет.
BC: Какие у такого способа финансирования есть недостатки?
А.Ш.: Краудфандинг – не самый быстрый способ финансирования проекта. Это, пожалуй, единственный недостаток. Но это очень серьезное ограничение.
BC: Как идет работа над фильмом? В какой она стадии?
А.Ш.: Фильм “28 панфиловцев” выйдет в прокат 24 ноября 2016.
BC: Что бы вы посоветовали начинающим продюсерам в плане поиска финансирования?
А.Ш.: Начинающим продюсерам стоит начать не с желания заработать, а с потребности создать фильм. Не с источников финансирования, а со сценария.
По мнению Дмитрия Рудовского, генерального продюсера “Art pictures Studio”, фильм “28 панфиловцев” – единственный пример успешного финансирования с помощью краудфандинга. “И если брать итоговый бюджет, то сетевые сборы обеспечили процентов 13–15% от бюджета”. Доверять этому источнику полностью нельзя.
В июне 2016 года главный приз кинофестиваля “Кинотавр” завоевал фильм “Хороший мальчик” (режиссер Оксана Карас). Продюсером картины стал Василий Соловьев, до этого работавший спортивным комментатором (надо признать, он был одним из лучших) на канале “НТВ Плюс спорт”. Василий Анатольевич дал нам короткое интервью в качестве зрелого мэтра:
BC: Как вы относитесь к краудфандингу?
Василий Соловьев: С интересом. Примеров удачного производства полнометражных фильмов на собранные в сети деньги еще меньше, чем окупившихся в прокате проектов. Короткометражки – пожалуйста. Но их можно и за три копейки снять. А большое кино – только условно. Если двести человек соберутся работать бесплатно и им кто-нибудь даст бесплатную технику, то это будет условно бесплатное кино, которое на самом деле стоит 100 тыс. руб., умноженное на 200 человек, что равняется 10 млн руб. человеческих ресурсов плюс 5 млн руб. бесплатной техники. И это минимум-преминимум. Мой друг и компаньон Юлия Мишкинене неоднократно собирала в Интернете на свои документальные и художественные проекты, один из которых – “Рыба-мечта”, участник “Кинотавра”. Но это больше не продюсерское, а авторское кино, так как режиссер и другие не только работали бесплатно, но и вкладывались. Честно говоря, я себя считаю первопроходцем краудфандинга. Когда мы с Пашей Бардиным (Павел Гарриевич Бардин – российский кинорежиссер, сценарист и продюсер, сын знаменитого мультипликатора Гарри Бардина) решили снять фильм “Россия 88”, то я ходил по друзьям и собирал по 500 долл. Всех их мы считали инвесторами и думали, что сможем деньги вернуть. Однако судьба фильма сложилась иначе. Это долгая и не очень веселая история. Самый мой любимый рассказ про краудфандинг – это когда члены одного конного клуба в США купили вскладчину хорошего скакуна, а потом вскладчину содержали. Затем они отправились на скачки в Кентукки. Обычно хозяева лошадей, шейхи и миллиардеры, прибывают туда на частных самолетах и “Роллс Ройсах”, а эти деревенские ребята приехали на желтом школьном автобусе. И знаете, они выиграли те скачки! Мечты сбываются!
BC: Если бы вам снова пришлось снимать “Хорошего мальчика”, какие ошибки вы постарались бы не повторить?
В.С.: Ошибок было множество. Я даже целую книгу пишу сейчас для молодых продюсеров. Парадокс заключается в том, что иногда ошибка может привести к более интересным результатам, чем идеально выверенная траектория. Вот краткое саммари по приобретенным навыкам:
1. Умение правильно договариваться с авторами и заключать договоры. Это помогает сохранить дружеские отношения с большинством людей – никому на слово верить нельзя.
2. Желание работать только с теми, с кем хочется. Не нравится, а хочется. Это должны быть вменяемые люди из дружественного круга и обязательно профессионалы, так как только они впоследствии притягивают к себе деньги.
3. Умение добиваться своего и доводить до конца, чего бы тебе это ни стоило. Чужое мнение важно, но только твое является окончательным, потому что ты несешь ответственность за результат.
ВС: Какой бы совет вы могли дать для новичков? Какие источники финансирования существуют для желающих снять свой проект?
В.С.: Советов можно дать много, но схем всего три:
Существует еще множество способов привлечь финансирование. Студентов продюсерских факультетов учат разным премудростям, как добыть дополнительные деньги, вплоть до выпуска акций или кредитования в банке под залог имеющихся активов. В реальной жизни, как мы увидели, все гораздо проще – талант, настойчивость и хорошая идея пробьют любые (почти) стены. Завершая свою небольшую статью, хочу вспомнить анекдот:
– Скажите, миллион – это много или мало?
– Все зависит от того, хочешь ты его заработать или потратить…
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2016
Посещений: 7938
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций