В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Наталья Назарова
Режиссер фильма "Дочь"
|
Людей надо приучать опять ходить в кинотеатры |
— Расскажите о том, как вы начали работать над этим проектом. Что вас в нем привлекло? Чем авторы фильма могут заинтересовать продюсера на стадии разработки проекта?
— Я написала сценарий "Дочь" и хотела запуститься с дебютом. Но ситуация в кино к тому времени не способствовала альянсу продюсеров и дебютантов. Сценарий предлагали выкупить, но меня не запускали. Я решила ждать. Прошло два года. Однажды Саша Касаткин, мой друг и коллега (он снял по моему сценарию фильм "Слушая тишину") спросил с такой режиссёрской тоской в глазах, нет ли у меня сценария. Я уже как-то стала терять надежду, да и Саша хороший режиссер, я и говорю: "Ладно, отдаю тебе "Дочь". Но учти, от сердца отрываю". Тут Саша и говорит: "А давай снимем вместе". И мы стали снимать вместе.
Для меня это очень личная история в том плане, что тема верности меня эмоционально очень волнует. Мне кажется, в современном мире ее мало. Есть много объяснений, оправданий, почему можно предать, изменить, забыть, а вот простой стойкости, хорошего человеческого упрямства нет. Или оно есть, но неразличимо в потоках самоугождения, саможаления.
Мне кажется, авторы фильма могут заинтересовать продюсера прежде всего хорошей, добротной историей и своим энтузиазмом, выраженном в артикулированном художественном решении. Я не продюсер, но если ко мне придгт человек и расскажет историю таким образом, что я сама ее захочу посмотреть, или по крайней мере возникнет образ, ощущение будущего фильма, то это уже сильный аргумент "за".
— Что бы вы посоветовали начинающему режиссеру? Насколько сложно осуществить собственный проект в России? Чем проще заинтересовать инвесторов — фильмом или сериалом? Почему?
— Начинающему режиссеру я прежде всего посоветовала бы быть скромнее и слушать тех, кто больше умеет. Не пытаться строить из себя режиссера, а просто учиться, слушать, впитывать информацию, не бояться задавать вопросы. При этом быть начеку — если чувствуешь, что твоя мысль, ценная для тебя, размывается, скажи себе "стоп", это я менять не буду. Очень важно вовремя остановиться и сказать нет, но при этом не злоупотреблять этим словом. Также я бы посоветовала меньше давить на актеров, меньше "режиссировать". Не давать результативных задач: "А вот тут у тебя истерика!" Надо научиться подводить актера к результату. Они могут очень много отдать, если по-умному с ними работать. Также мне кажется важным не пытаться непременно втиснуть актера в свое видение сцены. Он, может быть, сыграет лучше, только надо быть готовым к новому. Важно не показывать актерам, что тебя не устраивает, как они играют. Они очень нежные и потом вообще ничего не сделают. Надо хитрить. Актер, уверенный в том, что он делает от раза к разу лучше, в результате сыграет хорошо. Расстроенный актер, по моему опыту, — испорченная сцена, а то и смена (бывают редкие случаи, когда надо наоборот, но это исключения из правил).
Так как мой первый проект осуществлен в России, я не могу сравнивать. Трудностей финансового, организационного порядка — море. Но все же, если хоть малейшая возможность начинает осуществляться, это уже хорошо.
Инвесторов конечно, проще заинтересовать сериалом. Деньги легче "отбивать". Правда, инвесторы бывают разные. Зависит от мотиваций. Кому-то нужно денег заработать, а кому-то на фестивали поездить.
— Каковы особенности производства кино в России по сравнению с Западом? Совпадают ли предпочтения аудитории у нас и за рубежом? Часто ли бывает так, что фильмы российского производства непонятны и неинтересны зарубежному зрителю? Почему?
— Я не сильна в сравнениях, я только начала свой путь в режиссуре. Единственное могу сказать, что в Америке, где я снималась как актриса в независимом кино, я наблюдала работу съемочной группы — все работают очень быстро. Нет "раскачки". Зато личных отношений у нас больше, все теплее.
По-поводу аудитории, мне кажется, ни у кого нет объективной картины. Мнение, что нашей аудитории нужно только развлекаться, мне кажется преувеличенным. Так как нет сети кинотеатров в стране, то и объективного мониторинга не существует. Это все в головах людей. Качество нашего мейнстрима пока низкое, неконкурентоспособное, подражательное, поэтому винить аудиторию в том, что она не хочет смотреть "осетрину второго сорта", нельзя. Когда мы будем производить более оригинальный продукт и иметь возможность его показать людям, мне кажется, мы сможем сравнивать. У меня есть знакомые в городе Киржач во Владимирской области. Это простые рабочие. Они "тупые" фильмы как-то не рвутся смотреть. А кинотеатра в городе нет. Вот и все. Людей, ко всему прочему, надо приучать опять ходить в кинотеатры. Мне кажется, если кинотеатры появятся, нужно буквально запускать социальную рекламу, чтобы вечер в кинотеатре стал семейной традицией.
Отвечать от лица зарубежного зрителя я не могу, так как я местный зритель, но мне кажется, если история универсальна по теме, хорошо снята и сыграна, проблем не будет. Если есть национальный колорит, особенности — тут будут проблемы. Но вообще, все дело в качестве фильма. Смотрим же мы Ким Ки Дука...
— Какую роль играют фестивали в дальнейшей судьбе фильма?
— Фестивали играют большую, чуть ли не определяющую роль в будущей судьбе фильма. Особенно если есть призы. Это шанс для фильма с маленьким бюджетом как-то пробиться к зрителю.
— Расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях кино и телевидения. Насколько успешны телефильмы? Как объяснить успех множества однотипных сериалов не всегда самого высокого качества на российском ТВ? Какие проблемы могут возникнуть при продаже фильмов на ТВ?
— Я мало смотрю сериалы, поэтому не могу сказать, какие из них успешны, какие нет. Однако знаю, что часто очень примитивные по исполнению и замыслу истории имеют большой успех. Думаю, тут отчасти эффект "голландского стула". Эта история известна — один и тот же стул показывали по голландскому ТВ каждый день. Стул в результате стал очень популярен. Так же и с сериалами, особенно длинными. Триста пятьдесят серий! Актеры буквально вламываются к тебе в дом. Плюс за последние двадцать лет произошло сильное крушение, я бы даже сказала, обрушение общественного вкуса. Эстетическая и этическая планка настолько упала, что всякая ахинея получила шанс на успех. Ну, тут уже вопрос к руководителям каналов — можно и дальше занижать планку и скармливать подсахаренное гнилье. И чем дальше, тем проще. Может, кому-то когда-то и надоест производить продукт для "стада". Поэтому и радует, когда появляются сериалы по серьезным книгам, сложной литературе. Явно люди, производящие их, рискуют, рейтинги, может, невысокие, но мне кажется, это драгоценнейшие проценты времени, вложенного в людей. Это даже своего рода подвиг.
Проблемы с продажей, как я понимаю, складываются из представлений руководителей каналов, что будут смотреть их зрители, а что — нет. На мой взгляд, в этой цензуре всегда много субъективного. Это как на одном из фестивалей на закрытии была только одна водка, так как водочный концерн спонсировал мероприятие. Я водку терпеть не могу, но два глотка пришлось сделать, другого-то напитка нет. А в журналах написали: "Гости фестиваля выпили три тонны водки". Так и с кино. Чем вы нас кормите, то и едим. Тоннами.
— Авторское кино в России — есть ли оно? Что можно считать авторским кино?
— Авторское кино в России есть. Может, сейчас нет такого культурного кинематографического взрыва как в румынском или иранском кинематографе, но отдельные имена, и очень мощные, есть. Для меня наличие в русском кино Сергея Дворцевого уже является доказательством того, что все живо и плодоносит.
Авторским кино можно считать такое кино, которое открывает мир с такой точки зрения, с которой его еще никто не видел. Наверное, так.
Александр Касаткин
Режиссер фильма "Дочь"
|
Для режиссера главное — не быть равнодушным |
— Расскажите о том, как вы начали работать над этим проектом. Что вас в нем привлекло? Чем авторы фильма могут заинтересовать продюсера на стадии разработки проекта?
— Вы знаете, мы с Наташей уже достаточно давно дружим, и я думаю, в данном случае можно говорить о сложившемся творческом тандеме. Мы существуем практически в единой системе морально-этических координат, что и позволяет рассматривать нам те или иные явления нашей жизни практически одним взглядом. Но преимущество данного союза в том, что тема по режиссерски вскрывается как с женской, так и с мужской стороны, причем нам это удается делать, абсолютно "не наступая друг другу на ноги". Это, знаете, как в танце — если чувствуешь партнера, то танец получается и тогда это великое удовольствие и для зрителя и для танцора.
— Что бы вы посоветовали начинающему режиссеру? Насколько сложно осуществить собственный проект в России? Чем проще заинтересовать инвесторов — фильмом или сериалом? Почему?
— В первую очередь режиссер должен знать, для чего он хочет снять свое кино. Даже точнее, если к тебе в руки попадает история, которой ты заболеваешь, то эта энергия должна быть такова, что ты должен чувствовать, что просто не можешь не снять эту историю, даже без собственной фамилии в титрах. Внутри должна быть очень острая энергия неравнодушия к разбираемой теме. Если этого нет или не найдено, то тогда лучше не браться.
— Каковы особенности производства кино в России по сравнению с Западом? Совпадают ли предпочтения аудитории у нас и за рубежом? Часто ли бывает так, что фильмы российского производства непонятны и неинтересны зарубежному зри телю? Почему?
— Про предпочтения западной аудитории мне говорить трудно. Знаю, что на Западе наш кинематограф интересен только лентами режиссеров артхаусного кино. В отличие от России на Западе существует большая зрительская аудитория, которая интересуется кинематографом, как искусством. В нашей стране эта аудитория потеряна, то есть зрители, которые любят авторское кино, конечно, есть, но процент их настолько мал, что затраты и риски по привлечению этой группы в кинотеатры не оправданы. С позиции бизнеса — зачем рисковать? Проще взять хорошо выверенный продукт со "звездами", в сетке премьер не перехлестнуться по жанру с конкурентом, провести правильную рекламную кампанию, и можно сказать, результат предсказуем, в чем абсолютно нельзя быть уверенным в случае с авторским кино. А как следствие — площадки кинотеатров в настоящее время равнозначны площадкам аттракционов.
— Какую роль играют фестивали в дальнейшей судьбе фильма?
— Для режиссера артхаусного кино фестиваль — это, пожалуй, единственный путь к признанию и возможности получить финансирование на следующий проект. В данном случае неимоверно важна и фигура продюсера, умеющего выстроить правильную фестивальную программу. Мало снять талантливое и хорошее кино. Нужно его суметь правильно и точно позиционировать на фестивалях и представлять на кинорынке. Это, знаете, тоже целое искусство.
— Расскажите, пожалуйста, о взаимоотношении кино и телевидения. Насколько успешны телефильмы? Как объяснить успех множества однотипных сериалов не всегда самого высокого качества на российском ТВ? Какие проблемы могут возникнуть при продаже фильмов на ТВ?
— Вы знаете, я считаю, что тот скачок, который сделала наша киноиндустрия за последние 12 лет, — от состояния полного коматоза в конце 1990-х до очень и очень приличных проектов в настоящее время, — произошел во многом благодаря мощному телевизионному сериальному производству. Сериальное производство зачастую спасало киноиндустрию от гибели. Помогло сохранить профессиональные кадры, вырастило новые. Я считаю, что сериальный процесс при правильном отношении к своей профессии — это эдакий фитнес. Не будь у меня и других членов нашей команды опыта работы в жестких сериальных рамках, нам было бы очень непросто снять "Дочь" за 29 смен.
— Авторское кино в России — есть ли оно? Что можно считать авторским кино?
— Конечно, есть... И что особенно приятно, имен становится с каждым годом все больше и больше. Появляются новые молодые авторы создающие свое индивидуальное пространство, ищущие интересные формы в сопряжении с темой, о которой они хотят рассказать. То есть художник создает свой уникальный киномир, он может нравиться или не нравиться, быть близок или отторгаться, но в любом случае за этим стоят личная позиция, отношение, система координат, и если ты попал в этот мир и он тебя не отпустил, не оставил равнодушным (со знаком плюс или минус — неважно), то это, наверное, и есть то, что называется авторским кино.
Беседу вел
Иван Сафаров
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2012
Посещений: 10769
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций