В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей Дорофеев
Ведущий консультант MEDIA CONSULTING GROUP
Анализируя рынок телевизионного контента в исторической перспективе, можно разделить всю историю на "до" и "после". Первый исторический период охватывает эпоху так называемого эфирного телевидения, где традиционным каналом распространения телевизионного контента являлось исключительно условно-бесплатное широковещательное телевидение на волнах метрового и дециметрового диапазона. Причем, заметим, приход цифровой эры на рубеже третьего тысячелетия не изменил мгновенно основной концепции пассивного потребления зрителем контента, просто в технических средствах вещателей архаичные лампы и транзисторы были вытеснены микропроцессорами.
Стандартная цепочка эпохи эфирного телевидения: производство контента -формирование выходного Play Out -доставка к потребителю весьма ресурсоемка, что является палкой о двух концах. С одной стороны (и это минус), система производства и доставки контента потребителю недостаточно гибкая и оперативная, нагружена административно и требует значительных финансовых затрат. Однако есть и оборотная сторона медали. По причине той же самой масштабности и генерируемых финансовых потоков вещатели способны создавать (или закупать у сторонних производителей) весьма дорогостоящие программы, привлекая значительные производственные силы и материально-технические ресурсы. Формат такого контента сам по себе в большой степени ориентирован на массового зрителя, хотя всем прекрасно известно, что не бывает "среднего" зрителя, а есть реальные люди с разным материальным достатком, интересами и предпочтениями, причем, что немаловажно, интерес однородной группы зрителей к той или иной программе не означает автоматически, что смотреть ее они смогут в одно и то же время. С приходом цифровых технологий на медиары-нок, появлением нового поколения сетей передачи данных и реализуемых в таковых сетях сервисов ситуация стала меняться. Сама концепция мультисервисных сетей как универсальной многоцелевой среды для обмена (именно обмена,а не односторонней трансляции) различными видами информации заставляет
пересматривать требования, налагаемые на транслируемый в сетях такого
рода контент.
В отличие от традиционного эфирного телевидения, вещающего исключительно в симплексном (одностороннем) режиме (интерактив в виде статистики результатов телефонных опросов в режиме прямого эфира брать в расчет не будем), мультисервисные сети при необходимости способны обеспечить эффективную обратную связь с абонентом, что означает возможность реализовать истинную интерактивность.
Мультисервисные сети способны предложить потребителю принципиально иной формат потребления контента. Благодаря использованию цифровых протоколов сеть распространения контента обретает мультиплатформен-ность. Потребитель получает возможность смотреть интересные ему программы в удобное для него самого время, пользуясь удобным для него самого каналом передачи данных. В качестве примера, можно привести практику реализации таких сервисов, как реализованный "Комстаром" в своей сети IP-телевидения "Стрим-ТВ" сервис "Повтор-ТВ", позволяю
щий абоненту просматривать интересные ему телепрограммы тогда, когда он сам захочет этого. Другой пример - сервис "видео по запросу" (Video On Demand), обращение к которому возможно посредством абонентской телеприставки IPTV, персонального компьютера или мобильного телефона.
Цифровые технологии вещания значительно упрощают и удешевляют производство и доставку информационного продукта до абонента. Стоимость содержания эфирных и цифровых телеканалов несопоставима. Условно говоря, стоимость входного билета в телеиндустрию резко снижается. При этом основной статьей расходов остается производство и закупка контента, а в силу относительно малой капитализации цифровых телеканалов вопрос стоимости контента становится решающим.
Отметим, что преимущества вещания в мультисервисных сетях никоим образом не нивелируют положительные стороны продукта, создаваемого для широкого вещания в эфире, главный аргумент в пользу которого - возможность создавать весьма и весьма дорогой в производстве контент. С другой стороны, резкое увеличение игроков на рынке производства и доставки контента создает значительную конкуренцию традиционному формату широковещательного ТВ. Как пример, можно привести тех же операторов Triple Play - в их IPTV-пакетах обычно представлены как стандартные эфирные каналы, так и цифровое ТВ (будем относить к таковому множество платных нишевых неэфирных телеканалов, доставляемых в сеть распространения посредством спутника и на этапе "последней мили" -по цифровым каналам связи, преимущественно в формате IP-телевидения). При этом у пользователя отпадает необходимость в использовании домашней антенны, все телеканалы доставляются ему консолидированно через IPTV-приставку. Абонент выбирает сам, какой телеканал ему смотреть. Для того чтобы заинтересовать и привлечь зрителя, цифровые телеканалы должны использовать свои преимущества (которые вытекают в немалой степени как раз из выполнимости более полно реализовать возможности муль-тисервисных сетей) и обходить недостатки.
Среди них:
1) Гибкость.
В силу меньшей административной и технической структуры внедрение инноваций, смена форматов и задействуе-мых технологий осуществляются значительно быстрее и безболезненнее именно на цифровых каналах.
2) Креативность.
Обладая меньшими финансовыми и материально-техническими ресурсами, цифровые каналы имеют возможность компенсировать это нестандартным подходом в производстве контента и в выборе закупаемых у внешних поставщиков программ.
3) Инновационность.
Сама концепция цифровых телеканалов строится в расчете на распространение в мультисервисных сетях, и если для эфирного телевидения такие сети -лишь один из способов доставки контента до потребителя, то для цифрового ТВ - это возможность задействовать различные сервисы, позволяющие перевести зрителя из разряда пассивного потребителя контента в категорию непосредственного участника и зачастую соавтора производимых программ. Уже существуют Интернет-телеканалы, поставляющие контент не как жестко сверстанный Play Out, а как набор видеосюжетов, любой из которых можно выбрать для просмотра в удобное для пользователя время, подписаться на новые выпуски посредством RSS-лент и, кроме того, просматривать все это с любого коммуникационного устройства, имеющего выход в Интернет.
Таким образом, можно констатировать, что телевизионный контент в мультисервисных сетях может (и, скорее всего, будет) развиваться двумя основными путями.
Традиционный формат.
Познавательные, информационные, развлекательные и новостные программы, доступные для просмотра в любое удобное для пользователя время.
Интерактивное New Media ТВ.
Программы, допускающие прямое взаимодействие со зрителем. Потребитель информации может влиять даже на программную сетку, выбирая для дальнейшей трансляции интересные для большинства зрителей программы, имея тем не менее возможность выбрать для просмотра любую другую программу.
Вместе с интересными инновациями и открывающимися возможностями телевидения в мультисервисных сетях стоит отметить существование правовых вопросов, до сих пор еще не разрешенных окончательно в силу своей относительной новизны для отечественного правового поля и незрелости законодательства. Так, например, не до конца разрешены нюансы трактовки вопросов авторского права. Показательна ситуация с тем же "Комстаром", запустившим сервис "Повтор-ТВ", где зритель мог в течение суток записать для последующего просмотра программы ряда эфирных телеканалов. Недавно CNews сообщил, что из перечня "Повтор-ТВ" исчезли программы Первого канала, ВГТРК, НТВ и ТНТ, телеканала "Звезда". По мнению менеджмента "Корби-на-Телеком", возможно, "Стриму" были предъявлены претензии правообладателей о нарушении Закона "Об авторском праве".
На фоне роста рынка телекоммуникационных операторов, занимающихся оказанием услуг Triple Play, особенно остро встает проблематика выстраивания рациональных и продуманных систем управления предприятиями, i работающими в сфере создания и доставки телевизионного контента в мультисервисных сетях. Как считает Павел Ребров, автор блога "IPTV в России", времена, когда оператор просто продавал Интернет-трафик с 200-300%-ной маржой позади. Когда прибыльность традиционных услуг связи и Интернет-доступа падает, а уровень конкуренции приводит к активной миграции абонентов, сервисы такого рода, как IPTV, становятся интересны операторам.
Когда обостряется конкуренция и растет борьба за абонента, предприятия должны выстраивать адекватные бизнес-модели с целью выживания и развития на рынке. Впереди будут те компании, которые смогут отстроить структуру, позволяющую гибко подстраиваться под новые реалии рынка в связи с отходом от традиционных схем работы, сложившихся в 1990-е годы.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2008
Посещений: 15447
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций