В рубрику "Управление" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Как это происходит
Демпинг встречается в разнообразных видах и формах, но в любом случае понижение цен для вытеснения конкурентов в целом опасно для звуковой индустрии. Самая распространенная схема звукового демпинга относится к звукорежиссеру или звуковой компании, которые получают доход как от своей работы на площадке, так и от сдачи оборудования в аренду. Для демпинга здесь могут быть варианты. Во-первых, ставка звукорежиссера/ассистента/ бумщика в смену может значительно занижаться. Даже учитывая длительность проекта и самые теплые и приятельские отношения с продюсером, существует минимум, ниже которого профессиональному и опытному специалисту опускаться ненормально. Во-вторых, оборудование стоит денег, амортизируется и изнашивается, поэтому не может идти бесплатным приложением к звукорежиссеру или сдаваться практически за бесценок. В-третьих, возможен вариант демпинга по обеим позициям одновременно. Такое снижение цены, предпринятое одной компанией, привлекает большое количество продюсеров и продакшенов и вызывает перераспределение долей рынка. Заказы же конкурентов резко падают, и это чувствуется довольно ощутимо. Конкуренты, чтобы остаться на плаву, идут на такое же снижение своих цен. Равенство цен соперников восстанавливается, но на более низком и, следовательно, менее выгодном для всех уровне. Общий объем заказов на производство ТВ-программ и фильмов из-за снижения цены не увеличивается, а в условиях кризиса наоборот снижается. При этом все восстанавливают свои доли рынка, а получают минимальную маржу. Рынок обрушен. Ко всем минусам добавляется продюсер, который все понял и начинает “додавливать” тем, что “ну бюджета на этот проект совсем нет... а вот более дружественная компания “Суперсаунд” мне обещала сделать со скидкой 70%... а у тебя всего 65%?”.
В звуковой сфере факт снижения цен связан либо с длительностью проекта, либо с банальным демпингом. Ставки у всех компаний примерно одинаковые, поэтому насколько уменьшается смета за объем, всем известно. Демпинг же виден особенно явно сейчас, когда никаких экономических предпосылок для снижения цен на рынке нет. Наоборот, жизнь подорожала вдвое, равно как и стоимость закупки оборудования. Вложив свои деньги в оборудование, компания никогда не сможет сдавать его дешевле, чем те, кто не вложил ни копейки или же купил дешевый б/у комплект. Парадокс нашего российского рынка заключается в том, что за дорогое оборудование те же продюсеры платить не хотят, но при этом мечтают получить за Roland качество записи как на Aaton, не особо вдаваясь в детали, в чем отличие и какая разница в цене.
В моем понимании демпинг может быть приемлемым инструментом конкурентной борьбы только в том случае, когда это не отражается на качестве конечного продукта. Это могут позволить себе компании, которые обладают мощностями и знают, куда они идут, что и зачем делают. Другими словами, это должна быть продуманная стратегия, которая не ведет к студентам-звукорежиссерам и таджикам-техникам вкупе с одним бумщиком вместо двух для чистого 99%-го звука на сериале. К сожалению, в нашей стране качество звукозаписи – это последнее, что интересует большинство продюсеров. Я благодарен тем людям, у которых есть силы и желание смотреть чуточку дальше, чем смета и бюджет, и стараться сделать не просто хороший и смотрибельный продукт, а лучший. И тем, кто понимает важность звука, прислушивается к советам звукорежиссера, берет его на отсмотр площадки, знает, зачем нужен этот человек в наушниках, почему он останавливает съемочный процесс и просит что-то переписать, и тем, кто действительно умеет с ним профессионально взаимодействовать. Иначе работа звукорежиссера не имеет никакого смысла. Как часто бывает, у операторов просто добавляется функция “повесь микрофон”, и впоследствии продюсеры знакомятся с тонировкой.
В моей компании, которая занимается полным циклом звукового производства, мы сталкивались с демпингом во всех областях звукового обеспечения: как с разовыми мероприятиями по снижению цен наших конкурентов, так и с их агрессивным поведением с целью занять желаемое положение на рынке в расчете на возмещение в будущем текущих убытков. Я считаю, что для предотвращения ценовой войны прежде всего необходимо сообщить конкурентам о том, что планируется снижение цены и с чем это связано.
Довольно распространенное сейчас явление – это демпинг специалистов в области звука из стран ближнего зарубежья, и, ввиду политической ситуации, в особенности из Украины. Это печальная история, их можно в какой-то степени понять, но, тем не менее, оправдать нельзя. Когда нет никакого заработка, и звукорежиссер вынужден покидать свою страну, он приезжает со своим оборудованием в Москву и готов работать за копейки, чтобы выжить. Этот демпинг я лично, наверное, поставлю последним пунктом. Но в любом случае, прежде чем приезжать, всегда есть возможность изучить рынок через Интернет. Никто ж не запрещает работать, тем более, спрос на высококлассных специалистов есть всегда, просто все должны работать по каким-то правилам и знать, что можно выходить за такую сумму на этом проекте.
У нас существует чат, где в онлайн-режиме звукорежиссеры обмениваются информацией о том или ином проекте, а также различные группы и сообщества в социальных сетях. Это некоторого рода функционирующий профсоюз, состоящий из работающих профессионалов, куда входит порядка тысячи человек. Департамент звука проводит совместные встречи, следит за соблюдением честной конкуренции, выносит на обсуждение различные рабочие вопросы и поддерживает коллег. Нам далеко до лицензирования звуковых компаний и фрилансеров, но первые шаги на пути к этому уже сделаны. Важно понимать, что из себя представляет тот или иной специалист, каким оборудованием действительно владеет та или иная компания, чтобы избежать посредников и удорожания стоимости услуги для конечного заказчика. Это довольно тонкий момент, когда твой коллега просит у тебя твое оборудование и выдает его за свое, и порой сложно принять адекватное решение, как поступать в таких ситуациях, не посоветовавшись с авторитетными коллегами. Звуковое сообщество создает актуальные списки звукорежиссеров, где указана информация о сфере деятельности, контакты, наличие личных комплектов оборудования и т.д. Такие списки можно найти в открытом доступе в Интернете. В наших реалиях, когда уровень организации съемок и мероприятий по звуку очень низкий, а получение заказов происходит по принципу “дядя/друг/знакомый”, считаю это правильной и необходимой мерой, которая поможет упростить и оптимизировать работу как звукорежиссеров, так и заказчиков.
Культура звука и профессиональная этика – это то, что дает звукорежиссеру или руководителю звуковой компании понимание и осознание той черты, которую можно или нельзя переступать в честной борьбе за свое место под солнцем. Существуют негласные нормы, которым стараются следовать. Нужно начать с того, что в нашей индустрии очень мало людей с высшим образованием, а с высшим профильным – еще меньше. Университет дает не только багаж знаний, но и прививает культуру и понимание профессии. Если ты учишься звукорежиссуре “в поле”, эти тонкости зачастую обходят тебя стороной. Ты можешь быть состоявшимся специалистом и знать, как лучше записать звук, но все равно не сможешь до конца понять, что же ты сделал не так, когда тихонько купил свой небольшой ТЖК-комплект и за спиной поставил это оборудование на проект, который тебе доверил вести твой начальник. Звуковой мир очень тесен, и каждый понимает, что плевать в колодец, из которого пьешь, это не то что неэтично, а даже губительно для молодого специалиста. Со мной работают перспективные ребята, выпускники ГИТРа и других профильных вузов, которые слов “демпинг” и “нечестная конкуренция” просто не знают. Они потратили пять лет в институте и сдавали моноспектакли для того, чтобы каждый день доказывать, что они лучшие, и развивать звуковую отрасль, а не обваливать и убивать ее. За такими специалистами будущее. Помимо культуры, к бизнес-этике относится честность и открытость в первую очередь перед своими коллегами. Я считаю, что лучше вовсе не давать доверительный профессиональный совет, чем предоставлять конкуренту заведомо ложную информацию, например об уровне цен на ту или иную услугу. Ведь на телевидении очень сложно хранить тайны, а репутацию потерять довольно легко. Также тебе всегда расскажут обо всех, кто улыбается тебе при встрече и, зная твои цены, за спиной шепчет продюсеру, что он сделает дешевле или вовсе поставит звук в придачу. Я считаю, что нужно соревноваться в качестве, а не плести интриги. Конкуренция должна быть! Но она должна носить дружелюбный и уважительный характер – переманивать клиентов, перехватывать заказы, демпинговать, шельмовать коллег – тот, кто поступает подобным образом, встречает осуждение профессионального сообщества. Работайте и зарабатывайте свою репутацию. Тогда и к вам будут обращаться ваши клиенты, и их не придется переманивать. Говоря об этике, также скажу, что никто не отменял такт и скромность. Заходит к тебе на склад стажер и начинает с горящими глазами хватать все микрофоны подряд и спрашивать, где и, главное, за сколько ты купил каждый девайс. Такие манеры обычно мешают как в работе, так и в обычной жизни. А классический риторический вопрос “за сколько ты поставил оборудование на этот проект” порой вызывает желание сразу уволить такого человека. Поэтому всегда сложно найти твоего идеального сотрудника в сфере звука, где мало что регламентировано, задокументировано и отсутствуют профсоюзы, а оборудование доступно, и его может купить любой студент при наличии финансовой возможности родителей. Человек должен не только качественно писать звук, но и обладать исключительными навыками в коммуникации и дипломатии для общения с группой, потому что он каждый день представляет тебя и твою компанию на съемочной площадке, а также иметь высокие моральные принципы и понимать деловую этику. Такие люди, как правило, всегда трудоустроены и не задумываются о демпинге.
Есть различные экономические стратегии и методы борьбы с демпингом. В силу специфики звукового бизнеса и ценообразования, далеко не все из них могут быть применимы.
1. К сожалению, профсоюзов звукорежиссеров и контролирующих органов у нас в стране нет, но их функцию частично может выполнять звуковое сообщество, которое всегда оперативно реагирует на случаи демпинга. Прежде всего, про демпинг нужно сообщать и сначала лично, а затем и коллективно разговаривать с теми, кто прибегает к таким мерам. Это носит рекомендательный характер, и, конечно, никто не собирается решать вопрос, как в 1990-е. Но, как я уже писал выше, встречаются люди, которые просто не способны понимать нормы деловой этики, и с ними можно разговаривать бесконечно, но к единому решению вы не придете, только потратите время.
2. На рынке всегда будут заказчики – покупатели цены. Для них всегда найдется дешевое предложение. Но есть заказчики, для которых важно качество услуги. Поэтому на демпинг необходимо отвечать высоким качеством уровня услуг. С другой стороны, в нашей стране качество сложно назвать конкурентным преимуществом. Мне, правда, очень бы хотелось быть в этом неправым.
3. Принимать ответные меры по снижению своих цен, которые носят временный характер. Лучше всего выяснить, какая услуга является основной у вашего конкурента, какая приносит ему больший доход. И снижать цену именно на нее.
4. Повышать лояльность клиентов. Это в принципе нужно делать вне зависимости от внешних факторов. Вспомните, с кем вы работали и работаете сейчас. Подумайте, как они могут полюбить вас еще больше. Уверен, ваши заказчики ответят вам взаимностью.
Демпингующая компания действительно получает преимущества, но кратковременные. В долгосрочной перспективе она проигрывает. Фактически демпинг приводит ее в другую ценовую нишу, из которой выбраться очень сложно.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2015
Посещений: 10874
Автор
| |||
В рубрику "Управление" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций