Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телеимперия чувств, или Почему мы смотрим фильмы ужасов. Часть 1

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телеимперия чувств, или Почему мы смотрим фильмы ужасов
Часть 1

В течение последних 100 лет накопилось достаточно результатов научных исследований, не оставляющих каких-либо сомнений в том, что СМИ, и в первую очередь электронные, постоянно оказывают сильное воздействие на человека. Но немногие знают или просто не задумываются над тем, что воздействуют они прежде всего на эмоции
Ирина Гоголева
Эксперт

Рассматривая степень влияния СМИ, нельзя не учитывать, что эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение его актуальных потребностей. Потому что эмоции (от лат. emoveo – волную, возбуждаю) – это особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, которые в форме непосредственного переживания выражают значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Являясь неотъемлемой частью восприятия СМИ, эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях и в поведении, причем и то и другое связано еще и с физиологической активацией, так как эмоции содержат два компонента: физиологический и когнитивный. Именно благодаря физиологической активации и тем резким изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме (учащается сердцебиение, поднимается давление и пр.), человек способен испытывать эмоцию. Но, кроме того, он размышляет о своих чувствах, ищет причины их возникновения и интерпретирует их.

Применительно к телевидению можно констатировать, что эмоциональное участие, которое вызывает у аудитории какая-либо передача, зависит от того, в какой степени эта аудитория идентифицирует себя с ее героями. А реальность, изображаемая в СМИ, воспринимается зрителем в большей степени тогда, когда персонажи становятся значимыми фигурами в жизни человека и происходит его отождествление с ними. Отсюда происходит подражание поведению героев и следование установкам тех персонажей, с которыми происходит идентификация, или, наоборот, полное отторжение.

Характер и интенсивность эмоций

Характер самой возникающей эмоции в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения какой-либо потребности может быть отрицательным (–) или положительным (+).

Для наглядности можно привести следующий пример. Если голод толкает человека к холодильнику, где он может найти кусок пирога, который сам же туда и положил, то очевидно, что от этой “находки” не возникает вообще никаких эмоций. Но дело обстоит иначе, если вдруг окажется, что пирог исчез (–) или, наоборот, вместо одного кусочка обнаружится целый пирог (+). Или другой пример. Если вкус вкушаемого блюда оказался хуже, чем ожидалось, то возникает чувство разочарования (–) или даже отвращения к этому блюду (или к телепередаче).

То есть возникновение или невозникновение эмоции зависит от количества информации, которой располагает человек (зритель, слушатель).

Такая зависимость выражается простой формулой, предложенной известным канадским психологом Ж. Годфруа: Эмоция = Необходимая информация – Имеющаяся информация

Эта формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возникают, когда человек располагает недостаточным количеством информации, а положительные, наоборот, когда информации оказывается в избытке. Именно поэтому одной из первоочередных задач СМИ является своевременное информирование своей аудитории, особенно в моменты наступления чрезвычайных ситуаций: дать больше необходимой информации, чтобы предотвратить возникающие панику, хаос, страх… Крылатая фраза Уинстона Черчилля “Кто владеет информацией – тот владеет миром” говорит как раз об этом. Исследования различных центров изучения общественного мнения подтверждают: за последние два года увеличилась доля телезрителей (в среднем с 38 до 55%), внимание которых привлекают именно новостные, информационные программы. Причем мужчин среди них стало больше, чем женщин (62 и 56% соответственно).

Интересен тот факт, что интенсивность эмоций зависит и от уровня бодрствования человека. Так, гораздо труднее рассердиться утром, сразу после пробуждения, чем в конце напряженного рабочего дня. Но если уровень активации слишком высок, то ее остаток переносится на последующую эмоцию, которая в результате усиливается. Например, во время просмотра эротического фильма испытуемые, которые только что выполнили трудную работу, проявляли большее сексуальное возбуждение, чем те, которые до этого отдыхали или же смотрели фильм не сразу после нагрузки, а после длительного перерыва.

Также психологами было показано, что мужчины проявляли гораздо больший интерес к интервьюеру-женщине, особенно если она расспрашивала их в каком-либо опасном месте (например, на высоком подвесном мосту), чем когда это происходило в обычных условиях или же условия оставались такими же опасными, но интервью брал мужчина.

Эмоции и интеллект

Итак, понятно, что эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Расшифровка же сигналов этого мира напрямую зависит от интеллектуального развития человека и от его способности интегрировать различные элементы поступающей информации.

Известный российский психолог А.Н. Леонтьев считал, что эмоции имеют важнейшее значение для живых существ, так как служат средством мобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные или неожиданные ситуации. Однако в ходе своего развития эмоции утрачивают прямую инстинктивную основу и приобретают слож-нообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов – социальных, интеллектуальных и эстетических, составляющих главное содержание его эмоциональной жизни.

И чем выше человек поднимается по эволюционной лестнице, тем больше стереотипные эмоциональные реакции, свойственные низшим животным, уступают место сложным и разнообразным формам поведения, а эмоциональные проявления приобретают бесчисленное множество оттенков, при этом разнообразие их увеличивается с возрастом и с обогащением жизненного опыта.

Кроме того, эмоциональная реакция зависит от уровня умственного развития. Чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может понять причину несоответствия между тем, с чем столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому уменьшить свою эмоциональную реакцию.

Таким образом, делает вывод А.Н. Леонтьев, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и играют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль.

Интенсивность переживаний

Эмоциональные переживания различаются также и по их интенсивности. К эмоциональным в широком смысле процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства. В данном ряду наибольшей по интенсивности силой проявления чувств отличаются аффекты.

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными (в вегетативной нервной системе) проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности под влиянием воспитания и самовоспитания.

Одно из свойств аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта. Она может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении – “аффективном взрыве”, сопровождающемся наиболее высокой степенью возбуждения, и проявиться в таких видах, как бешенство, паника, радостное опьянение и т.п. Аффект может вызвать столь сильные изменения в системе кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку и даже наблюдались случаи мгновенной смерти.

Но предметом данного рассмотрения аффекты не являются, потому что телевидение, как показали исследования, затрагивает только такие эмоции, как настроения и чувства. Базальными (основными) среди них считаются: злость, радость, грусть, удивление, беспокойство, отвращение, страх, стыд, вина, симпатия. Собственно эмоции представляют собой более длительные состояния и имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Их важнейшая особенность состоит в способности к обобщению и коммуникации. Поэтому эмоциональный опыт человека формируется и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в соприкосновении с разными видами искусства, в том числе телевизионным.

Чувства же имеют отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связанного с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном, обобщенном или отвлеченном (чувство любви к человеку, родине, чувство ненависти к врагу и т.п.).

Говоря о переживаниях, нельзя не упомянуть “целительные” телесеансы Кашпировского, после проведения которых вместо предполагаемого эффекта выздоровления у многих телезрителей, по их мнению, отмечались признаки резкого ухудшения состояния здоровья. Но воздействие телевидения здесь является лишь опосредованным, причины недугов лежат совсем в другой области (гипноз, внушение и прочие методы воздействия). Поэтому трансляция таких и подобных сомнительных исцеляющих телесеансов на массовую многомиллионную аудиторию (да еще без учета медицинских рекомендаций) просто недопустима. Тем более что в значительной степени она очерняет телевидение как источник информации и проведения досуга.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2011
Посещений: 13457

Статьи по теме

  Автор

Ирина Гоголева

Ирина Гоголева

Эксперт

Всего статей:  36

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций